№ 2-5371/2011 Решение Именем Российской Федерации 24 ноября 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре судебного заседания Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Омска в интересах Шнайдер О.А. к Администрации города Омска, Правительству Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор города Омска в интересах Шнайдер О.А. обратился в суд с иском к Администрации города Омска, Правительству Омской области о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что Шнайдер О.А. является лицом, относящимся к категории детей-сирот. Её мать умерла, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Решением акимата Качирского сельского округа от 16.05.2002 года № над Шнайдер О.А. назначена опека Т.С.Е. Постановлением Мэра города Омска от 06.03.2007 года № «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Шнайдер О.А. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Установлена очередь по общему списку - 18168, по внеочередному - 383. В настоящее время Шнайдер О.А. жилья не имеет. Просит обязать Администрацию города Омска предоставить Шнайдер О.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке по категории «Дети-сироты» за счет субвенций из бюджета Омской области. Представитель прокуратуры города Омска Беглярова Е.С., действующая на основании доверенности, Шнайдер О.А. в судебном заседании поддержали требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель Администрации города Омска участия в судебном заседания не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлен письменный отзыв на иск, согласно которому, Шнайдер О.А. на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состоит с 06.03.2007 года по категории «дети-сироты» во внеочередном порядке. Однако предоставление ему жилого помещения возможно только за счет средств субвенций Омской области, поскольку самостоятельные расходные обязательства, предусмотренные ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, у муниципального образования отсутствуют. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области финансовых средств. Кроме того, у Администрации города Омска имеются основания для предоставления жилого помещения Шнайдер О.А. только согласно его очереди, поскольку в данном списке состоят граждане, обладающие такими же правами, как истец, и в случае предоставления ему жилого помещения во внеочередном порядке, будут нарушены права других очередников. Представитель Правительства Омской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, должно производиться в общем порядке, органами местного самоуправления из муниципального жилищного фонда. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Выслушав представителя прокуратуры города Омска, Шнайдер О.А., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Мотивируя решение, суд исходит из того, что Шнайдер О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что стороной ответчика не оспаривается. Как следует из материалов дела, мать Шнайдер О.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13). Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери (л.д. 8, 14). Решением акимата Качирского сельского округа от 16.05.2002 года № Т.С.Е. назначен опекуном над несовершеннолетней Шнайдер О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до её совершеннолетия (л.д. 15. Постановлением Администрации города Омска № от 06.03.2007 года «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Шнайдер О.А. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, состоящих на учете (л.д. 9-10). По сведениям ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области Шнайдер О.А. в числе собственников недвижимого имущества не значится (л.д. 20, 21). Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 г. установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Исходя из анализа положений ст.ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ. При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии со ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 3 статьи 37, пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 15 статьи 44, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Положения настоящего Кодекса о наделении органов местного самоуправления Омской области государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии, если данным законом предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных государственных полномочий. Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению №5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как установлено в ходе судебного заседания и следует из материалов дела, Шнайдер О.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 06.03.2007 года, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. В соответствии с Закон Омской области от 9 декабря 2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2011 год. Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме 75.000 000 рублей (приложение 6). При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Администрацию города Омска предоставить Шнайдер О.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде. Судья