Дело № 2-281/2012. решение от 12.01.2012 г. по иску Шакирзяновой О.В. к Адмиснитрации города Омска и другим.



Дело № 2-281/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

заочное

12 января 2012 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н., при секретаре Ануфриевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шакирзяновой О.В. к Администрации города Омска, департаменту жилищной политики Администрации города Омска, департаменту образования Администрации города Омска о признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди по категории «ребенок-сирота»,

установил:

Шакирзянова О.В. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, департаменту образования Администрации г. Омска о возложении обязанности отмены закрепления за нею жилого помещения по адресу: <адрес>, постановки ее на льготную очередь для получения жилого помещения по категории «ребенок-сирота». В обоснование иска указала, что в соответствии с приказом Управления образования Администрации г. Омска № от 26 ноября 2004 года она находилась под опекой Даутова А.В. На период нахождения под опекой она проживала по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение закреплено за нею вышеназванным приказом до наступления совершеннолетия. Данное жилое помещение находится в муниципальной собственности. Её мать - Шакирзянова Л.А. умерла 02 августа 2004 года, сведения об отце вынесены в свидетельство о рождении со слов матери. Она относится к категории детей - сирот и имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Нанимателем указанного жилого помещения является Даутов В.Х. с семьей, состоящей из четырех человек, она членом семьи Даутова В.Х. не является, в ордер включена не была. Из средств массовой информации ей стало известно, что дети - сироты имеют право на льготное предоставление жилья. С данным вопросом она в марте 2011 года обратилась в департамент образования Администрации г. Омска, однако получила отказ. Просит обязать департамент образования снять закрепление с указанного ею жилого помещения и учесть ее на льготной очереди для получения жилья по категории «ребенок-сирота».

Согласно определению суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Омска.

В судебном заседании истец Шакирзянова О.В. заявленные требования уточнила. Просит признать за нею право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди, по категории «ребенок-сирота». Пояснила, что ее мать - Шакирзянова Л.А. и она проживали в квартире Даутовых с их разрешения, членом их семьи не являлись, в ордер включены не были. После смерти матери она осталась зарегистрированной в указанной квартире. С целью постановки на учет она обращалась в департамент жилищной политики, но ей сообщили, что встать на очередь по указанной выше категории она не сможет, так как за нею закреплено жилое помещение. В марте 2011 года, до достижения ею 23-летнего возраста она обращалась с заявлением в департамент образования о снятии закрепления с целью постановки на учет, но ей было отказано, что подтверждено документально. Просит признать за нею право на постановку на учет по категории «ребенок-сирота» для получения жилого помещения вне очереди.

В судебное заседание представители ответчиков и третье лицо - Даутов А.В. не явились, извещены надлежаще, письменного отзыва не представили.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из материалов дела следует, что мать истца - Шакирзянова А.Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10 - свидетельства о смерти и рождении), сведения об отце ребенка внесены в свидетельство о рождении истца со слов матери (л.д. 14 - справка о рождении).

Приказом Управления образования Администрации г. Омска № од от 26 ноября 2004 года Даутов А.В. был назначен попечителем Шакирзяновой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за несовершеннолетней закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 33).

В судебном заседании установлено, что 16 марта 2011 года (до достижения 23-летннего возраста) истец обращалась в департамент образования Администрации г. Омска с заявлением о снятии обременения на жилое помещение, наложенное приказом Управления образования Администрации г. Омска № од от 26 ноября 2004 года, с целью постановки на учет для получения жилья, что прямо следует из приобщенного к делу заявлению истца (л.д. 32).

Из ответа департамента образования от 15 апреля 2011 года № следует, что в удовлетворении заявления истцу было отказано.

Согласно копии лицевого счета с 01 октября 1987 года и по настоящее время Шакирзянова О.В. постоянно зарегистрирована и проживает в <адрес> в <адрес>; квартира состоит из трех комнат, общая площадь 63,8 кв.м; в квартире зарегистрировано четыре человека (л.д. 7).

Из пояснений истца в судебном заседании следует, что факт закрепления за нею жилого помещения является препятствием для постановки на учет для получения жилого помещения по категории «ребенок-сирота».

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (л.д. 23-27).

Обратившись в суд с данным иском, истец просит признать за нею право на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «сирота» за счет субвенций бюджета Омской области.

Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п. 2.1., 2.2 определения Конституционного Суда РФ от 07 июня 2011 года № 746-О-О «По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.

Таким образом, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).

Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В связи с изложенным, суд находит возможным признать за истцом право на постановку на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке по категории «ребенок-сирота».

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

При этом суд учитывает, что истец обратилась в департамент с соответствующим заявлением до достижения ею 23-летного возраста.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наличие у истца права на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» подтверждено вышеприведенными доказательствами.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

С учетом вышеизложенного исковые требования Шакирзяновой О.В. о признании за нею права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди по категории «ребенок-сирота», подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Шакирзяновой О.В. право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди, по категории «ребенок-сирота».

Ответчики вправе подать в Центральный районный суд г. Омска заявление об отмене данного заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Э.Н.Попова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200