Дело № 2-5039/2011. Решение от 08.11.2011 г. по иску Бахиной Р.В., Савченко Е.Ю., Кудряшова В.В., Кудряшовой Л.С. к Администрации города Омска



Дело № 2-5039/2011

Решение

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бахиной Р.В., Савченко Е.Ю., Кудряшова В.В., Кудряшовой Л.С. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска об оспаривании решения органа местного самоуправления, предоставлении жилого помещения,

установил:

Бахина Р.В. и Савченко Е.Ю. обратились в суд с иском к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения подлежащим сносу. В обоснование требований указали, что проживают в квартире <адрес>. Квартира принадлежат им на праве собственности. На основании заключения межведомственной комиссии дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Физический износ дома составляет 58 %, техническое состояние дома оценивается как недопустимое. Постановлением Администрации г. Омска от 05.08.2009 года № 616-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», срок переселения граждан, проживающих в жилом доме <адрес> определен до 30.01.2012 года. Просят обязать Администрацию города Омска предоставить Бахиной Р.Ф. и Савченко Е.Ю. по договору социального найма равнозначное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, состоящее не менее, чем из двух комнат, общей площадью не менее 37,7 кв.м., жилой не менее 27,7 кв.м., находящееся в черте населенного пункта г. Омска; взыскать с Администрации города Омска, понесенные Бахиной Р.В. и Савченко Е.Ю. судебные расходы на оплату юридических услуг 15000 руб., оформление доверенности 1200 руб., оплату госпошлины 200 руб.

Кудряшов В.В., Кудряшова Л.С. обратились в суд с иском к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения подлежащим сносу. В обоснование требований указали, что проживают в квартире <адрес>. Квартира принадлежат им на праве собственности. На основании заключения межведомственной комиссии дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Просят обязать Администрацию города Омска предоставить Кудряшову В.В., Кудряшовой Л.С. по договору социального найма равнозначное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, состоящее не менее, чем из одной комнаты, общей площадью не менее 31,7 к.в.м, жилой не менее 20,5 кв.м., находящееся в черте населенного пункта г. Омска; взыскать с Администрации города Омска понесенные Кудряшовым В.В. и Кудряшовой Л.С. судебные расходы на оплату юридических услуг 15000 руб., оформление доверенности 800 руб., оплату госпошлины 200 руб.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечен Департамент жилищной политики Администрации города Омска.

Впоследствии в порядке ст. 39 ГПК РФ истцы уточнили исковые требования, к ранее заявленным требованиям просили признать недействительным Постановление Администрации города Омска от 05.08.2009 № 616-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части срока сноса и расселения многоквартирного жилого дома <адрес> до 31.01.2012 года для принятия собственникам мер к сносу жилых помещений, расселения граждан, проживающих в доме по адресу: <адрес>.

Определением суда от 11.10.2011 года дела по иску Бахина Р.В., Савченко Е.Ю. и по иску Кудряшова В.В., Кудряшовой Л.С. об оспаривании решения органа местного самоуправления, предоставлении жилого помещения соединены в одно производство.

В судебном заседании истцы Бахина Р.В. и Кудряшов В.В., представитель Кудряшовой Л.С. - Стрельцова А.А., (по доверенности), представитель Савченко Е.Ю. - Бахина Р.В. (по доверенности), исковые требования поддержали с учетом уточнений, по изложенным основаниям, просили удовлетворить. Требования о взыскании судебных расходов просили не рассматривать.

Истец Кудряшова Л.С. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Истец Савченко Е.Ю. в судебном заседании участия не принимала, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя по доверенности Бахиной Р.В.

Представитель ответчиков Администрации города Омска, Департамента жилищной политики Администрации города Омска по доверенностям Чеснокова М.А., иск не признала, указав, что спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу, Администрацией города Омска установлен срок для расселения граждан до 30 января 2012 года. Считает указанный срок, установленный для расселения, обоснованным. Указала, что истцы являются собственниками жилых помещений и просят предоставить взамен указанного жилого помещения иное помещение. В данном случае правоотношения между Администрацией и истцами должны регулироваться ст. 32 ЖК РФ, согласно которой действия Администрации города Омска по поводу изъятия земельного участка, жилых помещений наступают после истечения срока, установленного в постановлении о признании дома аварийным, однако указанный срок не наступил, решения об изъятии земельного участка не принято, к соглашению о предоставлении жилого помещения в собственность стороны не пришли. Также пояснила, что истцы не состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Просила в иске отказать в полном объеме.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Судом установлено, что истцы Кудряшов В.В. и Кудряшова Л.С. проживают в квартире <адрес>. Указанная квартира принадлежит истцам на праве собственности на основании регистрационного удостоверения от 17.03.1993 года.

Истцы Бахина Р.В и Савченко Е.Ю. проживают в квартире <адрес>. Указанная квартира на основании свидетельств о государственной регистрации права от 12.08.2011 года и 03.08.2011 года принадлежит истцам на праве общей долевой собственности.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.

Пунктом 7 Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

К компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).

Постановлением Мэра города Омска от 05 августа 2009 № 616-п указанный жилой дом признан подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений в жилых домах, в частности, в спорном доме, рекомендовано принять меры к сносу жилых домов в срок до 30 января 2011 года. Департаменту жилищной политики Администрации города Омска предоставлен срок до 30 января 2012 года для предложения гражданам, проживающим по договорам социального найма в жилых помещениях, жилых помещений для расселения.

Указанное постановление принято, в том числе, на основании заключения межведомственной комиссии от 29.05.2009 года, согласно которому комиссия пришла к выводу о том, что техническое состояние указанного выше строения оценивается как недопустимое, состояние строительных конструкций дома (при физическом износе - 58 %) характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором их дальнейшая эксплуатация не допускается, данный дом, 1957 года постройки, относится к категории непригодного для проживания и рекомендован к сносу.

Согласно техническому отчету ОАО «Омскжелдорпроект» от 2008 года на основании письма заказа ООО ЖКХ «Сервис» и письма администрации филиала ЗАО «Сибирьэнерго-Комфорт» от 31.07.2008 года была произведена оценка физического износа конструктивных элементов здания, как в отдельности, так и в целом. Общий физический износ составил 58 %. На основании результатов обследования и критериев СП-13-102-2003 г., техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> оценивается, как недопустимое, при котором имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, при котором существует опасность для пребывания людей. Конструкции, имеющие категорию технического состояния - ограниченно работоспособные, в соответствии с СП 13-102-2003, несущие способности, но при этом отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкций возможно при контроле их состояния, продолжительности и условий эксплуатации. К таким конструкциям относят фундаменты, заполнение оконных проемов, заполнение дверных коробок. Конструкции, имеющие категорию технического состояния - недопустимое, характеризуются снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при этом их дальнейшая эксплуатация не допускается. К таким конструкциям относятся стены, перекрытия междуэтажное, чердачное, полы, крыша и кровля. В связи с наличием опасности для пребывания людей, проживающих по адресу: <адрес>, указанный жилой дом следует признать непригодным для проживания и рекомендовать его к сносу.

В обоснование заявленных требований истцы указывают, что установленный постановлением Мэра города Омска срок для сноса и расселения граждан необоснован, проживание в доме опасно, просят признать постановление недействительным в части срока сноса и расселения дома.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд соглашается с доводами истцов о том, что жилой дом по указанному адресу представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния. На основании изложенного, требования истцов о признании Постановления Администрации города Омска от 05.08.2009 № 616-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части срока сноса и расселения многоквартирного жилого дома <адрес> до 31.01.2012 года недействительным, подлежат удовлетворению.

Каких-либо доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, свидетельствующих о разумности указанного в постановлении срока для расселения и сноса ответчиками в судебное заседание не представлено. Как и не представлено доказательств, свидетельствующих о принимаемых ответчиками мер, связанных с расселением жильцов аварийного дома, что по мнению суда свидетельствует об отсутствии таковых.

Вместе с тем, требования относительно возложения на ответчика обязанности представить жилое помещение по договору социального найма удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации, равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Как установлено в судебном заседании квартира указанного дома находится в собственности Бахиной и Савченко Е.Ю., что подтверждается свидетельствами о праве собственности. Квартира в собственности Кудряшова В.В. и Кудряшовой Л.С., что подтверждается регистрационным удостоверением.

Правоотношения с собственниками жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регулируются ст. 32 ЖК РФ.

Согласно ч. 10 указанной статьи признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 32 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа.

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 ст. 32 ЖК РФ.

В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.

Однако изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является лишь одним из оснований для сноса жилого дома. ЖК РФ не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения в иных случаях, например, при признании дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, а и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Исходя из этого при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным ЖК РФ, следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ. Применение аналогии к данным правоотношениям подтверждается также ст. 134 ЖК РФ, которая устанавливает порядок обеспечения членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома. Данная норма предусматривает, что в случае сноса дома по основаниям, предусмотренным Кодексом, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные статьями 32 и 86 ЖК РФ.

Согласно ст. 85 ЖК РФ Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;

3) жилое помещение признано непригодным для проживания;

4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.

В соответствии с положением ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Аналогичный порядок предусмотрен ст. 87 ЖК РФ и для случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием его непригодным для проживания.

Следовательно, если часть жилых помещений в подлежащем сносу многоквартирном доме принадлежит гражданам на праве собственности, то при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении собственнику иного жилого помещения следует руководствоваться положениями статей 32, 86 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника двумя способами: либо путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену. Соглашения по данному вопросу между сторонами не достигнуто.

Исключением из общего правила является возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма собственнику, признанному малоимущим и состоящим на учете нуждающихся в жилом помещении. Как уже было указано выше, истцы на данном учете не состоят.

С учетом анализа представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования Бахиной Р.В., Савченко Е.Ю. и Кудряшова В.В., Кудряшовой Л.С. о предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным Постановление Администрации города Омска от 05.08.2009 № 616-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части срока сноса и расселения многоквартирного жилого дома <адрес> до 31.01.2012 года.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение десяти дней.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200