Дело № 2-54/2012 Решение Именем Российской Федерации 13 января 2012 года Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре Хруниной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Анцевича В.Е. к Военному комиссариату Омской области о взыскании задолженности по ежемесячной выплате в счет возмещения вреда здоровью, восстановлении нарушенного права, Установил: Анцевич В.Е. обратился в суд с иском указывая, что является участником ликвидации катастрофы на ЧАЭС в 1986 года, инвалидом 2 группы с 15.09.1995 года, инвалидность связана с аварией на ЧАЭС, установлено 80% утраты трудоспособности, с 04.08.2000 года установлено 90% утраты трудоспособности, инвалидность установлена бессрочно. С 15 февраля 2001 года истцу, как инвалиду II группы, была назначена ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме 2500 рублей (в настоящее время с учетом индексации – 6 594,41 руб.). Во исполнение Постановлений Правительства РФ № 455 от 08.06.2001 года, № 629 от 24.08.2002 года единовременно выплачена неполученная денежная компенсация за период с 02.06.1999 года по 15.02.2001 года в размере 5 285,75 руб., исчисленном из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности равной 80% и с 04.08.200 года – 90% – в размере 307 695,16 руб. на 08.12.2003 года. Ссылаясь на п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции 12.01.2001, ч. 1 ст. 12 Федерального Закона от 12.02.2011 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указывает на то, что Военный комиссариат Омской области при назначении ВВЗ не разъяснил и не предложил ему, с учетом права на выбор более выгодного варианта получения выплаты в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, а не разъяснение должностным лицом более выгодного варианта влечет обязанность по восстановлению нарушенного права. С 15.02.2001 года законодателем изменен способ определения размера возмещения вреда здоровью рассматриваемой категории лиц путем перехода на твердые суммы возмещения вреда в зависимости от группы инвалидности (п.25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12.01.2001 года). Вместе с тем, ч.1 ст. 12 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено право выбора граждан, получавших до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда здоровью, получать либо ранее установленную ежемесячную денежную сумму, определенную в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, либо денежную компенсацию в твердой сумме, установленную новой редакцией базового закона. Постановлением КС РФ от 20 декабря 2010 г. N 21-П, ответчику разрешено устанавливать ежемесячные денежные компенсаций в том же размере, в каком мне были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). По мнению истца, согласно справки Военного комиссариата Омской области от 05 апреля 2011 года, такая денежная компенсация составляет 5 285 рублей 75 копеек. Исходя из указанного размера возмещения вреда здоровью, просит взыскать с ответчика ежемесячное возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 по 31.10.2011 года в размере 384 291 рубль. Обязать ответчика установить ежемесячное возмещение вреда здоровью с 01.11.2011 в размере 10 956,47 руб. с последующей индексацией согласно законодательству Российской Федерации (л.д.11). В ходе судебного разбирательства, 21 ноября 2011 года истцом уточнен расчет сумм, подлежащих взысканию, просит взыскать с ответчика ежемесячное возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 по 31.10.2011 года в размере 499 902,88 руб. Обязать ответчика установить ежемесячное возмещение вреда здоровью с 01.11.2011 в размере 12 326,02 руб. с последующей индексацией согласно законодательству Российской Федерации (л.д.55). В судебном заседании Анцевич В.Е. участия не принимал, извещен надлежаще, просит о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании представитель истца Андреев С.М., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным выше. Поддержал уточненный расчет сумм, подлежащих взысканию, представленный суду 12 декабря 2011 года, просит взыскать с ответчика ежемесячное возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 по 31.10.2011 года в размере 988 246,53 руб. с учетом индексации в связи с ростом прожиточного минимума. Обязать ответчика установить ежемесячное возмещение вреда здоровью с 01.11.2011 в размере 18 636,93 руб. с последующей индексацией согласно законодательству Российской Федерации (л.д.68). В том числе поддержал требования, изложенные в редакции на 21 ноября 2011 года ( л.д.55). В судебном заседании представитель ответчика Лобова А.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска. Указывает на то, что Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31 -ФЗ в часть 3 статьи 5 №5-ФЗ внесены изменения. С 29 мая 2004 года (момента вступления укачанного закона в силу) размеры выплат гражданам, установленные базовым Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ oт 25 мая 2005г. №326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврат в 2005-2006 годах недополученных сумм, которые предусматривают, в частности, размер выплат дня инвалидов второй группы с 1 января 2003 года- 3136 руб., а с 1 января 2004 года-3450 руб. В дальнейшем порядок индексации названных сумм также определялся постановлениями Правительства РФ с учетом уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год. В связи с чем невозможно применение индексации в зависимости oт роста величины прожиточного минимума. Данная позиция закреплена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. Во исполнение названного Закона Правительством Российской Федерации ежегодно принимаются постановления об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истец обратился за перерасчетом ежемесячной компенсации ВВЗ исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности 29 марта 2011 года на основании постановления КС РФ от 20 декабря 2010г. № 21-11. Однако произвести такой перерасчет не возможно в связи с отсутствием механизма возврат задолженности. Считает, что Военный комиссариат Омской области производил надлежащую индексацию ежемесячной денежной в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с ЧАЭС инвалиду второй группы, согласно действующему законодательству на тот период. Представитель Управления федерального казначейства по Омской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, представлен письменный отзыв на иск, в соответствии с которым требования считают необоснованными (л.д.23-26). Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, Анцевич В.Е. является инвалидом второй группы в связи с участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. 15 сентября 1995 года установлена вторая группа инвалидности, 80 % утраты трудоспособности, с 04 августа 2000 года 90% утраты трудоспособности, инвалидность установлена бессрочно. С 15 февраля 2001 года, Анцевичу В.Е. на основании Закона РФ № 5 от 12.02.2001 « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» назначено возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме исходя из второй группы инвалидности в размере 2 500 рублей ежемесячно. Вместе с тем, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено право выбора граждан, получавших до вступления в силу настоящего Федеральною закона возмещение вреда здоровью, получать либо ранее установленную ежемесячную денежную сумму, определенную в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, либо денежную компенсацию в твердой сумме, установленную новой редакцией базового закона. Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 629 «О внесении изменений и дополнений в порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455» постановлено: Внести в пункт 3 порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455, следующие изменения и дополнения: слова: «исходя из суммы 700 рублей в месяц» заменить словами: «исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка (ежемесячной денежной продовольственной компенсации)»; дополнить пункт абзацем следующего содержания: «В денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие и месячная стоимость продовольственного пайка (ежемесячная денежная продовольственная компенсация) принимаются в размерах, действующих на день выплаты». Во исполнение постановления Правительства РФ от 08.06.2001 года № 455 за период с 02.06.1998 года по 03.08.2000 года начислено единовременно 12 355,42 руб. с учетом 80% утраты трудоспособности и за период с 04.08.2000 года по 14.02.2001 года с учетом 90% утраты трудоспособности начислено 4 034,03 руб., всего начислено и выплачено платежным поручением № 467575 от 24.10.2001 года в размере 16 389,55 руб.. В соответствии с постановлением Правительства РФ в редакции от 24.08.2002 № 629 за период с 02.06.1998 года по 03.08.2000 года начислено единовременно 122 457,78 руб. с учетом 80% утраты трудоспособности и за период с 04.08.2000 года по 14.02.2001 года с учетом 90% утраты трудоспособности начислено 34 034,63 руб., всего начислено и выплачено 08.12.2003 года в размере 156 492,41 руб. Денежное довольствие на момент выплаты 5 873,06 руб. х 90%= 5 285,75 руб.) В соответствии с п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на возмещение вреда, причиненного здоровью, в твердых размерах в зависимости от группы инвалидности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Право Анцевича В.Е. на получение ежемесячной денежной компенсации вреда здоровью, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС сторонами не оспаривается. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей. При этом, ч. 3 ст. 5 Закона установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Из справки Военного комиссариата Омской области от 05.04.2011 года следует, что с 01 марта 2001 года Анцевич В.Е. получал ВВЗ исходя из твердой суммы 2500 руб., в последующем размер ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью и иные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС индексировался в соответствии с : Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.06.2004 года по 31.12.2004 года в размере 3 450 руб., Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 143 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292, от 9 августа 2005 г. N 496 и от 25 апреля 2006 г. N 246» с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года в размере 3 829,50 руб., Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года в размере 4 174,16 руб., Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.01.2007 года по 31.12.2007 года в размере 4 508,09 руб., Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2008 г. N 655 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. N 914» с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года в размере 4 981,44 руб., Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. N 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года в размере 5 629,03 руб., Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. N 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года в размере 6 191,93 руб., Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2010 г. N 1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» с 01.01. 2011 года по настоящее время в размере 6 594,41 руб. При этом, Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 326 «О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм» утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм, которые предусматривают, в частности, размер выплат для инвалидов второй группы с 01 января 2003 года – 3 136 рублей, а с 1 января 2004 года – 3 450 рублей. ( Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2010 года № 18-В10-72). В дальнейшем порядок индексации названных сумм также определялся постановлениями Правительства РФ с учетом уровня инфляции, установленного Федеральным законом о бюджете» на соответствующий год. В обоснование заявленных требований истец ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 № 21-П, в резолютивной части которого указано: признать часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности), полагая, что при назначении ему ВВЗ исходя из денежного довольствия, размер выплаты был бы большим, что подтверждает представленным расчетом. Согласно части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции федеральных законов от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ и от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В вышеуказанном постановлении Конституционный суд РФ указал, что в целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению вреда здоровью в связи с катастрофой на ЧАЭС, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих. Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в РСФСР". Кроме того, им было предоставлено право получать две пенсии одновременно - пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, пунктом 25 части первой статьи 14 названного Закона Российской Федерации в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абзаца третьего пункта 2 части первой его статьи 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась. Признавая лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П исходил из того, что пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой и что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы. Изменения, направленные в том числе на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, были внесены в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ. В данном Федеральном законе использован новый подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий: так, если до 15 февраля 2001 года суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности; при этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2). Ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Соответственно, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года. В связи с чем, Конституционный Суд РФ постановил: признать часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). Таким образом, указанным постановлением Конституционного Суда РФ признано право на назначение ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком инвалидам-участникам ликвидации аварии на ЧАЭС были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью, а именно, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. Какого-либо механизма определения суммы денежного довольствия для исчисления суммы ВВЗ на спорный период указанное постановление не содержит. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется. При этом данное решение не является препятствием для обращения истца в суд в случае издания нормативного акта об определении механизма исчисления денежного довольствия для исчисления ВВЗ на спорный период. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении требований Анцевича В.Е. к Военному комиссариату Омской области о взыскании задолженности по ежемесячной выплате в счет возмещения вреда здоровью за период с 15.02.2001 по 31.10.2011 года, назначении ежемесячных выплат с 01.11.2011 года в размере 12 326,02 руб. (18 636,93 руб.) с последующей индексацией отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова