Дело № 2-5854/2011. Решение от 19.12.2011 г. по иску Бекина А.А. к Военному комиссариату Омской области о взыскании задолженности по ежемесячной выплате в счет возмещения вреда здоровью



дело № 2-5854/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Башкатовой Е.Ю., при секретаре Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бекина А.А. к Военному комиссариату Омской области о взыскании задолженности по ежемесячной выплате в счет возмещения вреда здоровью,

установил:

Истец обратился с настоящим иском в котором просит суд взыскать с ответчика единовременно задолженность по ежемесячной выплате возмещения вреда здоровью в сумме 737.758,16 руб. за период с 15.02.2001 г. по 14.09.2011 г., назначить ежемесячные выплаты с 01.09.2011 года в размере 17.913,11 руб. с последующей индексацией. Представил расчет взыскиваемой суммы (л.д. 92-93). В обоснование заявленных требований истец, его представитель по доверенности Вист И.И. ссылаются на те обстоятельства, что истцу, как инвалиду 2 группы, в связи с аварией на ЧАЭС с 01.01.2001 года назначено военным комиссариатом Омской области возмещение вреда здоровью в размере 2 500 руб. Индексации назначенных сумм производятся не в соответствии с законодательством, выплачиваемые суммы не защищены от инфляции в полном объёме. Неправильной индексацией истцу нанесён материальный ущерб.

Решением Центрального районного суда г. Омска от 11.06.2004 г. с Военного комиссариата Омской области в пользу Бекина А.А. взыскана задолженность по выплате возмещения вреда здоровью за период с 15.02.2002 г. по 15.02.2004 г. в сумме 25433,67 руб., с 15.02.2004 г. в пользу Бекина А.А. взыскивать ежемесячно по 4611 руб. 60 коп. с последующей индексацией ежегодно по индексу роста величины прожиточного минимума в Омской области до 29 мая 2004 года.

На основании заявления Бекина А.А. решение суда по настоящему делу от отменено по вновь открывшимся обстоятельствам 19.10.2011 года (л.д. 119-120).

В обоснование требований истец ссылается на те обстоятельства, что в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 г. N 21-П, могут быть пересмотрены в порядке гл. 42 ГПК РФ точно также, как и у граждан, которые получали ВВЗ из денежного довольствия и имели такие решения, но в силу юридического препятствия (имеющегося решения суда) ч.2 ст.61 ГПК РФ они не были надлежащим образом проиндексированы (постановление Пленума ВС РФ №26 от 20. 12. 05г.).

Бекин А.А. полагает, что Военный комиссариат Омской области при назначении ВВЗ не разъяснил и не предложил ему, с учетом права на выбор более выгодного варианта получения выплаты в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, а не разъяснение должностным лицом более выгодного варианта влечет обязанность по восстановлению нарушенного права. С 15.02.2001 года законодателем изменен способ определения размера возмещения вреда здоровью рассматриваемой категории лиц путем перехода на твердые суммы возмещения вреда в зависимости от группы инвалидности (п.25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12.01.2001 года). Вместе с тем, ч.1 ст. 12 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено право выбора граждан, получавших до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда здоровью, получать либо ранее установленную ежемесячную денежную сумму, определенную в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, либо денежную компенсацию в твердой сумме, установленную новой редакцией базового закона. Постановлением КС РФ от 20 декабря 2010 г. N 21-П, ответчику разрешено устанавливать ежемесячные денежные компенсаций в том же размере, в каком мне были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

В судебном заседании истца участия не принимал, извещен надлежаще, представитель истца Вист И.И. (по доверенности) требования поддержал по основаниям, изложенным выше.

Представитель Военного комиссариата Омской области Лобова А.Е. (по доверенности), в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Полагает, что индексация ответчиком проведена обоснованно. Представила суду расчет индексации.

Просит в удовлетворении иска отказать, поскольку до настоящего времени отсутствует механизм правового регулирования выплат денежных сумм на возможность получения которых ссылается истец.

Представитель Управления федерального казначейства по Омской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, представлен письменный отзыв на иск, в соответствии с которым требования считают необоснованными (л.д.105-109).

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.

При этом, ч. 3 ст. 5 Закона установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что Бекин А.А. является пенсионером Министерства обороны РФ, с 22 августа 1997 г. ему установлена вторая группа инвалидности, увечье получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Назначена денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с ликвидацией аварии на ЧАЭС, с 01 марта 2001 г. в размере 2.500 руб.

Решением Центрального районного суда г. Омска от 11.06.2004 г. с Военного комиссариата Омской области в пользу Бекина А.А. взыскана задолженность по выплате возмещения вреда здоровью за период с 15.02.2002 г. по 15.02.2004 г. в сумме 25433,67 руб., с 15.02.2004 г. На ответчика возложена обязанность производить выплату в пользу Бекина А.А. ежемесячно по 4611 руб. 60 коп. с последующей индексацией ежегодно по индексу роста величины прожиточного минимума в Омской области до 29 мая 2004 года до установления федеральным законодательством РФ механизма индексации возмещения вреда здоровью гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС (л.д. 39-41).

С учетом данного решения суда с 15 февраля 2004 года по настоящее время истцу установлена ВВЗ в размере 8814,72 руб. в месяц (в настоящее время).

Из справки Военного комиссариата и вышеуказанного решения суда следует, что с 01 марта 2011 года истец получал ВВЗ исходя из твердой суммы 2500 руб. и соответствующей индексации.

Истец полагает, что при назначении ему ВВЗ исходя из денежного довольствия, размер выплаты был бы большим, что подтверждает представленным расчетом, ссылаясь при этом на положения постановления Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 г. N 21-П.

Согласно части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции федеральных законов от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ и от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

В вышеуказанном постановлении Конституционный суд РФ указал, что в целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению вреда здоровью в связи с катастрофой на ЧАЭС, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих.

Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в РСФСР". Кроме того, им было предоставлено право получать две пенсии одновременно - пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, пунктом 25 части первой статьи 14 названного Закона Российской Федерации в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абзаца третьего пункта 2 части первой его статьи 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась.

Признавая лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П исходил из того, что пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой и что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.

Изменения, направленные в том числе на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, были внесены в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ. В данном Федеральном законе использован новый подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий: так, если до 15 февраля 2001 года суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности; при этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2).

Ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Соответственно, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года.

В связи с чем, Конституционный Суд РФ постановил: признать часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Таким образом, указанным постановлением Конституционного Суда РФ признано право на назначение ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком инвалидам-участникам ликвидации аварии на ЧАЭС были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью, а именно, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

Какого-либо механизма определения суммы денежного довольствия для исчисления суммы ВВЗ на спорный период указанное постановление не содержит.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.

При этом данное решение не является препятствием для обращения истца в суд в случае издания нормативного акта об определении механизма исчисления денежного довольствия для исчисления ВВЗ на спорный период.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований о взыскании суммы задолженности по ежемесячной выплате в счет возмещения вреда здоровью за период с 15.02.2001 г. по 14.09.2011 г., назначении ежемесячных выплат с 01.09.2011 года в размере 17.913,11 руб. с последующей индексацией отказать.

Обязать Военный комиссариат Омской области производить Бекину А.А. с 15.02.2004 года выплату в счет возмещения вреда здоровью ежемесячно денежную сумму в размере 4.611 руб. 60 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством РФ.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение десяти дней после изготовления решения в окончательном виде.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200