Дело № 2-6046/2011 Решение Именем Российской Федерации 26 декабря 2011 года Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюличкина В.Г. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики администрации города Омска о восстановлении нарушенного права, возложении обязанности по включению в список ветеранов Великой Отечественной войны, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета, установил: Тюличкин В.Г. обратился в суд с названным иском к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска, указав, что является ветераном Великой Отечественной войны. Решением суда от 17.05.2011 года было признано незаконным решение Администрации города Омска об отказе в признании его нуждающимся в жилых помещениях. Постановлением Администрации города Омска от 15.06.2011 года № Тюличкин В.Г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Имея право на льготы, предусмотренные ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», обратился в Департамент жилищной политики администрации г. Омска с заявлением о включении в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета в 2011 году. Решением комиссии по жилищным вопросам Департамента жилищной политики администрации города Омска от 08.07.2011 года в удовлетворении данного заявления было отказано. Данный отказ считает незаконным и необоснованным, так как в соответствии с ФЗ «О ветеранах» проходил службу в Вооруженных Силах СССР в период с августа 1943 года по 20 мая 1966 года, имел удостоверение участника Великой Отечественной войны и пользовался установленными льготами. Просит признать решение комиссии по жилищным вопросам Департамента жилищной политики Администрации города Омска от 08.07.2011 года в части отказа о включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение денежных выплат за счет средств федерального бюджета в 2011 году по городу Омску незаконным и необоснованным. Обязать ответчиков включить его в список ветеранов Великой отечественной войны, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение денежных выплат за счет средств федерального бюджета в 2011 году по городу Омску. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечены Министерство труда и социального развития Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. В судебном заседании Тюличкин В.Г. участия не принимал, извещен надлежаще. Представитель истца по доверенности Лыхтарь А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что Тюличкин В.Г. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на общих основаниях, считает, что ему необоснованно было отказано во включении в список в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Постановлением Правительства Омской области № 99-П, так как проходил службу в Вооруженных Силах СССР в период с августа 1943 года по 20 мая 1966 года имеет удостоверение ветерана ВОВ, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Имел служебное жилье и сдал его выехав в Россию из Украины. В судебном заседании представитель Администрации города Омска, Департамента жилищной политики администрации города Омска Ульянова Е.В., действующая на основании доверенностей, просила в иске отказать. Пояснила, что Тюличкин В.Г. не относится к категориям граждан, имеющих право на социальную поддержку в виде обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Кроме того, не представлено доказательств, подтверждающих выселение Тюличкина В.Г. из служебного жилого помещения. Представитель Министерства труда и социального развития Омской области по доверенности Машкова А.Д. в судебном заседании пояснила, что участники Великой Отечественной войны, предусмотренные пп. «з» п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах», обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета исключительно в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Истец является ветераном Великой Отечественной войны и относится к категории участников Великой Отечественной войны, имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные в ст. 17 ФЗ «О ветеранах», в том числе и на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета исключительно в случае выселения из занимаемых им служебных жилых помещений. Поскольку истцом не представлены доказательства факта его выселения из занимаемого им служебного помещения, требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему. Положениями ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с изменениями от 27.07.2010 г.) установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны. В соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 15 указанного ФЗ участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Таким образом, действие указанных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категории граждан - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в указанных положениях поименованы ветераны Великой Отечественной войны и вдовы Участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что Тюличкин В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном, участником Великой отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 2, 17 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 33). Из военного билета следует, что Тюличкин В.Г. проходил службу в Вооруженных Силах с августа 1943 года по 20 мая 1966 года (л.д. 34-40). Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 17.05.2011 года признано незаконным решение Администрации города Омска об отказе в признании Тюличкина В.Г. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На Администрацию города Омска возложена обязанность по принятию Тюличкина В.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ с момента его фактического обращения в Администрацию г. Омска - 02.11.2010. Также указанным решением суда установлено что Тюличкин В.Г.является участником Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки и льготы участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет федерального бюджета жильем, предусмотренным ФЗ «О ветеранах». На основании Постановления Администрации города Омска от 15.06.2011 года № Тюличкин В.Г. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 46) 30.06.2011 года Тюличкин В.Г. обратился с заявлением на имя Мэра города Омска о включении в списки граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа категорий граждан, указанных в подп. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», согласно Постановлению Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п (л.д. 23). Как следует из письма Департамента жилищной политики Администрации города Омска от 12.07.2011 года № Тюличкину В.Г. во включении в указанный список отказано, как лицу не имеющему права на получение мер социальной поддержки (л.д. 22). Согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются меры социальной поддержки, к которым относится в том числе Тюличкин В.Г., имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Указанное подтверждается копией военного билета, из которого следует что в период с августа 1943 г. по февраль 1948 г. Тюличкин В.Г. являлся курсантом военно-морского авиационного училища связи (л.д.50-53). В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 3). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п/п 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в п/п 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11.1). Каких-либо исключений из указанных категорий граждан закон не предусматривает. Во исполнение п. 11, 11.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 г. №99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Порядок). Согласно п. 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области: 1) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 ФЗ «О ветеранах», а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; 2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 ФЗ «О ветеранах». Кроме того, согласно п. 9 Порядка, основаниями для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, являются: представление документов лицом, не имеющим права на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком; представление заявителем неполного перечня документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, либо наличие в данных документах недостоверных сведений. Формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области. Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Учитывая изложенное, довод представителя Администрации города Омска о том, что истец не относится к категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Омской области № 99-п, судом отклоняется, как несостоятельный, основанный на неверном толковании норм закона. Суд приходит к выводу о том, что Тюличкин В.Г. имеет право на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов». Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения. Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. При этом Федеральным законом «О ветеранах», в редакции, действующей на момент рассмотрения данного спора, установлено, что участники Великой Отечественно войны, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что отказ в совершении указанных действий, а именно во включении Тюличкина В.Г. в списки граждан состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета по г. Омску в соответствии с ФЗ № 5 «О ветеранах» со стороны Администрации города Омска является незаконным. В соответствии с положениями ст. ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме путем возложения на Администрацию города Омска обязанности включить Тюличкина В.Г. в список ветеранов Великой Отечественной войны, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета по г. Омску в соответствии с ФЗ № 5 «О ветеранах». Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным отказ Администрации города Омска Тюличкину В.Г. во включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ № 5 «О ветеранах». Возложить на Администрацию города Омска обязанность включить Тюличкина В.Г. в список ветеранов Великой Отечественной войны, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ № 5 «О ветеранах». Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья: