Дело № 2-384/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 января 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н., при секретаре Ануфриевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа г. Омска в интересах Горбуновой Н.А. к Администрации г. Омска, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о признании действий незаконными и признании права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, установил: Прокурор Октябрьского АО г. Омска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Горбуновой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения о признании отказа Администрации г. Омска в принятии Горбуновой Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, незаконным и обязании ответчика принять Горбунову Н.А. на учет с даты ее фактического обращения, а именно, с 10 августа 2010 года. В обоснование иска указано, что Горбунова Н.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны. В августе 2010 года она обратилась с заявлением в Администрацию г. Омска о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, но получила отрицательный ответ письмом от 30 августа 2010 года со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ. Указанное решение полагает незаконным, так как Горбунова Н.А. намеренно жилищные условия не ухудшала, что подтверждено документально. Просит иск удовлетворить. В судебном заседании представитель прокурора Октябрьского АО г. Омска Позыгун Е.С.исковые требования поддержала на изложенных в иске основаниях. Истец Горбунова Н.А. в судебное заседание не явилась, интересы последней представлял представитель прокурора. Представители Администрации г. Омска и департамента жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, представлен отзыв на иск, в котором просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчиков (л.д. 49-50). В отзыве указано, что Горбуновой Н.А. правомерно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать факт отчуждения <адрес> о <адрес> в г. Омске 16 июля 2007 года как умышленные действия лица по ухудшению жилищных условий, требует оценки фактических обстоятельств дела судом, что не входит в полномочия Администрации г. Омска. Выслушав представителя прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что 10 августа 2010 года Горбунова Н.А. обратилась с заявлением на имя Мэра г. Омска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 11). Помимо иных документов к заявлению был приложен акт проверки жилищных условий от 23 марта 2010 года, согласно которому заявитель проживала по адресу: <адрес>, при этом родственных отношений с семьей Б. (ОКС) не имеет, что следует из акта департамента жилищной политики (л.д. 12). Постановлением Администрации г. Омска от 30 августа 2010 года № 756-п со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ Горбуновой Н.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 10). Из письма Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 31 августа 2010 г. следует, что заявителю отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с тем, что Горбунова Н.А. 16 июля 2007 года продала принадлежащую ей <адрес> в г. Омске, чем ухудшила свои жилищные условия. При этом 5-летний срок с момента отчуждения квартиры, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, не истек (л.д. 8-9). В соответствии со ст. 21 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Установлено, что Горбунова Н.А., 1929 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны Д.., умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19). Согласно ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из материалов дела следует, что Горбунова Н.А., имеющая на праве собственности <адрес> в г. Омске, общей площадью 30,1 кв.м, 16 июля 2007 года продала указанную квартиру Ю.. (л.д. 22-28). При этом установлено, что Горбунова Н.А. в собственность иного жилья не приобрела (л.д. 20-21 - справки Росреестра и ГП ОО Омский Центр ТиЗ»). Из материалов дела следует, что после отчуждения квартиры Горбунова Н.А. снялась с регистрационного учета и выехала с места жительства из г. Омска в Украину в <адрес> (л.д. 39-40). После чего согласно объяснению заявителя (л.д. 41-42) и материалов проверки прокуратуры <адрес> (л.д. 29-38) денежная сумма, вырученная заявителем от продажи квартиры в г. Омске - 42 000 долларов США, была похищена мошенническим путем, заявителю были причинены легкие телесные повреждения. Также из материалов дел следует, что вернувшись в г. Омск Горбунова Н.А. постоянного жилья не имеет, проживает по договоренности у знакомых лиц: с 29 января 2010 года по 02 июля 2010 года была зарегистрирована по <адрес>, затем заключила договор найма жилого помещения по <адрес> на срок до 12 мая 2010 года (л.д. 33-35), в настоящее время проживает без регистрации по <адрес> по договоренности с собственниками жилья. Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ осуществляется в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Учитывая вышеизложенные конкретные обстоятельства дела, суд полагает, что факт умышленных действий Горбуновой Н.А., которые давали бы основания считать её намеренно ухудшившей свои жилищные условия, в судебном заседании своего подтверждения не нашел. Применительно к конкретным обстоятельствам дела, суд полагает, что отчуждение 16 июля 2007 года жилого помещения со стороны Горбуновой Н.А. не является препятствием для признания ее нуждающейся в жилом помещении. Доказательств иного ответчиком в порядке ст. 56,57 ГПК РФ в судебное заседание не представлено. В данной связи и поскольку само по себе право истца состоять на учете не оспаривается, суд полагает, что имеются основания для принятия Горбуновой Н.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с момента обращения, то есть с 10 августа 2010 года. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Признать отказ Администрации города Омска от 30 августа 2010 года в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, предусмотренному ст. 53 ЖК РФ, Горбуновой Н.А. незаконным. Обязать Администрацию города Омска в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска принять Горбунову Н.А., ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 10 августа 2010 года. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Э.Н.Попова