Дело № 2-6045/2011 Решение Именем Российской Федерации 23 декабря 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеенко А.Т. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о выплате компенсации за отказ в предоставлении дополнительной жилой площади, компенсации морального вреда, установил: Алексеенко А.Т. обратился в суд с иском к Администрации города Омска о выплате компенсации за отказ в предоставлении дополнительной жилой площади, компенсации морального вреда, в обоснование требований указывает, что является ветераном военной службы и пенсионером Министерства обороны РФ, кроме того, в период прохождения военной службы участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с полученными заболеваниями, с 24.07.2000 года ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности. Решением суда от 09.09.2008 года на Администрацию города Омска возложена обязанность по включению Алексеенко А.Т. в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» па 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы, претендующих на получение государственного жилищного сертификата по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица», с 15.05.2001 года. В 2010 году по государственному жилищному сертификату ему была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения по категории «граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица». Указанная выплата на приобретение жилого помещения не включает в себя дополнительную комнату, которая положена Алексеенко А.Т. в соответствии с ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». По сообщению Департамента жилищной политики Администрации города Омска, Алексеенко А.Т. лишен права на получение дополнительной комнаты в связи с получением сертификата по категории «граждане, уволенные с военной службы». Дополнительная комната нужна истцу по медицинским показаниям. Приобретая дополнительную комнату, истец рассчитывал, что при наступлении его очереди по категории «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица», сертификат на приобретение комнаты будет ему предоставлен. Считает, что Департаментом жилищной политики Администрации города Омска ему нанесен ущерб в размере стоимости 15 кв.м. дополнительной комнаты, что составляет 460.590 руб. Просит обязать Администрацию города Омска выплатить 460.590 руб., а также в счет компенсации морального вреда 100.000 руб. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечены Министерство труда и социального развития Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. В судебном заседании Алексеенко А.Т. участия не принимал, извещен надлежаще. В судебном заседании представитель истца Глазков В.Г., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что Алексеенко А.Т. были понесены затраты на приобретение дополнительной жилой площади которые для него являются убытками и подлежат взысканию с Администрации г. Омска. Представитель ответчиков Администрации города Омска и Департамента жилищной политики Администрации города Омска по доверенности Гончарова Е.Ю. требования Алексеенко А.Т. считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что истец использовал свое право на получение мер социальной поддержки получив сертификат на приобретение жилья как военнослужащий. Администрацией г. Омска были сформированы списки граждан-участников подпрограммы на 2010 год по категории «Граждане уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица» Алексеенко А.Т. включен в указанный список, а также списки по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица» в который также был включен Алексеенко А.Т. Данные списки были направлены в Министерство труда и социального развития Омской области, затем в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Просила в иске отказать. Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Трейян С.Э. (по доверенности) в судебном заседании требования считала необоснованными, пояснила, что в соответствии с утвержденным порядком гражданин представляет в орган местного самоуправления, где он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление на участие в подпрограмме с приложением выписки из приказа об увольнении, справки о выслуге лет и выписки о постановке на очередь. Орган местного самоуправления до 1 сентября текущего года осуществляет проверку представленных документов и по ее результатам формирует список граждан-участников подпрограммы. На основании полученных от органов местного самоуправления списков орган исполнительной власти - Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области - формирует сводный список граждан-участников подпрограммы и до 1 октября текущего года представляет его государственному заказчику, а после получения от государственного заказчика контрольных цифр бюджетных средств и норматива стоимости 1 кв.м. формирует список граждан-получателей сертификатов в планируемом году. Алексеенко А.Т. самостоятельно выбрал получение меры социальной поддержки получив сертификат по категории «Граждане уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица», каких-либо документов подтверждающих право на получение дополнительной жилой площади по данной категории Алексеенко А.Т. представлено не было. В удовлетворении требований просила отказать за необоснованностью. Представитель Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представлены письменные возражения на иск, в которых указано, что Министерство не обладает полномочиями по реализации постановления правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы». Истцом не представлено доказательств нарушения его прав Министерством труда и социального развития Омской области в связи с чем, в удовлетворении требований Алексеенко А.Т. следует отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе, путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Алексеенко А.Т. является ветераном военной службы с 09.12.1998 года, состоит на пенсионном обеспечении Военного комиссариата Омской области. Согласно справке МСЭ 009 № Алексеенко А.Т. установлена <данные изъяты> группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (л.д. 57). 06.09.2000 года Алексеенко А.Т. выдано удостоверение, подтверждающее право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 6). В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 1 и п. 2, части 1 ст. 13 Закона гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ. Алексеенко А.Т. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по категории «Граждане, уволенные с военной службы в запас (отставку) и приравненные к ним лица» с 15.05.2001 года. Алексеенко включен в списки граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы; на основании заявления от 21.05.2007 года истец включен в список граждан, изъявивших получить сертификат в 2008 году по городу Омску, по категории «граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица». Решением Центрального районного суда города Омска от 09.09.2008 года на Администрацию города Омска возложена обязанность по включению Алексеенко А.Т. в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» па 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года № 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма), претендующих на получение государственного жилищного сертификата (далее - сертификат) по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица», с 15.05.2001 года. Решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска от 10.10.2008 года Алексеенко А.Т. включен в список граждан - участников подпрограммы претендующих на получение сертификата по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица», с 15.05.2001 года. Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Обеспечение жилым помещением граждан указанной категории, а также граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, состоящих на учете в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Выдача сертификатов осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Иные основания для предоставления гражданам, уволенным с военной службы, субсидии на приобретение жилого помещения отсутствуют. В соответствии с пунктом 2 Правил, участие граждан в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы добровольное. Алексеенко А.Т. включен в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2008 году по городу Омску по категории «граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица», имеющие место для постоянного проживания, составом семьи 5 человек (истец, жена, сын, дочь, внук), так как проживает в трехкомнатной квартире общей площадью - 65,1 кв.м., принадлежащей ему на праве собственности. Подпунктом «в» пункта 16.1 Правил предусмотрено, что при получении сертификата граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им и (или) членам их семей на праве собственности и не имеющих обременении, принимают на себя обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Алексеенко А.Т. принято решение не отчуждать занимаемое жилое помещение. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2009 года № 408 в Правила внесены изменения. Пунктом 16.2 Правил предусмотрено, что в случае принятия гражданином - участником подпрограммы решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, предоставляемой по сертификату, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв.м. На основании представленных истцом документов, решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска от 26.06.2009 года истец включен в списки граждан - участников подпрограммы, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2010 году по категории «граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица», а также по категории «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненные к ним лица». В соответствии с утвержденным порядком гражданин представляет в орган местного самоуправления, где он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление на участие в подпрограмме с приложением выписки из приказа об увольнении, справки о выслуге лет и выписки о постановке на очередь. Орган местного самоуправления до 1 сентября текущего года осуществляет проверку представленных документов и по ее результатам формирует список граждан-участников подпрограммы. На основании полученных от органов местного самоуправления списков орган исполнительной власти - Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области - формирует сводный список граждан-участников подпрограммы и до 1 октября текущего года представляет его государственному заказчику, а после получения от государственного заказчика контрольных цифр бюджетных средств и норматива стоимости 1 кв.м. формирует список граждан-получателей сертификатов в планируемом году. Алексеенко А.Т. включен в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год по Омской области (л.д. 39-41). Согласно протоколу № 15 от 12.04.2010 года заседания рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» решено предоставить Алексеенко А.Т. государственный жилищный сертификат (расчет социальной выплаты осуществить на разницу между положенной общей площадью жилого помещения и имеющейся в собственности общей площадью жилого помещения) в 2010 году по категории «граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица» (л.д. 44-49). 20.04.2010 года Алексеенко А.Т. выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья №. В соответствии с условиями подпрограммы ему предоставлена за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере 843.920 руб. (л.д. 13). В соответствии со ст. 10 Закона Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», если гражданин одновременно имеет право на получение меры социальной поддержки одного и того же вида по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Омской области, нормативными правовыми актами Российской Федерации, мера социальной поддержки предоставляется ему по одному основанию по его выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, состоящих на учете в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Приобретая дополнительную комнату, истец рассчитывал, что при наступлении его очереди по категории «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица», сертификат на приобретение комнаты будет ему предоставлен. Считает, что Департаментом жилищной политики Администрации города Омска ему нанесен ущерб в размере стоимости 15 кв.м. дополнительной комнаты. Учитывая, что лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований; тот факт, что Администрация города Омска осуществляет лишь учет категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а денежные средства выделяются из федерального бюджета; а также, что социальная поддержка предоставляется по выбору получателя, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ответчика нарушения прав истца. На основании изложенного, требования Алексеенко А.Т. к Администрации города Омска о взыскании ущерба в сумме 460590 руб., а также 100.000 руб. в счет компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требований Алексеенко А.Т. отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья