Дело № 2-5565/2011 Решение Именем Российской Федерации 19 декабря 2011 года Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре К.Ю. Березине рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского административного округа города Омска в интересах Самченко Н.П. к Администрации города Омска, департаменту жилищной политики Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, Установил: Прокурор КАО г. Омска обратился в суд с названным иском к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, в интересах Самченко Н.П., указывая, что Самченко Н.П. проживает в квартире № дома № по <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит Самченко Н.П. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 17.08.2008 года, кроме того, истец является собственником квартиры №, расположенной по тому же адресу, состоящей из одной комнаты, общей площадью 33 кв.м., жилой - 22, 4 кв.м. Постановлением Мэра г. Омска от 29.12.2007 г. № 994-п указанный жилой дом признан подлежащим сносу. Решением Центрального районного суда г. Омска от 10.03.2011 года указанное Постановление в части срока для принятия собственниками мер к сносу жилых помещений, расселения граждан, проживающих в доме по адресу: <адрес> до 31.12.2011 года признано недействительным. Указанное постановление принято, в том числе, на основании заключения межведомственной комиссии № 189 от 21.12.2007 г., согласно которому комиссия пришла к выводу о том, что техническое состояние строения оценивается как недопустимое, при котором существует явная опасность для пребывания людей в данном здании; общее состояние дома (при физическом износе - 71%) оценивается как строение, исчерпавшее нормативный срок эксплуатации, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных: характеристик, данное жилое здание 1970 года постройки, двухэтажный, многоквартирный деревянный дом относится к категории непригодного для дальнейшей эксплуатации и рекомендован к сносу. При принятии заключения межведомственной комиссий приняты во внимание технический паспорт дома, заключения компетентных служб, а также отчет ОАО "Р" - филиал Омского проектно-изыскательского института Омскжелдорпроект» о техническом состоянии указанного дома, составленный в 2007 году. Согласно указанному отчету техническое состояние несущих ограждающих строительных конструкций деревянного двухэтажного жилого дома, расположенного по указанному адресу, оценивается как недопустимое, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей. Здание не пригодно для проживания. Рекомендуется оформление соответствующих документов для осуществления в установленном порядке сноса здания и принятие мер для расселения жильцов. Таким образом, аварийное состояние дома № по <адрес>, наличие опасности для пребывания в нем людей подтверждаются указанным отчетом ОАО «Росжелдорпроект», на основании которого было принято заключение межведомственной комиссии. При данных обстоятельствах предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых. Согласно карточке очередника Самченко Н.П. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с 18.03.1997 года составом семьи 3 человека, следовательно, Самченко Н.П. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в силу подп. 1 п. 2 ст. 57 ЖК РФ. На основании изложенного, со ссылкой на положения ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 15, п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», просит возложить на Департамент жилищной политики Администрации г. Омска, Администрацию г. Омска обязанность незамедлительно предоставить Самченко Н.П. жилое помещение во внеочередном порядке в силу п. 2 ст. 57 ЖК РФ, взыскать государственную пошлину в установленном законом размере. В ходе рассмотрения дела, в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор КАО г. Омска обратился в суд с заявлением об уточнении исковых требований, в котором просит возложить на Департамент жилищной политики Администрации г. Омска, Администрацию г. Омска обязанность незамедлительно предоставить Самченко Н.П. жилое помещение во внеочередном порядке в силу п. 2 ст. 57 ЖК РФ в соответствии с занимаемой общей площадью, находящейся в собственности Самченко Н.П. в размере 58,90 кв.м. Самченко Н.П. обратилась в суд с самостоятельным иском, содержащим аналогичные требования. /л.д. 73, 74/. В судебном заседании представитель прокуратуры КАО г. Омска Суворова А.В., действующая на основании доверенности, истец Самченко Н.П. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили заявленные ранее требования, просили обязать Администрацию г. Омска предоставить во внеочередном порядке Самченко Н.П. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, общей площадью не менее 58,90 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, в черте населенного пункта г. Омск. Требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что проживание истца и его семьи в указанном доме создает угрозу их жизни и здоровью, в связи с нахождением дома в аварийном состоянии. В судебном заседании представитель ответчиков Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска – Гончарова Е.Ю., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала ссылаясь на то, что спорные правоотношения должны регулироваться положениями ст. 32 ЖК РФ, согласно которой, действия Администрации г. Омска по поводу изъятия земельного участка, жилых помещений наступают после истечения срока расселения, установленного в постановлении о признании дома аварийным, однако к соглашению о предоставлении жилого помещения в собственность стороны не пришли. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: - ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; - изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В соответствии с распоряжением Мэра г. Омска от 24.03.2006 г. №93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. №153) ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Омска от 10.03.2011 года, вынесенным по гражданскому делу № 2-396/2011 по иску Самченко Н.П. к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, признания постановления Мэра г. Омска недействительным в части, постановлено: «Признать недействительным постановление Мэра г. Омска от 29 декабря 2007 г. №994-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части срока для принятия собственниками мер к сносу жилых помещений, расселения граждан, проживающих в доме по адресу: <адрес>, до 31 декабря 2011 г. В остальной части исковых требований отказать.». Решение вступило в законную силу 27.04.2011 года. /л.д. 9-13/. В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Указанным выше решением Центрального районного суда г. Омска, вступившим в законную силу, установлено, что Самченко Н.П. проживает в квартире № дома № по <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит Самченко Н.П. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 17.08.2008 г., кроме того, истец является собственником квартиры №, расположенной по тому же адресу. Постановлением Мэра г. Омска от 29.12.2007 г. №994-п указанный жилой дом признан подлежащим сносу. Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска предоставлен срок до 31.12.2011 г. для сноса жилых помещений собственниками, предложения гражданам, проживающим по договорам социального найма в жилых домах, жилых помещений для проживания. Указанное постановление принято, в том числе на основании заключения межведомственной комиссии №189 от 21.12.2007 г., согласно которому комиссия пришла к выводу о том, что техническое состояние строения оценивается как недопустимое, при котором существует явная опасность для пребывания людей в данном здании; общее состояние дома (при физическом износе – 71%) оценивается как строение исчерпавшее нормативный срок эксплуатации, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, данное жилое здание 1970 года постройки, двухэтажный, многоквартирный деревянный дом относится к категории непригодного для дальнейшей эксплуатации и рекомендован к сносу. При принятии заключения межведомственной комиссий приняты во внимание технический паспорт дома, заключения компетентных служб, а также отчет ОАО «Росжелдорпроект» - филиал Омского проектно-изыскательского института Омскжелдорпроектт» о техническом состоянии указанного дома, составленный в 2007 году. Согласно указанному отчету техническое состояние несущих ограждающих строительных конструкций деревянного двухэтажного жилого дома, расположенного по указанному адресу, оценивается как недопустимое, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей. К таким конструкциям относятся: фундаменты, междуэтажное и чердачное перекрытия, крыша и кровля, полы. Отмечено, что если установленные дефекты не будут устранены, здание неизбежно будет приближаться к аварийному состоянию. Кроме того, в обследуемом здании выявлены нарушения норм отвечающих за обеспечение нормальной эксплуатации и жизненно важных функций. Здание не пригодно для проживания. Рекомендуется оформление соответствующих документов для осуществления в установленном порядке сноса здания и принятие мер для расселения жильцов. Обследование дома выполнено на основании обращений жильцов указанного дома. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2009 г., само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что многоквартирный жилой дом № по <адрес> представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния. Указанное состояние дома является крайним, в связи, с чем нельзя допустить, чтобы техническое состояние дома, в котором проживает истец, перешло в состояние, при котором указанные в отчете обрушения уже произойдут и причинят вред жизни и здоровью людей. Более того, доказательств, подтверждающих намерение либо фактическое проведение каких-либо работ по усилению конструкций данного дома Администрацией г. Омска суду не представлено. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регулируется ст. 32 ЖК РФ, которая определяет основания изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, порядок принятия решения об этом, его государственную регистрацию, сроки уведомления собственника о принятом решении, определение выкупной цены жилого помещения, основания для заключения соглашения между собственником и органом, принятии решение об изъятии земельного участка. В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, содержащимися в постановлении Пленума №14 от 02.07.2009 г. (п. 22), в том случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. В постановлении обращено внимание на то, что Жилищным кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. По смыслу указанных норм закона обязанность совершить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, а также последующий за этим выкуп жилого помещения возникает у органа, принявшим такое решение, после истечения установленного срока для сноса жилого помещения собственником. Кроме того, из толкования положения ст. 32 ЖК РФ следует, что по общему правилу жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, расположенное в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежит изъятию путем выкупа. Предоставление взамен изымаемого жилого помещения иного жилого помещения возможно только по соглашению сторон. Исключением из общего правила является возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма собственнику, признанному малоимущим и состоящим на учете нуждающихся в жилом помещении. Судом установлено, что такого соглашения между истцом и Администрацией г. Омска не заключалось. Признание дома аварийным и подлежащим сносу является началом процедуры переселения граждан – предоставления жилых помещений, соответствующих санитарным и техническим нормам и правилам, иным требованиям законодательства в соответствии со специальными правовыми нормами ЖК РФ – статьей 32 в отношении собственников жилых помещений и статьями 86,89 - в отношении нанимателей жилых помещений фонда социального использования. В соответствии со статьей 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; 3) жилое помещение признано непригодным для проживания; 4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.. Обязанность предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, жилых помещений лежит на органах местного самоуправления, что предусмотрено пунктом 13 статьи 20.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Жилищным кодексом Российской Федерации. Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире. Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения. Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации, равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. Частью 1 ст. 32 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (часть 6 статьи 32 ЖК РФ). Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 ст. 32 ЖК РФ. В неё включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причинённые собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несёт в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену. Данная статья не исключает действия статьи 57 ЖК РФ о предоставлении жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Кроме того, из толкования положения ст. 32 ЖК РФ следует, что по общему правилу жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, расположенное в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежит изъятию путем выкупа. Предоставление взамен изымаемого жилого помещения иного жилого помещения возможно только по соглашению сторон. Исключением из общего правила является возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма собственнику, признанному малоимущим и состоящим на учете нуждающихся в жилом помещении. Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Омска № 94 от 18.03.1997 года Самченко Н.П. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 3 человека, в общем списке с номером очереди – 3644. Согласно карточке очередника по состоянию на 2010 год номер очереди истца – 8722 в общем списке. /л.д. 30, 31/. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право на предоставление жилого помещения по нормам статьи 57 ЖК РФ. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Таким образом, поскольку постановлением органа местного самоуправления подтверждается принятие Самченко Н.П. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждает отсутствие у истца способности приобрести на свои личные средства жилое помещение, суд считает, что у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма. Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 № 251-п (в редакции от 03.02.2009) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» установлена норма предоставления по городу Омску в размере 18 кв.м. Из материалов дела следует, что общая площадь принадлежащей истцу квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 25,90 кв.м.; общая площадь принадлежащей истцу квартиры №, расположенной по тому же адресу, составляет 33,00 кв.м. /л.д. 13, 14/. С учетом установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу о возложении обязанности на Администрацию г. Омска предоставить во внеочередном порядке истцу по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта город Омск, общей площадью не менее 58,90 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, при этом судом принимается во внимание площадь принадлежащих истцу жилых помещений согласно свидетельствам о государственной регистрации права; данных о самовольной перепланировке жилых помещений у суда не имеется. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Обязать Администрацию города Омска предоставить во внеочередном порядке Самченко Н.П. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, общей площадью не менее 58,90 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат в черте населенного пункта г. Омск. Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова