Дело № 2-5825/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 декабря 2011 года Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н., при секретаре Назаровой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова Е.Н. к Управлению Министерства внутренних дел России по Омской области об установлении факта нахождения в служебных командировках и зачете периода нахождения в командировках на территории Северо-Кавказского региона РФ в стаж службы в льготном исчислении, установил: Истец обратился в суд с иском к УМВД России по Омской области о признании факта нахождения в командировках не территории Северо-Кавказского региона. В обоснование иска указал, что обратился к ответчику с заявлением об оформлении пенсии, при этом выяснилось, что в его личном деле отсутствуют справки о нахождении в командировках на территории Северо-Кавказского региона, что сделало невозможным включение данных периодов в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии (20 лет). Считает, что не сохранение ответчиком документов не может являться препятствием для назначения пенсии. Просит признать, что находился в служебных командировках на территории Северо-Кавказского региона в период с 05 мая 1995 года по 19 июня 1995 года и с 09 июля 1996 года по 11 сентября 1996 года. В процессе рассмотрения дела 14 ноября 2011 года истец требования уточнил (л.д. 33). Просит признать факт нахождения в указанные выше периоды в служебных командировках на территории Северо-Кавказского региона и обязать ответчика зачесть указанные периоды в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один день за три дня, что ему необходимо для назначения пенсии. Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования на изложенных основаниях. Пояснил, что служил в органах внутренних дел с 27 декабря 1993 года, был уволен по сокращению штатов 04 августа 2011 года, выслуга лет согласно приказу об увольнении 19 лет 08 месяцев и 27 дней, в льготном исчислении нет, однако ему должны были зачесть в льготном исчислении 3 месяца и 3 дня, тогда бы его выслуга составила 20 лет в льготном исчислении и была бы назначена пенсия. После чего он обратился в Кировский районный суд, однако его заявление 22 августа 2011 года было оставлено без рассмотрения, а сотрудник отдела кадров ему сказал, что необходимо установить факт. В апреле 1995 года, в момент службы в Куйбышевском РОВД г. Омска он был отправлен в служебную командировку на территорию Северо-Кавказского региона на 45 суток с 05 мая 1995 года по 19 июня 1995 года, где он выполнял задачи по охране правопорядка и участвовал в боевых действиях. Перед отъездом из командировки ему выдали справку об участии в указанных действиях, которую он по приезду в г. Омск сдал сотруднику отдела кадров. Кроме этого он в таком же порядке был направлен в командировку в г. Грозный, где принимал участие в боевых действиях с 09 июля 1996 года по 11 сентября 1996 года. Вместе с ним ездили его коллеги - А. (первая командировка) и Б. и В. (вторая командировка). После возвращения из командировок всем сотрудникам, и ему в том числе, выплатили соответствующее вознаграждение за участие в боевых действиях, по выплатам у него претензий не имеется. Всем сотрудникам, находившимся с ним в указанных командировках, указанные периоды полностью зачли в выслугу лет в льготном исчислении - один к трем. Ему в 2005 году выдали удостоверение участника боевых действий, однако в выслугу лет в льготном исчислении данные периоды зачтены не были, что препятствует ему в получении пенсии. Просит иск удовлетворить. Представитель УМВД РФ по Омской области по доверенности Луцаева О.В. в судебном заседании против иска возразила, пояснила, что дни фактического участия в контртеррористической операции могут быть уставлены только приказами Регионального оперативного штаба, доказательств участия в боевых действиях в указанные в иске периоды истцом не представлено. В архиве УВД имеются приказы о направлении истца в указанные командировки для выполнения задач в зоне вооруженного конфликта на территории Северо-Кавказского региона, истцу в порядке, определенном приказом МВД РФ от 07 мая 2004 года №, выдано удостоверение ветерана боевых действий, однако отсутствуют справки руководителя группы оперативного штаба, согласно которым в указанные истцом периоды он находился в командировках и участвовал в боевых действиях. Просит в иске отказать. Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено, что с 27 декабря 1993 года по 04 августа 2011 года Орлов Е.Н. проходил службу в органах внутренних дел Омской области (л.д. 15), уволен из ОВД РФ с должности <данные изъяты> по сокращению штатов 04 августа 2011 года приказом начальника УМВД РФ по Омской области № л/с от 04 августа 2011 года (л.д. 12 - приказ об увольнении). При этом из приказа следует, что выслуга лет истца на момент увольнения составляет 19 лет 08 месяцев и 27 дней, в льготном исчислении нет. Установлено, что 29 ноября 2004 года истцу УВД Омской области выдано удостоверение участника боевых действий (л.д. 13). При этом согласно приказу МВД РФ от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, котораяразработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и определяет порядок выдачи в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно п. 2 Данной Инструкции удостоверения оформляются и выдаются лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, в частности, сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел. В соответствии с п. 3.2 Инструкции к подтверждающим документам относятся для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, - выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России. Таким образом, к подтверждающим документам относятся, в том числе, приказы начальников УВД субъектов Российской Федерации о направлении сотрудников ОВД в зоны вооруженного конфликта. Из материалов дела следует, что 27 апреля 1995 года начальником УВД Омской области издан приказ № л/с «О комплектовании сводного отряда в зону ЧП», согласно которому в <адрес> был направлен отряд милиции для несения службы на КПП вдоль административной границы Чеченской Республики, имеющих опыт работы в зоне ЧП. В списке сводного отряда указан истец Орлов Е.Н. и иные сотрудники, в частности А. (л.д. 45-48). Кроме этого 01 июля 1996 года начальником УВД Омской области издан приказ № л/с «О командировании сотрудников-водителей в зону ЧП», согласно которому в целях реализации Указа президента РФ от 31 марта 1996 года №, а также приказа МВД РФ № от 95 июня 1996 года были командированы в распоряжение координационного центра МВД РФ в Чеченской Республике (г. Грозный) сроком на 60 дней для выполнения задач в зоне вооруженного конфликта сотрудников согласно прилагаемому списку. В числе сотрудников, указанных в списке, значится истец, а также Б., В. (л.д. 49-50). Таким образом, приказы начальника УВД субъекта о направлении истца в командировки в зоны вооруженного конфликта имеются. Из пояснений в судебном заседании свидетеля А. следует, что он вместе с истцом находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона в период с 05 мая 1996 года по 19 июня 1995 года в зоне ЧП; они вместе выехали из г. Омска и вместе с истцом вернулись в г. Омск. Из расположения временного райотдела истец не отлучался, постоянно находился в зоне вооруженного конфликта. Удостоверение участника боевых действий ему выдали в 2005 году уже после увольнения. Аналогичные пояснения дали в судебном заседании свидетели В. и Б.., которые пояснили, что совместно с истцом находились в командировке в зоне ЧП в период с 09 июля 1996 года по 11 сентября 1996 года, истец находился в командировке весь указанный период, уезжали и возвращались они вместе, также вместе участвовали в мероприятиях по погашению вооруженного конфликта. Весь указанный период был им зачтен в выслугу лет в льготном исчислении один к трем, выплачено соответствующее вознаграждение за участие в боевых действиях. Из представленных ответчиком послужных списков сотрудников следует, что послужной список Орлова Е.Н. указания на нахождение в служебных командировках не имеет (л.д. 52-54), тогда как послужные списки Б.. (л.д. 61-63) и А.. (л.д. 65-67) содержат сведения о нахождении в служебных командировках в Республике Чечня в указанные периоды. Кроме этого из справок, представленных ответчиком, следует, что периоды участия В.Г., Б.. (09 июля 1996 года по 11 сентября 1996 года) и А.. (05 мая 1996 года по 19 июня 1995 года) в вооруженных конфликтах (л.д. 55, 57, 59; 56,58,60) подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц за три месяца службы, что соответствует справкам, выданным указанным сотрудникам координационным центром МВД России в Чеченской Республике (л.д. 56,58,60). Таким образом, факт нахождения Орлова Е.Н. в указанных выше служебных командировках на территории Чеченской Республики для выполнения задач в зоне вооруженного конфликта подтверждается материалами дела. Соответственно, в этом случае должны наступать все последствия, возникающие в связи с установлением судом указанного факта, в том числе, и исчисление выслуги лет в льготном исчислении. В соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств, Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993 года № 4328-1, Указом Президента РФ от 09 декабря 1994 года № 2166, постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1994 года № 1394 «О дополнительных мерах по усилению социальной защите личного состава вооруженных сил РФ; внутренних войск и ОВД», постановлением Правительства РФ от 20 декабря 1994 года № 1411 «О территориальных органах управления Федеральных органов власти в Чеченской Республике»; приказами МВД РФ: № 73-1993 «О гарантиях и компенсациях военнослужащим внутренних войск, сотрудникам ОВД, выполняющим задачи по защите конституционных прав в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», № 064-1994 года «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка в Чеченской Республике», № 449-1994 года «О доплате за особый режим службы», Указанием МВД России от 16 декабяр1994 года № 1/5937 «О материальном обеспечении командируемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах» период нахождения в Чеченской Республике зачитывается в выслугу лет для начисления пенсии из расчета один месяц за три месяца. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 года № 1197-68 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона РФ и членам их семей» время фактического участия в боевых действиях засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца. Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 27 февраля 2001 года № 135-9 (с изменениями) «О дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона», действовавшего на момент спорного периода, время участия сотрудников в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца. Указанное положение также закреплено постановлении Правительства РФ № 65 от 09 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (п. 4 постановления). Таким образом, указанные истцом периоды должны быть зачтены в выслугу лет в льготном исчислении - один к трем. При вынесении решения суд учитывает, что истец уволен из ОВД 04 августа 2011 года (л.д. 12), выслуга лет по состоянию на 04 августа 2011 года составляет в календарном исчислении - 19 лет 08 месяцев и 27 дней, в льготном исчислении - не установлена. В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют,в частности, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Ст. 18 данного закона предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в частности, служба в ОВД РФ. Кроме этого, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Таким образом, с учетом периода пребывания истца в зоне вооруженного конфликта (45 и 60 дней) и календарной выслуге лет, невклчюение ответчиком спорных периодов в выслугу лет истца в льготном исчислении, делает невозможным назначение ему пенсии по выслуге лет, чем нарушаются права истца. При вынесении решении суд считает, что применительно к положениям ст. ст. 55, 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I о пенсионном обеспечении срок обращения в суд истцом не пропущен, так как последний обратился в суд в связи с нарушением его пенсионных прав. Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что требования истца об установлении факта нахождения в период с 05 мая 1995 года по 19 июня 1995 года и с 09 июля 1996 года по 11 сентября 1996 года в служебных командировках на территории Чеченской Республики для выполнения задач в зоне вооруженного конфликта и зачете времени нахождения в служебных командировках на территории Чеченской Республики для выполнения задач в зоне вооруженного конфликта в указанные периоды в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один день за три дня подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Установить, что Орлов Е.Н. в период с 05 мая 1995 года по 19 июня 1995 года и с 09 июля 1996 года по 11 сентября 1996 года находился в служебных командировках на территории Чеченской Республики для выполнения задач в зоне вооруженного конфликта. Засчитать Орлову Е.Н. время нахождения в служебных командировках на территории Чеченской Республики для выполнения задач в зоне вооруженного конфликта в периоды с 05 мая 1995 года по 19 июня 1995 года и с 09 июля 1996 года по 11 сентября 1996 года в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один день за три дня. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней. Судья Э.Н. Попова