Дело № 2-6309/11 Решение Именем Российской Федерации 27 декабря 2011 года Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре Н.В. Хруниной рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киренкова А.Н., Киренковой Н.А., Киренкова С.А., Киренковой Л.Н., Кардаполовой Г.И. к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, взыскании судебных расходов, Установил: Истцы обратились в суд с названным иском к Администрации г. Омска, указывая, что являются собственниками жилых помещений (квартир), расположенных в многоквартирном жилом доме № по <адрес>, в которых фактически проживают в настоящее время. Указанный дом введен в эксплуатацию в 1968 году, срок его эксплуатации в настоящее время составляет 43 года. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени его капитальный ремонт не проводился, в то время как согласно ВСН 58-88р продолжительность эксплуатации кирпичного здания с железобетонными перекрытиями до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. В соответствии с положениями ВСН 58-88р срок службы, как отдельных элементов здания, так и всего дома в целом, истек. Согласно заключения о техническом состоянии жилого дома, составленного ООО «ТСК «ДомСтрой» техническое состояние системы отопления, системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, крыши дома оценивается как недопустимое. Практически все элементы конструкций инженерных сетей и фасадов исчерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта. Со ссылкой на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» считают, что Администрация г. Омска должна была обеспечить надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта указанного дома. Вследствие неисполнения ответчиком обязательств нарушены права собственников помещений многоквартирного дома, а также создана угроза аварийных ситуаций в связи с утратой элементами конструкций и инженерных сетей дома первоначальных технико-эксплуатационных качеств. На основании изложенного, просят обязать ответчика - Администрацию г. Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, провести капитальный ремонт многоквартирного дома № по <адрес>; взыскать с ответчика в их пользу расходы по уплате государственной пошлины. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в порядке ст. 42 ГПК РФ - Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истцы в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили заявленные ранее требования, просят обязать ответчика - Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № по <адрес> в срок до 30 ноября 2013 года; взыскать с ответчика в пользу истца Кардаполовой Г.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В судебное заседание истцы Киренкова Л.Н., Киренкова Н.А., Киренков С.А., Кардаполова Г.И. - не явились, извещены надлежаще, в представленных заявлениях Киренкова Л.Н., Киренкова Н.А., Киренков С.А. просили о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали. /л.д. 49, 51, 53/. В судебном заседании истец Киренков А.Н., представитель истцов Киренковой Л.Н., Киренковой Н.А., Киренкова С.А., Кардаполовой Г.И. – Ионова Ф.А., действующая на основании доверенностей, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили заявленные ране требования в части установления срока проведения капитального ремонта, просили обязать ответчика - Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № по <адрес> в срок до 30 ноября 2012 года, указывая на аварийное состояние систем отопления и канализации дома, требования в остальной части поддержали по основаниям, изложенным выше. Дополнительно пояснили, что в отсутствие проведения капитального ремонта многоквартирного дома № по <адрес> может перейти в состояние аварийного, что предполагает ухудшение его конструктивных элементов, дополнительный износ элементов здания и угрозу аварийной ситуации, предупреждение которой лежит на органах местного самоуправления, в связи с чем, на Администрацию г. Омска должна быть возложена обязанность проведению капитального ремонта всего общего имущества указанного дома. В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Омска Бруева Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, указав на то, что капитальный ремонт дома № по <адрес> должен производиться с учетом его софинансирования собственниками помещений, расположенных в нем, поскольку согласно приложения № 3 приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при ГОССТРОЕ СССР от 23.11.1988г. № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм госкомархитектуры» срок эксплуатации отдельных элементов дома в настоящее время не истек, на момент приватизации первой квартиры в часть элементов дома не требовали капитального ремонта. Поддержала доводы письменного отзыв, согласно которому, в настоящее время капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома выполняется в рамках действующего законодательства в соответствии нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которым, общее собрание собственников помещений многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится принятие решений о ремонте общего имущества в доме. Собственник квартиры в многоквартирном доме, которому наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления имеют лишь право предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Со ссылкой на ст. 16.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указала, что органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы осуществления финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года только за счет собственных доходов местных бюджетов. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Статьей 1 Решения Омского городского Совета от 22.12.2010 № 377 «О бюджете города Омска на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» утверждены основные характеристики бюджета города Омска на 2011 год: общий объем доходов бюджета города Омска в сумме 12930896,8 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета города Омска в сумме 13510951,2 тыс. рублей. Требования истцов и возложение на городской округ обязанности исполнять финансовые обязательства, возникающие из решений, принятых органами исполнительной власти Российской Федерации в рамках своей компетенции, нарушает не только установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации принцип самостоятельности и сбалансированности бюджетов, но и лишает права муниципальное образование город Омск определять результативное и эффективное использование бюджетных средств, что соответственно повлечет уменьшение расходных обязательств на иные социально направленные цели. Единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома является порядок, определенный Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон о Фонде), который предусматривает порядок и условия выделения денежных средств федерального бюджета на капитальный ремонт, а также порядок участия органов местного самоуправления в проведении капитального ремонта многоквартирных домов на условиях долевого финансирования, в том числе, за счет средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с Федеральным законом о Фонде орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы или утвержденные органами государственной власти субъектов Российской при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При наличии основных условий, необходимых для включения многоквартирного дома в адресную программу и исходя из рейтинга многоквартирных домов, составленного по сумме баллов, с учетом средств долевого финансирования за счет всех источников финансирования, многоквартирный дом № по <адрес> может быть включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых может быть предоставлена финансовая поддержка в рамках адресной программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов по Советскому административному округу города Омска. На основании изложенного, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В судебное заседание представитель соответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Омска – не явился, извещен надлежаще, письменного отзыва не представил, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В судебное заседание представитель третьего лица ООО «ЖКХ Сервис» - не явился, извещен надлежаще, письменного отзыва не представил, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В судебное заседание представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска – не явился, извещен надлежаще, письменного отзыва не представил, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что истцы Киренков А.Н., Киренкова Н.А., Киренков С.А., Киренкова Л.Н., Кардаполова Г.И. на основании договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан являются собственниками жилых помещений (№ и №), расположенных в доме № по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. /л.д. 14-18/. Согласно копиям лицевого счета, истцы состоят на регистрационном учете (постоянно) в указанных жилых помещениях. /л.д. 19-23/. В материалы дела представлен протокол № 7 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №, расположенном по <адрес>, от 12.08.2011 года согласно которому общим собранием принято решение о делегировании истцам полномочий в интересах собственников помещений, расположенных в указанном доме, на обращение в суд с иском к органам местного самоуправления о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, с правом уточнения и (или) изменения срока его проведения. /л.д. 8-12/. В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, в соответствии с п. 16 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается надлежащее содержание общего имущества либо собственниками, управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги, товариществом собственников жилья и др. В соответствии с ч 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса. В соответствии с ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. В судебном заседании установлено, что с 2007 года по настоящее время жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес> находится на обслуживании ООО ЖКХ «Сервис». Как следует из материалов дела, часть помещений, расположенных в указанном доме, принадлежит на праве собственности физическим лицам (на основании регистрационных удостоверений, договоров мены, договоров купли-продажи, договоров дарения, договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации и др.), на часть помещений право собственности не оформлено. /л.д. 59-160/. Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил). Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта. По нормам указанного Положения максимальный срок эксплуатации кровли в доме составляет 15 лет, срок эксплуатации водопровода, канализации, горячего водоснабжения, труб отопления – 15 лет. Как следует из технического паспорта, дом № по <адрес> является пятиэтажным, построен в 1968 году /л.д. 13-13 оборот/. Указанные обстоятельства представителем Администрации г. Омска в судебном заседании не оспаривались. Истцы обратились в суд с данным иском, указывая на то, что, не смотря на установленные указанным выше Положением «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)» сроки, капитальный ремонт указанного дома не производился ни разу. Как следует из материалов дела, в 2009 году ООО "Т", имеющим соответствующую лицензию, на основании технического задания и договора от 14.12.2009 года, с целью определения технического состояния и возможности дальнейшей безаварийной и безопасной эксплуатации здания, выполнено обследование технического состояния конструкций кровли и инженерного оборудования жилого дома № по <адрес>. По результатам обследования составлено заключение, согласно которому: в системе отопления дома выявлено массовое повреждение трубопроводов, их сильное повреждение ржавчиной, следы ремонта отдельными местами (хомуты, заварка), ослабление прокладок и набивки, неудовлетворительная работа запорной арматуры, отсутствует теплоизоляции трубопроводов. На тепловом узле присутствуют следы глубокой коррозии, подтекания в местах сварных швов, частично вышедшая из строя запорная арматура. На основании проведенного обследования и выявленных повреждений, указанных в заключении, процент износа системы отопления жилого дома по ВСН 53-86 (р) составил 70 %, техническое состояние элементов системы отопления оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращение нормального функционирования системы отопления с нанесением значительного материального ущерба, а также имеется угроза безопасности жизни и здоровью граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта системы отопления. При обследовании ХВС выявлены капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры, массовые повреждения трубопроводов (свищи, течи), значительная коррозия трубопроводов. На водомерной рамке следы глубокой коррозии, выход из строя запорной арматуры. При обследовании ГВС на стояках и лежаках обнаружена глубокая коррозия, отслоение метала, отдельные повреждения трубопроводов (свищи, течи), следы фрагментарного ремонта системы, вышедшая из строя запорная арматура. На основании проведенного обследования и выявленных повреждений, указанных в заключении, процент износа ХГВС жилого дома по ВСН 53-86 (р) составил 90 %, техническое состояние элементов ХГВС оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращение подачи холодной и горячей воды жильцам квартир с нанесение материального ущерба. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта ХГВС. При обследовании канализации выявлены повреждения чугунных трубопроводов, отводов. Протекание на стыках чугунных труб, накладки из резины, пластмассы 50 % от общей площади. На стояках канализации имеются продольные трещины, выкалывания отдельных участков трубы, накладки из резины. На основании проведенного обследования и выявленных повреждений, указанных в заключении, процент износа канализации жилого дома по ВСН 53-86 (р) составил 80 %, техническое состояние элементов канализации оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращением нормального функционирования канализации с нанесением материального ущерба. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома рекомендуется выполнение работ капитального ремонта канализации. При обследовании крыши установлено, что крыша чердачная, четырех скатная с деревянными стропилами. Кровля состоит из волнистых асбестоцементных листов по деревянной обрешетки. Чердак холодный. Обнаружена гниль в мауэрлате, стропилах, обрешетке, накате, снижающая прочность до 25 %. Шиферное покрытие имеет многочисленные раскрытия и растрескивания вдоль листа на 80 % от общей площади, сдвиг листов шифера с раскрытием коньковой части кровли, в местах раскрытия сильное затекание осадков и глубокое гниение конькового элемента, 100% асбестоцементных листов имеют микротрещины во впадинах, ряд листов в указанных местах расколот (40%). Несколько листов имеют повреждения в виде сквозных пробоин, площадь которых достигает 50 кв.см. У всех листов ослаблено крепление. Разрушение коньковой части кровли составляет 75 %, местами полное отсутствие защитного конькового элемента из кровельной стали. Не функционирует организованный водослив, отсутствуют металлические элементы примыканий к вент шахтам и выводам фекальной канализации. На основании проведенного обследования и выявленных повреждений, указанных в заключении, процент износа элементов крыши жилого дома по ВСН 53-86 (р) составил 90 %, техническое состояние элементов крыши оценивается как недопустимое, имеется угроза безопасности жизни и здоровью граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта крыши. При осмотре фасада здания установлена необходимость замены окон в подъездах, ремонта отмостки, козырьков и тамбуров подъездов жилого дома. На основании проведенного обследования и выявленных повреждений, указанных в заключении, процент износа фасада жилого дома по ВСН 53-86 (р) составил 45 %, рекомендуется выполнение работ по капитальному ремонту фасада. /л.д. 24-27/ В судебном заседании установлено, что по вопросу проведения капитального ремонта указанного дома собственники помещений обращались с заявлением на имя Мэра г. Омска. /л.д. 28/. Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ № 189 «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему ФЗ. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ. В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон № 185-ФЗ от 21.07.2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Данный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом, под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещении к многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Указанный закон регламентирует условия предоставления финансовой поддержки. Для этого необходимо положительное решение собрания собственников жилых - помещений о долевом участии в финансировании проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома. При соблюдении условий установленных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ собственникам необходимо обратиться в управляющую организацию или в Координационный Совет административного округа города Омска по содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства для включения дома в адресную программу муниципального образования городской округ город Омск Омской области «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска» на соответствующий год. Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами. Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник МО г. Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется право не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем. С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ. Судом установлено, что жилой дом № по <адрес> построен в 1968 году. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта указанного дома. Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан. Статья 16 Федерального Закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта, жилищного фонда. По смыслу приведенных норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведение капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем не была исполнена. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 Жилищного кодекса РФ и ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязанность по проведению капитального ремонта возлагается на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома № по <адрес> лежит на Администрации г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем, обязанность по проведению капитального ремонта дома должна быть возложена на нее. При этом расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцам в период когда, истцы являлись нанимателями, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 года. При этом довод представителя ответчика Администрации г. Омска о том, что из общего имущества многоквартирного жилого дома № по <адрес>, подлежащего капитальному ремонту, подлежат исключению отдельные его элементы, поскольку на момент приватизации первой квартиры в указанном доме не истек их срок эксплуатации, суд находит несостоятельным по следующим основаниям. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что до 2004 года жильцы названного жилого дома вносили плату за обслуживание жилья, включающую расходы по проведению капитального ремонта /л.д. 33-34/, соответственно при приватизации жилых помещений до 2004 года, участвовали в расходах по проведению капитального ремонта. Доказательств проведения капитального ремонта названного жилого дома с момента введения в эксплуатацию суду не представлено. Кроме того, согласно Приложению № 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. № 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. В силу п. 5.1, 5.2., 5.8. ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства. Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать: - проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования; - составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам; - технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции; - разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией. Положениями п. 2.1., 2.2. ВСН 58-88 (р) установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию. Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. Из Приложения № 2 ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) покрытия крыш (кровли) из асбестоцементных листов и волнистого шифера (как кровля дома № по <адрес>) составляет 30 лет, чугунных трубопроводов канализации – 40 лет. Учитывая, что на момент обследования технического состояния дома (2009 год) состояние системы отопления, ХГВС, канализации и кровли дома оценивается как недопустимое, поскольку система технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов в целом, оснований для исключения из состава общего имущества многоквартирного жилого дома № по <адрес>, подлежащего капитальному ремонту Администрацией г. Омска за счет средств бюджета г. Омска, каких либо его элементов суд не усматривает. В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В связи с чем, суд считает возможным определить срок окончания проведения капитального ремонта общего имущества указанного выше многоквартирного дома – до 30 ноября 2012 года, считая его разумным, поскольку судом установлено фактическое недопустимое состояние указанного жилого дома, переходящее в аварийное в части системы отопления, ХГВС, канализации, кровли здания, что подтверждается указанным выше заключением от 2009 года, об определении именно данного срока было заявлено истцами в судебном заседании, возражений относительно установления указанного срока окончания проведения капитального ремонта от ответчиков не поступало. При этом довод представителя ответчика Администрации г. Омска о недостаточности бюджетного финансирования не является основанием для его освобождения от возложения обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В связи с чем, с Администрации г. Омска в пользу истца Кардаполовой Г.И. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. /л.д. 2/. Руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд Решил: Обязать Администрацию города Омска провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> за счет средств бюджета города Омска в срок до 30 ноября 2012 года. Взыскать с Администрации города Омска в пользу Кардаполовой Г.И. судебные расходы в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова