Дело № 2-5067/2011. Решение от 07.11.2011 г. по иску прокурора САО города Омска в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Кронштадт» о признании деятельности незаконной



Дело № 2-5067/2011

Решение

Именем Российской Федерации

07 ноября 2011 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Прокурора Советского административного округа города Омска в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Кронштадт» о признании деятельности незаконной, возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности,

установил:

Прокурор САО города Омска в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Кронштадт» о признании деятельности незаконной, возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. В обоснование требования указано, что прокуратурой САО города Омска совместно с МЭО ГИБДД УВД по Омской области проведена проверка исполнения ООО «Кронштадт» законодательства о безопасности дорожного движения, а также законодательства о лицензировании. В силу требований ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

В соответствии с п. 96 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Обязанность по утверждению положений о лицензировании конкретных видов деятельности возложена на Правительство РФ. В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно Приложению. Согласно перечню работ при осуществлении медицинской деятельности, работы (услуги) выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, в том числе работы медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым). Таким образом, проведение работ медицинских осмотров является медицинской деятельностью, в связи с чем, подлежат лицензированию. ООО «Кронштадт» в соответствии с лицензией осуществляется образовательная деятельность по подготовке водителей категории «В». ООО «Кронштадт» является юридическим лицом, осуществляющим на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, на которое возложена обязанность по организации и проведению с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовых медицинских осмотров водителей - инструкторов по вождению. Вместе с тем, проведение предрейсовых медицинских осмотров инструкторов по вождению ООО «Кронштадт» осуществляется фельдшером ТТА на основании трудового договора. Таким образом, медицинским работником ООО «Кронштадт» фактически осуществляется медицинская деятельность в части проведения медицинских осмотров (предрейсовых и послерейсовых). Лицензия на осуществление медицинской деятельности у ООО «Кронштадт» отсутствует, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих данное учреждение, а также нарушает право граждан на безопасные условия движения, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения. ООО «Кронштадт» фактически уклонилось от прохождения государственного контроля. Просить признать осуществление медицинской деятельности ООО «Кронштадт» без соответствующего разрешения (лицензии) противоречащей действующему законодательству, обязать ООО «Кронштадт» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, взыскать с ООО «Кронштадт» государственную пошлину в установленном порядке.

В судебном заседании представитель прокуратуры Советского административного округа города Омска Солдатенкова О.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в ходе проведенной проверки установлено нарушение действующего законодательства, ООО «Кронштадт» должно иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Представитель ответчика ООО «Кронштадт» по доверенности Павлов С.Н. требования не признал, пояснил, что обществом не оказываются медицинские услуги, в связи с чем, лицензии на осуществление медицинской деятельности у общества нет. Предрейсовые осмотры проводятся медицинским работником, работающим по совместительству, имеющему соответствующий сертификат и документы.

Выслушав стороны, явившиеся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

07.09.2006 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица ООО «Кронштадт».

Согласно Уставу основной целью деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Кронштадт» является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли и распределение ее между участниками общества. Предметом деятельности общества является, в том числе и образование для взрослых, и прочие виды образования, иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять те виды деятельности, на занятие которыми необходимо получение лицензии, возникает у общества с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Министерством образования Омской области 12.05.2011 года Обществу с ограниченной ответственностью «Кронштадт», имеющему структурное подразделение - Учебный центр выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников (л.д. 5).

Согласно приложению к лицензии от 12.05.2011 года ООО «Кронштадт», имеющее структурное подразделение - Учебный центр ООО «Кронштадт» имеет право ведения образовательной деятельности по следующим образовательным программам профессиональной подготовки: водитель автомобиля категориям «В», «С», «Е», водитель мототранспортных средств категории «А», водитель аэросаней (3 разряд), тракторист категории «А» (внедорожные мотосредства), программа технического минимума для водителей автотранспортных средств.

Для работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, законодатель предусмотрел прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодных) медицинских осмотров (обследований) в целях определения пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (с изменениями от 16 мая 2005 г.) утвержден перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). Согласно пункту 17 указанного перечня к работам, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры относятся работы по непосредственному управлению транспортными средствами.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, к которой, в соответствии с Перечнем (приложением) к названному Положению в том числе относятся работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) водителей транспортных средств.

В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

В ст. 23 Закона N 196-ФЗ указано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Аналогичное требование содержится в п. 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, и установлено, что медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Законом N 128-ФЗ и с целью реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 04.07.2002 N 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» издало приказ от 26.07.2002 N 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности», в котором определило вид медицинской деятельности - работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

Руководствуясь названными документами, Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации утвердило методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств».

Согласно Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г.) в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).

Таким образом, работодатель вправе либо заключить договор на проведение предрейсовых медицинских осмотров с медицинским учреждением, либо включить в штатное расписание должность врача, фельдшера или медицинской сестры.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, являющегося приложением N 2 к методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденным Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002 года, предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.

Из вышеуказанного следует, что требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной.

Судом установлено, что основным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Кронштадт» является осуществление образовательной деятельности по вождению.

Из представленных в материалы дела документов видно, что предрейсовые осмотры водителей ООО «Кронштадт» проводятся ТТА, работающей в обществе на основании трудового договора от 21.05.2011 года по совместительству. Трудовым договором установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными, суббота и воскресенье с 08-00 час. по 09-00 час, с 13-00 час. по 14-00 час. Работнику установлена почасовая оплата (согласно штатному расписанию) (л.д. 9-10, 11). Должность фельдшера включена в штатное расписание (л.д. 12).

Решением Государственной аттестационной комиссии от 30 июня 2000 года Тимониной Т.А. присвоена квалификация фельдшер по специальности лечебное дело (л.д. 16).

Согласно свидетельству о повышении квалификации Тимонина Т.А. с 08.02.2005 года по 23.03.2005 года повышала квалификацию в ГОУ Омской области ЦПК работников здравоохранения по специальности личное дело, за время обучения прошла стажировку в ДГБ -4, сдала экзамен (л.д. 15). Решением экзаменационной квалификационной комиссии при ГОУ Омской области ЦПК работников здравоохранения от 23.03.2005 года протокол Тимониной Т.А. присвоена специальность лечебное дело, выдан сертификат А 3 2721307 Сертификат подтвержден 01.04.2009 года и продлен до 01.04.2014 года (л.д. 14).

Согласно удостоверению № 1649 решением областной аттестационной комиссии от 20.09.2010 года протокол Тимониной Т.А. присвоена первая квалификационная категория по специальности лечебное дело на основании приказа Министерства здравоохранения Омской области от 21.09.2010 года к (л.д. 16).

С 01.02.2011 года по 04.02.2011 года ТТА прошла подготовку на базе БУЗОО «Наркологический диспансер» по специальности медицинский работник по проведению предрейсовых осмотров. За время подготовки выполнила программу теоретической и практической части, сдала зачет (л.д. 13).

Таким образом, судом установлено, что медицинская деятельность не является основной деятельностью ООО «Кронштадт», проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей общества осуществляет медицинский работник, прошедший специальное обучение по программе проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств. Кроме того, в ходе проверки общества факт оказания услуг по проведению медицинских осмотров иным хозяйствующим субъектам не был установлен, доказательств получения прибыли обществом при оказании медицинских услуг материалы дела не содержат.

На основании изложенного, требования прокурора Советского административного округа города Омска о признании деятельности ООО «Кронштадт» незаконной, возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Прокурору Советского административного округа города Омска отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200