Дело № 2- 350/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 февраля 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Патрушева Ю.В., при секретаре Рамазановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разиньковой В.С. к Администрации города Омска, Правительству Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, у с т а н о в и л: Разинькова В.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском, указывая, что является лицом из числа детей-сирот, <данные изъяты> Согласно постановлению главы Муромцевского муниципального образования Омской области № 817-п от 19.03.2003 была определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 10.10.2003 воспитывалась в <адрес> Постановлением Администрации Центрального административного округа г. Омска от 04.08.2011 № 854-п принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Иного жилья истица не имеет. Просит суд обязать Администрацию города Омска предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм за счет средств (субвенций) бюджета Омской области. Истец в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить, обязав ответчиков предоставить жилое помещение. В судебное заседание представитель ответчика - Администрации города Омска по доверенности Чеснокова М.А. просила в иске отказать, поскольку полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с Кодексом Омской области были переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. В соответствии со ст. 17 Кодекса Омской области средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматривались в областном бюджете в виде субвенций. Законом Омской области от 23.11.2011 № 1407-03 «О внесении изменений в отдельные законы Омской области» в Кодекс Омской области были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.12.2011 прекращается передача органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области и муниципального образования городской округ город Омск Омской области государственных полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. С 01.01.2012 обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, будет производиться субъектом РФ - Омская область самостоятельно в порядке, предусмотренном Правительством Омской области. В связи с чем, Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Представитель Правительства Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором указал, что согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ данной категории граждан жилые помещения предоставляются по договорам социального найма. Для этого в соответствии с ч.1 ст. 52 Кодекса данные граждане должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Государственные полномочия Омской области по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот в соответствии с п. 15 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-03) на неограниченный срок были переданы органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Так, например, в соответствии с Законом Омской области от 9 декабря 2010 года № 1313-03 "Об областном бюджете на 2011 год" городскому округу город Омск на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в сумме 115 608 100,00 рублей. А потому считал Правительство Омской области ненадлежащим ответчиком по данному делу. Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Судом установлено, что <данные изъяты> На основании Постановления главы Администрации Муромцевского муниципального образования Омской области № от 19.09.2003 несовершеннолетняя Разинькова В.С. была определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилая площадь за ней закреплена не была. Согласно справке, выданной директором <данные изъяты> Разинькова В.С. воспитывалась в <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении с 10.10.2003 года по 01.09.2005 года. Согласно Постановлению Мэра г. Омска от 04.08.2011 № 854-п Разинькова В.С. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма л.д.10. В судебном заседании также установлено, что истец не имеет собственного жилья, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» ответчиками в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами. Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ. При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ 14. Состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи. Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством. Законом Омской области № 1407-ОЗ от 23 ноября 2011 года п. 15,16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ исключены. Таким образом, с 01.01.2012 года обязательства по обеспечению детей-сирот жилой площадью отнесены к компетенции Правительства Омской области. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как установлено в ходе судебного заседания, Разинькова В.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 04.08.2011 года, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения указанным лицам, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Правительство Омской области за счет средств бюджета Омской области. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Правительство Омской области предоставить Разиньковой В.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: