Дело № 2-5192/2011. Решение от 01.11.2011 г. по иску прокурора ЦАО города Омска в интересах Фадеевой А.С. к Администрации города Омска



№ 2-5192/2011

Решение

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011 года

Центральный районный суд города Омска в составе судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах Фадеевой А.С. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска об оспаривании решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права,

установил:

Прокурор ЦАО города Омска обратился в суд с иском к Администрации города Омска в интересах Фадеевой А.С. о признании незаконным отказа Администрации города Омска в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В обоснование требований указывает, что Фадеева А.С. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14,15 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, в том числе на улучшение жилищных условий. Пользуясь правом на обеспечение жильем как вдова погибшего участника Великой отечественной войны, Фадеева А.С. обратилась в Администрацию города Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением Администрации г. Омска № 752-п от 14.07.2011 года в принятии на учет ей было отказано в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий).

Фадеева А.С. и 4 члена ее семьи проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью 25, 77 кв.м., принадлежащем на праве собственности Фадеевой А.С.. При этом Фадеевой А.С. 31.08.2007 года продана квартира <адрес>. Фадеева А.С. переехала в Омск из деревни в 2007 году, поскольку в силу возраста не способна себя содержать, в деревне отсутствует квалифицированная медицинская помощь. Переезд Фадеевой связан с объективной причиной - невозможностью проживать по прежнему своему месту жительства. На основании вышеизложенного, ФЗ «О ветеранах» №5 от 12.01.1995 года, Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» №714 от 07.05.2008 года просит суд признать незаконным и необоснованным отказ Администрации города Омска от 14.07.2011 года в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать Фадееву А.С., нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязать ответчика принять Фадееву А.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле привлечен Департамент жилищной политики Администрации города Омска.

В судебном заседании помощник Прокурора ЦАО города Омска Беглярова Е.Г., Фадеева А.С. требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации города Омска, Департамента жилищной политики администрации города Омска Ульянова Е.В., действующая на основании доверенности, в удовлетворении требований просила отказать в полном объеме, отказ в принятии на учет считает законным и обоснованным.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела суд, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно справке Военного комиссариата Омской области от 08.06.2011 года ОЯМ, ДД.ММ.ГГГГ, является ветераном - участником Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» ст. 15.

Согласно копии свидетельства о заключении брака ОЯМ является мужем Фадеевой А.С.

Постановлением администрации города Омска № 752-п от 14.07.2011 года Фадеевой А.С. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Свой отказ Администрация города Омска мотивировала тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, в связи с чем, Фадеева А.С. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что Фадеева А.С. была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. 31.08.2007 года Фадеева А.С. продала принадлежащую ей на праве собственности указанную квартиру ЧОГ в связи с тем, что проживание в деревне, вдали от родственников составляет для истца определенные трудности, связанные с возрастом и состоянием здоровья. Фадеева А.С. в силу возраста не способна себя содержать, в деревне отсутствует квалифицированная медицинская помощь. Часть денежных средств от продажи жилья в селе Абатское была потрачена на приобретение жилья, оставшаяся часть денежных средств израсходована на обследование и лечение.

С 29.01.2008 года по настоящее время Фадеева А.С зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанная комната на основании договора купли-продажи № б/н от 08.10.2007 года, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 25.10.2007 года за , и соглашения б/н от 08.11.2007 года принадлежит на праве собственности ФТВ

Из копии лицевого счета от 19.08.2011 года следует, что в комнате <адрес> постоянно зарегистрированы ФТВ - собственник, её дети ФВВ, ФАВ, муж - ФВИ и свекровь - Фадеева А.С.

Отказывая Фадеевой А.С. в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении Администрация города Омска исходила из того, что истец намеренно ухудшила жилищные условия, поскольку не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.

Отчуждение жилого помещения Фадеевой А.С. произошло до издания указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», соответственно не может рассматриваться в качестве намеренного ухудшения жилищных условий.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Учитывая обстоятельства дела, суд считает, что основания для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий Фадеевой А.С. отсутствуют.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является учетной нормой площади жилого помещения, размер которой устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2005 г. № 251-п учетная норма площади жилого помещения для принятия лиц на чет в качестве нуждающихся в жилом помещении установлена в размере 15 кв.м.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ГП ОО «Омский Центр ТИЗ» Фадеева А.С. в числе собственником объектов недвижимости не значится.

Проанализировав представленные доказательства, учитывая общую площадь жилого помещения по <адрес> (25,77 кв.м.), а также количество лиц, проживающих в нем (5), суд приходит к выводу о том, что Фадеева А.С. не обеспечена учетной нормой жилой площади, в связи с чем, имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и быть обеспеченной жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».

Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения.

Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а, ж, и» подпункта 1 пункта 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 3).

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п/п 2 п. 3).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п/п 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в п/п 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11.1).

Каких-либо исключений из указанных категорий граждан закон не предусматривает

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 9 января 2010 г.) постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Во исполнение п. 11, 11.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 г. №99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Порядок).

Согласно п. 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области:

1) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 ФЗ «О ветеранах», а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;

2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 ФЗ «О ветеранах».

Кроме того, согласно п. 9 Порядка, основаниями для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, являются: представление документов лицом, не имеющим права на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком; представление заявителем неполного перечня документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, либо наличие в данных документах недостоверных сведений. Формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.

Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Фадеева А.С. относится к категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Омской области № 99-п.

Собранные по делу доказательства, позволяют суду сделать вывод о том, что Фадеева А.С. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, должна быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с момента обращения к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 21 июня 2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать постановление Администрации города Омска № 752-п от 14 июля 2011 года в части отказа Фадеевой А.С. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным.

Признать Фадееву А.С. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать Администрацию города Омска принять Фадееву А.С. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 21 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200