Дело № 2-5626/2011 Решение Именем Российской Федерации 23 декабря 2011 года Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре Н.В. Хруниной рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестакова В.М. к Военному комиссариату Омской области о взыскании недополученной пенсии по выслуге лет с учетом индексации, Установил: Шестаков В.М. обратился в суд с названным иском к Военному комиссариату Омской области, указывая, что проходил военную службу в воинской части, относящейся к Министерству обороны СССР, а впоследствии РФ и уволен с должности в 1994 году. По линии названного ведомства получает пенсию. Проходя военную службу, он обеспечивался продовольственным пайком с учетом дополнительных продуктов, в том числе, при нахождении в отпуске и командировках. Исходя из этого, в качестве месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка во взаимосвязи со служебно-правовым положением, которое он занимал при прохождении военной службы, для исчисления ему пенсии должна учитываться стоимость пайка с включением стоимости дополнительных продуктов. Как известно, продукты, входящие в состав продовольственного пайка, являются товаром, имеющим стоимостное выражение, следовательно, при расчете стоимости соответствующего продовольственного пайка должна учитываться реальная стоимость этих продуктов. Однако ответчиком с момента назначения ему пенсии при ее исчислении учитывается стоимость общевойскового пайка, которым он обеспечивался в период прохождения службы. При этом с 2000 года берется фиксированная стоимость общевойскового пайка, равная 20 рублям, что значительно ниже реальной стоимости общевойскового пайка, которая предусмотрена Положением о продовольственном обеспечении. Считает, что по вине Министерства обороны РФ в лице Омского областного военного комиссариата размер пенсии ему рассчитывался с нарушением положений действующего законодательства с момента ее назначения. На основании изложенного, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, ст. 43, 49 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ст. 14 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», просит взыскать с Военного комиссариата Омской области недоплату пенсии за период с 2000 года по июнь 2011 года в размере 132 319 рублей 16 копеек, в счет компенсации морального вреда сумму в размере 50 000 рублей, обязать Военный комиссариат Омской области производить дальнейшую выплату пенсии, исходя из суточной стоимости продовольственного пайка по норме № 2 с учетом дополнительных продуктов, на основании ежемесячных данных Центрального продовольственного управления Министерства обороны по среднестатистическим ценам на продовольствие Госкомстата России. В судебном заседании истец Шестаков В.М. – не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. /л.д. 10/. В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Омской области Лобова А.Е., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, указав на то, что оснований для пересмотра пенсий истца, в связи с изменением только стоимости продовольственного пайка, до 4 октября 2001 года не имелось. Считает, что заявленные истцом требования противоречат разъяснению Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 17.02.2004 года № КАС 01-370, кроме того, истцом не учитывается тот факт, что с 01.03.1993 года по 30.11.2000 года оспоренные положения Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № 941 были законными и правомерно использовались пенсионными органами военных комиссариатов в работе по социальному обеспечению лиц, проходивших военную службу, и членов их семей, то есть вины пенсионных органов в недоплате пенсии не было. Таким образом, произвести перерасчет пенсии истцу за период с 01.01.2000 года по 30.11.2000 года пенсионный отдел не имел права. В связи с чем, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Представила письменный отзыв. /л.д. 47-47 оборот/. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что с 20 мая 1994 года истец Шестаков В.М. является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту - Закон РФ №4468-1). Пунктом 1 ст. 12 названного Закона предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и месячного оклада по воинскому званию, которые составляют оклад месячного содержания военнослужащих, месячных и дополнительных выплат. Месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, в состав денежного довольствия не входит. В силу ст. 49 указанного Закона № 4468-1 (в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года) порядок пересмотра пенсий лицам, которым пенсии назначались в соответствии с вышеназванным Законом, определялся Правительством Российской Федерации. Указанный порядок устанавливался Постановлением Совета Министров Российской Федерации -Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее по тексту - Постановление Правительства РФ № 941). Пунктом 9 указанного Постановления было установлено, что денежное довольствие при исчислении пенсии, включает: оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04 октября 2001 года № КАС 01-370 отменено решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2001 года и признаны незаконными п. 8, подп. «б» п. 9, подп. «б» п. 14 Постановления Правительства РФ № 941 в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанным кассационным определением на пенсионные органы МО РФ не была возложена обязанность произвести пересмотр пенсий за прошлое время в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка с 01 января 2000 года в соответствии с Федеральным Законом от 31.12.1999 года «О федеральном бюджете на 2000 год». В силу ч. 3 ст. 239-8 ГПК РСФСР (действовавшей на момент вынесения определения от 4 октября 2001 года) нормативный акт или отдельная его часть, признанные незаконными решением суда, считались недействующими с момента вступления этого решения в законную силу. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 года разъяснено, что п. 8 подп. «б» п. 9, подп. «б» п. 14 Постановления Правительства РФ № 941 признаны незаконными и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу. Кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения (ст. 367 ГПК РФ, ст. 312 ГПК РСФСР, действовавшего во время вынесения кассационного определения от 4 октября 2001 года). По смыслу ст. 125 Конституции Российской Федерации и правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 16 июня 1998 года, от 11 апреля 2000 года, от 18 июля 2003 года и от 27 января 2004 года, решение Верховного Суда Российской Федерации, которым акт Правительства Российской Федерации (если его проверка судом общей юрисдикции допустима) признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства Российской Федерации, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание недействующим и, следовательно, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу. Таким образом, признание п. 8, подп. «б» п. 9, подп. «б» п. 14 Постановления Правительства РФ № 941 недействующими с 4 октября 2001 года и утрата в связи с этим вышеназванными нормами силы означает, что они не могут применяться с момента вынесения определения Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Признание названных правовых норм недействующими с момента вынесения кассационного определения, то есть с 04 октября 2001 года, не влечет их недействительность до указанной даты. Признав названные правовые нормы недействующими с момента вынесения кассационного определения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, тем самым, допустила действие этих норм до момента вынесения определения от 04 октября 2001 года. Пунктом 8 Постановления Правительства РФ № 941 (в редакции, действовавшей на 04.10.2001 года) установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего Постановления. В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел включаются оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов (подп. "б" п. 9 Постановления Правительства РФ № 941). В случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. При этом если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия. Минимальные размеры пенсий, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий определяются исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством на день, с которого производится перерасчет им пенсий (подп. "б" п. 14 Постановления Правительства РФ № 941). Действующие до 04 октября 2001 года положения пункта 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 указанного Постановления Правительства РФ № 941 исключают возможность пересмотра пенсий с момента увеличения стоимости продовольственного пайка, как неотъемлемой составляющей денежного довольствия для исчисления пенсии. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 года «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями, вступившие в законную силу постановления, в частности, федеральных судов, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что пенсии за период до 04 октября 2001 года, в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка, перерасчету с учетом увеличения стоимости продовольственного пайка не подлежат, в связи с чем, исковые требования Шестакова В.М. удовлетворению не подлежат в полном объеме, как не основанные на законе. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении исковых требований Шестакова В.М. к Военному комиссариату Омской области о взыскании недополученной пенсии по выслуге лет с учетом индексации отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова