Дело № 2-403/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 января 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Коростиленко Е.В. при секретаре судебного заседания Москаленко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондрашовой М.М. к Администрации города Омска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, установил: Кондрашова М.М. обратилась в суд к Администрации города Омска с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны – Кондрашова Е.М., умершего в 1989 году, в связи с чем, пользуется льготами, предоставленными ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» и на неё распространяются меры социальной поддержки, в том числе и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для постановки на учет она представила документы, подтверждающие льготу, а также необходимые справки об отсутствии у неё жилого помещения. 02 ноября 2011 года, истцом получено постановление Администрации города Омска, которым отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании предоставленных документов, не подтверждающих наличие права состоять на учете. Истец Кондрашова М.М. в обоснование требований дополнительно указала, что ранее проживала в деревне в неблагоустроенном жилом доме, но по состоянию здоровью вынуждена была переехать к дочери в 3-х комнатную квартиру в городе Омске. В указанной квартире, кроме истца и её доверии проживают два сына и сноха. На основании изложенного, считает, что отказ Администрации города Омска в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным, поскольку переезд вынужденный, связанный с возрастом и состоянием здоровья. Просит суд признать отказ Администрации города Омска от 02 ноября 2011 года № 1394-п в признании Кондрашовой М.М. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - незаконным, признать её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязать Администрацию города Омска принять Кондрашову М.М. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 18 октября 2011 года. В судебном заседании Кондрашова М.М. участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя по доверенности. Представитель истца по доверенности Лебеденко А.Е., а также Закурдаева М.Б. в судебном заседании исковые требования полностью поддержали по указанным в иске основаниям. Представитель Администрации г. Омска по доверенностям Чеснокова М.А. с иском не согласилась, представив письменный отзыв на иск. Выслушав представителей сторон спора, допросив свидетелей, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему. Положениями ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» (с изменениями от 27.07.2010 г.) установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны. В соответствии с п. п. 3 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона, участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. На основании положений ч. ч. 1, 11 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем участников Великой Отечественной Войны переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми определяется порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанной категории граждан. На основании положений ч. 1, 2 ст. 23.2 ФЗ 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», средства на реализацию передаваемых Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем участников Великой Отечественной Войны органам государственной власти субъектов РФ предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Кроме того, п.п. 2, 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.10.2005г. № 614, установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем участников Великой Отечественной Войны, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. При этом, перечисление субвенций в бюджеты субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п.п. 2 п. 3). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п. 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11). В соответствии с п. 1.1 ст. 3 Закона Омской области от 28.12.2005г. № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», определение порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» отнесено к полномочиям Правительства Омской области. Во исполнение указанного закона 26.07.2006г. постановлением Правительства Омской области № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок). Пунктом 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки определено, что обеспечение участников Великой Отечественной Войны жилыми помещениями может осуществляться либо путем предоставления жилья по договору социального найма (в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством), либо путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору. При этом, п. 2 Порядка устанавливает, что право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями имеют участники Великой Отечественной Войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Из вышеприведенного следует, что действие указанных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категории граждан - инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в указанных положениях поименованы ветераны Великой Отечественной войны и вдовы Участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что истец Кондрашова М.М., 23.08.1918 года рождения, является вдовой умершего участника ВОВ – Кондрашова Е.И. (л.д. 8, 9, 10). Кондрашова М.М. обратилась в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На основании Постановления Администрации г. Омска от 02 ноября 2011 г. № 1394-п истцу было отказано в принятии на указанный учет на основании ст. 53 ЖК РФ, о чем истец была уведомлена письмом Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 03 ноября 2011 года (л.д. 6, 7). Свой отказ Администрация г. Омска мотивировала тем, что истцом не были представлены документы, не подтверждающие право состоять на учёте. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 04 августа 2011 года Кондрашовой М.М. продан земельный участок с расположенным на нём целым жилым домовладением, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 12), в период с 23.08.2011 года и по настоящее время зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 11). Как следует из материалов дела <адрес> находится в общей долевой собственности, по 1/5 доле в праве общей собственности за Лебеденко В.А. (л.д. 13), Лебеденко С.А. (л.д. 14), Лебеденко О.С. (л.д. 15), Лебеденко А.С. (л.д. 16), Лебеденко А.Е. (л.д. 17). Основанием для регистрации права собственности послужил договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации б/н от 15.12.2004 г. (л.д. 99-107). В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что продажа жилого дома и переезд Кандрашовой М.М. в <адрес> были вынужденными действиями, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1961 года постройки был неблагоустроенным, водопровод, канализация, горячее водоснабжение в доме отсутствуют, что подтверждает справка № 32 от 23 января 2012 года (л.д. 94). Кроме того, как следует из медицинской карты амбулаторного больного Кандрашовой М.М., состоящей на медицинском учете по адресу: <адрес>, Кандрашова М.М. нуждается в постоянном уходе и не имеет возможности полноценно себя обслуживать в силу имеющихся заболеваний, повреждений руки (л.д. 82-90). Согласно выписке от 12 января 2012 года в настоящее время истец наблюдается по месту жительства в МУЗ «ГКБ № 11» (л.д. 98). В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям. Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов. Как показали допрошенные судом свидетели Лебеденко С.А., Гервальд З.В., Масюк Т.М., Краева Л.К., необходимость регистрации истицы именно в городе связана с её нуждаемостью в постоянной квалифицированной медицинской помощи и уходе родных. При этом, отсутствие самостоятельного ухода за собой, как раз и повлияло на решение дочери истца оказывать посильную помощь по уходу за матерью. Также установлено, что часть полагающейся истцу пенсии расходуется на её питание и покупку лекарств, оплату коммунальных услуг, оставшаяся откладывается на погребение. В каждой из комнат квартиры проживает по самостоятельной семье. Показания свидетелей также подтверждаются вышеприведенными письменными доказательствами. Учитывая родственные отношения, преклонный возраст, состояние здоровья, дочь действительно помогает приобретать продукты питания, производит оплату коммунальных платежей за комнату, в период совместного проживания с истцом, однако денежные средства для этих целей, получает от истца, что указывает на имеющийся раздельный бюджет совместно проживающих. Проанализировав представленные доказательства по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, на анализе также пояснений свидетелей, что намеренного ухудшения со стороны истца своих жилищных условий не было, поскольку продажа жилого дома и переезд Кандрашовой М.М. в <адрес> были вынужденными действиями, в силу вышеустановленных судом обстоятельств. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В силу ч. ч. 1, 3, 4 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Поскольку собственником какого-либо жилого помещения на территории Омской области Кондрашова М.М. не значится (л.д. 30, 64), а также не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи собственника жилого помещения, обладает статусом вдовы участника ВОВ, суд приходит к выводу, что истец имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и быть обеспеченной жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов». Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения Федерального закона № 79-ФЗ от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах» о том, что обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения. Пунктом 2 указанного Федерального закона закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. При таких обстоятельствах, суд считает, что Кондрашова М.М. имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо, имеющее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём. В связи с чем, суд считает требование истца о признании незаконным отказа Администрации города Омска в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать Кондрашову М.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать Администрацию города Омска принять Кондрашову М.М. на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с учётом даты обращения за постановкой на учёт - с 18 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска. Судья