Дело № 2-6042/2011 Решение Именем Российской Федерации 09 декабря 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Блиновой Л.Н., Титовой Т.Н., Титова Г.Н. об оспаривании решения ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области, возложении обязанности совершить действия, установил: Блинова Л.Н., Титова Т.Н., Титов Г.Н. обратились в суд с заявлением о признании незаконными решений ФГУ «Кадастровая палата» по Омской области о признании незаконными решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и об отказе в осуществлении кадастрового учета, возложении обязанности по осуществлению кадастрового учета, в обоснование требований указали, что 02.08.2011 года в ФБУ «Кадастровая палата» Омской области был представлен межевой план по образованию двух земельных участков путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности от 24.03.2011 года. 23.08.2011 года получено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. Кадастровым инженером были внесены соответствующие изменения в межевой план, подготовлено заключение. 22.09.2011 года повторно был сдан межевой план от 22.09.2011 года. 10.10.2011 года ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области вынесено решение о приостановлении кадастрового учета в связи с необходимостью предоставления проекта межевания, утверждённого в установленном законом порядке. Полагают, что необходимость предоставления утверждённого в установленном законом порядке плана межевания может быть возложена только на тех лиц, которые не закончили процедуру выделения земельного участка в счёт земельной доли до 01.07.2011 года. Просят признать незаконными решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 23.08.2011 года и решение о приостановлении осуществления кадастрового учёта 10.10.2011 года, обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области поставить земельный участок на кадастровый учёт. В судебном заседании представитель истцов Атрощенко Д.О. требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил, просил обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области осуществить действия государственного кадастрового учета по образованию двух земельных участков № и № путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> Пояснил суду, что с 01.07.2011 года вступили в силу изменения, внесённые в ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и в ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым была изменена процедура выделения земельного участка в счёт земельной доли. Так, ранее, лицо, желающее выделить долю, должно было собрать собрание участников долевой собственности, утвердить на нём местоположение выделяемого земельного участка. В случае отсутствия решения общего собрания собственник, желающий выделить земельный участок, обязан был известить в письменной форме о своём намерении выделить земельный участок в счёт своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения. В настоящее время собрание должно утвердить проект межевания, в случае отсутствия утверждения проекта межевания на общем собрании собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счёт земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счёт земельной доли или земельных долей. При этом, кадастровый инженер обязан обеспечить участником долевой собственности возможность ознакомления с проектом межевания, для чего публиковать в средствах массовой информации сведения о месте и порядке ознакомления. Таким образом, обязывая заявителей к предоставлению проекта межевания ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области возлагает на них обязанность провести процедуру выделения земельного участка заново. Указал, что изменениям в законы не придано обратной силы, соответственно они не могут быть распространены на процедуры выделения земельных участков в счёт долей в общей долевой собственности, прошедшие до 01.07.2011 года. Блинова Л.Н., Титова Т.Н., Титов Г.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В судебном заседании представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области Облогина А.С., действующая на основании доверенности, требования не признала. Пояснила, что с 01.07.2011 года обязательным документом для постановки на кадастровый учёт земельных участков, образуемых из земельных участков сельскохозяйственного назначения при выделе доли, необходимо предоставление проекта межевания. Указаний на то, что орган, осуществляющий кадастровый учёт, не вправе требовать предоставления такого проекта в случае проведения процедуры выдела земельного участка до 01.07.2011 года в законе не имеется. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что 02.08.2011 года Блинова Л.Н., Титова Т.Н., Титов Г.Н. обратились в ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области с заявлениями о постановке на кадастровый учёт земельных участков, образованных путём выдела в счёт долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которого установлено: Омская область, Омский район, Пушкинское сельское поселение. Вместе с заявлением был представлен межевой план земельных участков (л.д. 7-26). Решением ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области от 23.08.2011 года в осуществлении кадастрового учета отказано (л.д. 48). 22.09.2011 года межевой план с соответствующими изменениями сдан в ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области повторно. Решением ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области от 10.10.2011 года приостановлено осуществление кадастрового учёта в связи с непредставлением заявителями проекта межевания, утверждённого в установленном порядке (л.д. 47). В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), в редакции, действовавшей до 01.07.2011 года, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счёт своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона. Местоположение земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счёт земельных долей в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности. В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счёт земельных долей в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своём намерении выделить земельный участок в счёт своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счёт своей земельной доли земельного участка. Указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счёт земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счёт его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности. Размер земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счёт своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок. В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счёт земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Данные возражения должны быть обоснованными. Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде. Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трёх и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования. Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации. Федеральным законом от 29.12.2010 года № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» статья 13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения изложена в новой редакции. Новая редакция ст. 13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения вступила в силу с 01.07.2011 года. Согласно ст. 13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счёт своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Земельный участок образуется путём выдела в счёт земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путём выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утверждённым этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется. Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счёт земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счёт земельной доли или земельных долей. Размер земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учётом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьёй 13.1 настоящего Федерального закона. Порядок определения размера выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей земельного участка с учётом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счёт земельной доли или земельных долей. Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества. Кроме того, вступила в силу ст. 13.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, установившая содержание проекта межевания. Таким образом, с 01.07.2011 года фактически изменилась процедура образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При этом, не было установлено, что действие положений ст. 13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения распространяются на процедуры образования земельного участка, из земельного участка, находящегося в долевой собственности, прошедшие до 01.07.2011 года. Закон не содержит указаний, касающихся возможности проведения государственного кадастрового учёта без предоставления проекта межевания земельного участка. Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами, процедура выделения двух земельных участков из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> завершена до июля 2011 года, в чётком соответствии с положениями ст. 13 отмеченного Закона. В соответствии с положениями ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключённому до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьёй 422 настоящего Кодекса. Таким образом, суд полагает, что оснований для изготовления, утверждения и согласования проекта межевания земельного участка у заявителей не имеется. Кроме того, проект межевания земельного участка предполагает не только его изготовление, но и проведение процедуры его утверждения, что является фактически действиями по проведению процедуры образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, вновь. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту Закон о ГКН), если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учёта документы представляются заявителем вместе с заявлением. Одним из документов, обязательных к предоставлению, является заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учёта (при кадастровом учёте земельного участка, образуемого в счёт доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок). Ранее, до 01.07.2011 года предоставление вышеуказанного документа не требовалось. Согласно ст. 26 Закона о ГКН орган кадастрового учёта принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учёта (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается. Одним из оснований приостановления является не представление необходимых для кадастрового учёта документов, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Поскольку государственный кадастровый учёт осуществляется, в том числе, в рамках Закона о ГКН ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области ввиду отсутствия иных указаний не имело права, по мнению суда, производить кадастровый учёт без предоставления заявителями указанных в ст. 22 Закона о ГКН документов. При таких обстоятельствах решение ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области о приостановлении осуществления кадастрового учёта не может быть признано судом незаконным. Вместе с тем, как указано судом выше, на Блинову Л.Н., Титову Т.Н., Титова Г.Г. не может быть возложена обязанность по повторному проведению процедуры выделения земельных участков в связи с изменениями законодательства. В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учёта» предписано наделить федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учёту недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. ФБУ «Кадастровая палата» является юридическим лицом. С учетом установленных судом обстоятельств, суд считает возможным возложить на ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области обязанность по постановке на кадастровый учёт выделенных земельных участков. При вынесении решения суд так же учитывает то обстоятельство, что требования к проекту межевания были утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 03.08.2011 года № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков», вступили в силу только 04.10.2011 года. Таким образом, до вышеуказанной даты невозможно было не только предоставление проекта межевания, но и его правильное составление. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области произвести постановку на государственный кадастровый учет земельных участков № и № путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> Решение может быть обжаловано в Омский областной суд Центральный районный суд города Омска в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательном виде. Судья