Дело № 2-5033/2011 Решение Именем Российской Федерации 02 ноября 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукашенко А.М. к Министерству труда и социального развития Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации Исилькульского муниципального района Омской области о восстановлении нарушенного права, установил: Лукашенко А.М. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации Исилькульского муниципального района Омской области о возложении обязанности по осуществлению мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением. В обоснование требований указала, что являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, и имея право на льготы, предусмотренные ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», 08.12.2010 года обратилась в Администрацию Лесного сельского поселения с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Постановлением Администрации Лесного сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 13.12.2010 года № Лукашенко А.М. была поставлена на учет для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Формирование списков граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты, осуществляется органами местного самоуправления в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет. С учетом права на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки направляются в Министерство труда и социального развития Омской области, которое должно сформировать сводные списки по муниципальным образованиям и представить их на исполнение в Министерство строительства и жилищно0коммнуального комплекса Омской области. Истец в такие сводные списки не включена. Жилых помещений в собственности не имеет, проживает и зарегистрирована в <адрес> Просит обязать Министерство труда и социального развития Омской области включить Лукашенко А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области произвести Лукашенко А.М. единовременную выплату исходя из очередности и даты постановки на учет - 13.12.2010 года. В судебном заседании Лукашенко А.М. участия не принимала, извещена надлежаще. В судебном заседании представитель истца Полоцкая Л.М., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что Лукашенко А.М. проживает в <адрес> на условиях коммерческого найма. Своего жилья не имеет и никогда не имела. В декабре 2010 года Лукашенко А.М. была поставлена на учет, как нуждающаяся в жилых помещениях, предоставляемых по условиям социального найма, однако в список на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с ФЗ «О ветеранах» включена не была.. Считает, что Лукашенко А.М. имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, поскольку является вдовой участника ВОВ и пользуется всеми льготами. Представитель Министерства труда и социального развития Омской области Никитина О.А. требования Лукашенко A.M. к Министерству труда и социального развития Омской области считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представила письменные возражения, в которых указала, что п. 7 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", предусмотрен перечень документов, который необходимо представить гражданами, претендующими на получение выплат с целью включения их в соответствующие списки. Лукашенко A.M. представила неполный перечень документов, указанных в пункте 7 Порядка. Для включения в списки граждан, претендующих на получение выплат, помимо прочих документов, в орган местного самоуправления необходимо представить копию правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение. Под правоустанавливающим документом следует понимать документ (совокупность документов), который на основании законодательства и нормативных актов, действовавших в период его составления, бесспорно подтверждает вещное право указанного в нем лица на указанный объект недвижимости и при этом не требует для установления зафиксированного в нем нрава каких-либо других документов. Лукашенко A.M. с целью включения ее в списки граждан, претендующих на получение выплат, представила Главе администрации Лесного сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области договор найма жилого помещения частного жилищного фонда от 11 октября 2003 года. Однако указанный документ не является правоустанавливающим, так как бесспорно не подтверждает вещное право Лукашенко A.M. на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>. Кроме того, в соответствии со ст. 683 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. При этом, если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет. Таким образом, учитывая отсутствие в договоре найма условий о сроке действия договора и о возможности его пролонгации, срок действия указанного договора найма истек 11 октября 2008 года. В соответствии с Порядком органы местного самоуправления Омской области рассматривают представленные документы и по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат. В соответствии с п. 20 Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 18, на каждого гражданина, принятого на учет нуждающихся в жилом помещении, рекомендуется заводить учетное дело, в котором содержатся все предоставленные им необходимые документы. Следовательно, ответственность за полноту и качество документов, содержащихся в учетном деле гражданина, несет орган местного самоуправления. Учитывая, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 9 Порядка предоставление неполного перечня документов, указанных в пункте 7 Порядка является основанием для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, в настоящее время включение Лукашенко A.M. в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, формируемый Министерством, не представляется возможным. Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Иванющенко Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что на основании п. 10 Порядка Министерство труда и социального развития Омской области ежегодно формирует сводный список граждан по муниципальным образованиям Омской области и представляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, на данный момент в списках нет Лукашенко А.М. Учитывая, что Минстрой Омской области формирует списки получателей субсидий на основании сводных списков Минтруда Омской области, оснований для выдачи свидетельства о предоставлении выплаты отсутствует. Так как Минстрой Омской области не уполномочен осуществлять включение граждан в список претендующих на социальную выплату, следовательно, не может нарушить права Лукашенко А.М. Просила исключить Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области из числа ответчиков по данному делу. Представила письменный отзыв. Представитель Администрации Исилькульского муниципального района Омской области Тарасов С.М., по доверенности, требования считал обоснованными. Пояснил, что Лукашенко А.М. включена в список граждан, претендующих на получение денежной выплаты, однако постановка на учет не входит в компетенцию Администрации Исилькульского муниципального района Омской области, которой было сделано все необходимое и сформированы указанные списки. Документы на дом, в котором проживает Лукашенко А.М., отсутствуют и истец не могла их представить, фактически истец проживает в данном жилом помещении на условиях договора найма частного жилищного фонда, дом принадлежит СПК «Лесной». Выслушав стороны, явившиеся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Положениями ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с изменениями от 27.07.2010 г.) установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны. В соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 15 указанного ФЗ участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Таким образом, действие указанных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категории граждан - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в указанных положениях поименованы ветераны Великой Отечественной войны и вдовы Участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что истец Лукашенко А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (л.д. 6). В соответствии с копией справки Лукашенко М.В. являлся ветераном Великой Отечественной войны, имел права и льготы, установленные ст. 15 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 9). 08.12.2010 года Лукашенко А.М. обратилась в Администрацию Лесного сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность как вдова ветерана Великой Отечественной войны (л.д. 10). На основании Постановления Администрации Лесного сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 13.12.2010 года № Лукашенко А.М. принята на учет (л.д. 11). Как следует из письма Министерства строительства жилищно-коммунального комплекса Омской области от 15.07.2011 года № МСжк-6033 на территории Омской области меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями (единовременной денежной выплатой) гражданам из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет. Предоставляются в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п. Согласно абз. 2 п. 9 Порядка формирование списков граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с абз. 4 п. 9 Порядка сформированные списки граждан, претендующих на получение единовременных денежных выплат, направляются в Министерство труда и социального развития Омской области. Согласно п. 10 Порядка Минтруд ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение единовременных денежных выплат, по муниципальным образованиям Омской области и представляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. В Министерство сводные списки, в которых значится Лукашенко А.М., не поступали (л.д. 19). Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 3). Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п/п 2 п. 3). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п/п 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в п/п 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11.1). Каких-либо исключений из указанных категорий граждан закон не предусматривает. Во исполнение п. 11, 11.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 г. №99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Порядок). Согласно п. 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области: 1) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 ФЗ «О ветеранах», а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; 2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 ФЗ «О ветеранах». Кроме того, согласно п. 9 Порядка, основаниями для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, являются: представление документов лицом, не имеющим права на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком; представление заявителем неполного перечня документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, либо наличие в данных документах недостоверных сведений. Формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области. С учетом анализа представленных по делу доказательств суд приходит к выводу о том, что Лукашенко А.М. необоснованно, по формальным основаниям - не предоставление документов, на занимаемое жилое помещение, принадлежащее СПК «Лесной», которые и не могли быть представлены истцом, не включена Министерством труда и социального развития Омской области в сводный список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Суд приходит к выводу о том, что Лукашенко А.М. имеет право на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов». Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения. Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. При этом Федеральным законом «О ветеранах», в редакции, действующей на момент рассмотрения данного спора, установлено, что участники Великой Отечественно войны, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. В соответствии с положениями ст. ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При таких обстоятельствах требования истца о возложении на Министерство труда и социального развития Омской области обязанности по включению Лукашенко А.М. в список ветеранов Великой Отечественной войны, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение единовременной денежной выплаты, подлежат удовлетворению. Вместе с тем суд считает требования о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области произвести Лукашенко А.М. единовременную денежную выплату исходя из очередности и даты постановки на учет - 13.12.2010 года являются преждевременными с учетом заявительного порядка формирования указанных списков. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать за Лукашенко А.М. право на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ № 5 «О ветеранах». Возложить на Министерство труда и социального развития Омской области обязанность включить Лукашенко А.М. в список ветеранов Великой Отечественной войны, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ № 5 «О ветеранах». В остальной части требований отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья: