Дело № 2-5370/2011 Решение Именем Российской Федерации 22 ноября 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального округа города Омска в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Стоматологическая поликлиника» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию рабочего места для инвалидов, установил: Прокурор Центрального округа города Омска в защиту интересов неопределенного круга лиц, РФ обратился в суд с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Стоматологическая поликлиника» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию рабочего места для инвалидов, в обоснование требований указано, что прокуратурой Центрального округа города Омска проведена проверка исполнения трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов в деятельности БУЗ ОО «Стоматологическая поликлиника». В мае 2011 года специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в деятельности указанной организации проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения. Вместе с тем установлено, что БУЗОО «Стоматологическая поликлиника» не в полном объеме выполнены требования законодательства, в части создания специального рабочего места для инвалида. Прокуратурой округа в сентябре 2011 года проведена дополнительная проверка исполнения данной организацией требований законодательства о занятости населения. Проверкой установлено, что, специальное рабочее место в установленном порядке не создано. Просит признать бездействие Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Стоматологическая поликлиника», по не созданию специального рабочего места для инвалида противоречащим статье 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», статье 3,6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-и от 27.01.2010 «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Стоматологическая поликлиника», выполнить требования закона, создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. В судебном заседании представитель прокуратуры Центрального административного округа города Омска Беглярова Е.Г., в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействие по не созданию специального рабочего места для инвалида, возложить на ответчика обязанность по созданию специального аттестованного рабочего места для инвалида в соответствии с установленной квотой в срок до 01 февраля 2012 года. Представитель ответчика по доверенности Воробьева Е.Г. пояснила, что БУЗ ОО «Стоматологическая поликлиника» предпринимаются необходимые меры по квотированию рабочих мест для инвалидов. Специализированное рабочее место для инвалида не было создано, так как администрации предприятия необходимо знать какие конкретно ограничения имеются у инвалида, который будет принят на работу. В настоящее время на работу принят один человек, организуется рабочее место. Представитель ГУ Государственной службы занятости населения Омской области по доверенности Макейкин Н.А. требования прокурора поддержал, пояснил, что имеет место незаконное бездействие ответчика, в настоящее время требования по устранению нарушений в части создания рабочих мест для инвалидов не выполнены. Какие-либо меры по исполнению федерального законодательства в части создания рабочих мест для инвалидов ответчиком начались приниматься после того, как информация о нарушениях была направлена в прокуратуру округа. Выслушав стороны, явившиеся в судебное заседание, исследовав материалы дела.суд приходит к следующему. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ наряду с иными обязанностями по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией. Согласно ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия. В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона «О занятости населения», работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации; соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. При этом, на работодателя возложена обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ч. 3 ст. 25 Закона). Вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов урегулированы Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ». В частности, ст. 21 Закона предусматривает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно ст. 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и. организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федераций для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Во исполнение данной нормы Федерального закона, ст. 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» предусматривает, что организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда; создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать организации в соответствии с законодательством. Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области,, независимо от. организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена: 1) квота для приема, на работу инвалидов в размере трех процентов, к среднесписочной численности работников; 2) минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. В мае 2011 года специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в деятельности указанной организации проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения. Вместе с тем установлено, что БУЗ «Стоматологическая поликлиника» не в полном объеме выполнены требования законодательства, в части создания специального рабочего места для инвалида. Прокуратурой округа в сентябре 2011 года проведена дополнительная проверка исполнения данной организацией требований законодательства о занятости населения. В настоящее время в полном объеме указанные квоты не заполнены, специализированное рабочее место не создано. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями представителя истца, третьего лица и не оспаривается представителем ответчика. Кроме того, согласно материалам дела, ГУ Государственной службы занятости населения Омской области направлялись предписания ответчику об устранении нарушений законодательства о занятости населения, в том числе в части создания рабочих мест для инвалидов (л.д. 28), составлялся акт проверки (л.д. 26), БУЗОО «Стоматологическая поликлиника» 07.09.2011 года издан приказ о создании рабочих мест для инвалидов (л.д. 72). Среднесписочная численность БУЗОО «Стоматологическая поликлиника» на 18.04.2011 года составляет 106 человек. По штатному расписанию 124 ед. Квота по приему инвалидов на работу составляет два человека в соответствии с Постановлением Правительства Омкой области от 23.03.2011 № 40-п «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Омской области». Фактически квота выполнена в количестве 3 человек: 2 человека зачислены в штат учреждения (врач ортодонт и уборщик служебных помещений), 1 человек работает по гражданско-правовому договору (сторож-вахтер). Специальное рабочее место для инвалида в соответствии с квотой будет создано при трудоустройстве инвалида, в индивидуальной программе реабилитации которого будет указано данное требований (л.д. 29). Поскольку судом достоверно установлено, что в настоящее время ответчиком не создано специализированное рабочее место для инвалида, суд полагает возможным признать бездействие БУЗ Омской области «Стоматологическая клиника» по не созданию специального рабочего места для инвалида незаконным. На ответчика надлежит возложить обязанность по устранению указанного нарушения. В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В связи с чем, суд считает возможным определить срок по созданию специального аттестованного рабочего места для инвалида в соответствии с установленной квотой в срок до 01 февраля 2012 года, считая его разумным, об определении именно данного срока было заявлено истцом в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось ответчиком. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие БУЗ Омской области «Стоматологическая клиника» по не созданию специального рабочего места для инвалида. Возложить на БУЗ Омской области «Стоматологическая клиника» обязанность по созданию специального аттестованного рабочего места для инвалида в соответствии с установленной квотой в срок до 01 февраля 2012 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья