Дело № 2-611/12 по заявлению Анисимова А.Р. к Управлению Росреестра по Омской области, ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области



Дело № 2-611/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2012 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Коростиленко Е.В. при секретаре Москаленко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Анисимова А.Р. к Управлению Росреестра по Омской области, Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Омской области об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, обязании исключить и включить сведения в государственный кадастр недвижимости,

установил:

Анисимов А.Р. обратился в суд с заявлением к Управлению Росреестра по Омской области об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в обоснование которого указал, что по договору купли-продажи № 603 от 26.07.2008 г., приобрел в собственность у муниципального образования г. Омск в лице Департамента недвижимости администрации г. Омска нежилое здание гараж-стоянка № 3, общей площадью 2094,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, а также земельный участок с кадастровым номером , предоставленный для общественно-деловых целей под строение, расположен на землях поселений. В соответствии с п. 3.3 Решения Омского городского Совета от 16.11.2005 г. № 298 «О земельном налоге на территории города Омска», заявитель, как физическое лицо, являвшееся индивидуальным предпринимателем, уплачивал авансовые платежи по земельному налогу поквартально до 2009 г., самостоятельно определяя налоговую базу в отношении принадлежащего ему земельного участка, как его кадастровую стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений государственного земельного кадастра (далее по тексту ГЗК). До 27.12.2007 г. в ГЗК содержались сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 3 134 271 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 1 338,86 рублей за 1 кв.м. Для определения налоговой базы по земельному налогу в 2008 г. он обратился в УФАКОН по Омской области, была представлена кадастровая выписка № 39108-7449, согласно которой, кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 18 313 174,80 рублей с удельным показателем в размере 7 822,80 рублей за 1 кв.м. Вид разрешенного использования земельного участка - «для общественно-деловых целей под строение». Такой вид разрешенного использования отсутствует среди законодательно установленных видов разрешенного использования и может подпадать, в том числе под вид разрешенного использования № 3 (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок) и № 7 (участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии). С учетом расположенного на земельном участке объекта недвижимости - гаража-стоянки, земельный участок должен был быть отнесен к 3-му виду разрешенного использования.

В 2009 г. ИП Анисимов А.Р. обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Роснедвижимости по Омской области, в котором просил признать незаконными действия по внесению в ГЗК недостоверных сведений о виде разрешенного земельного участка, об удельном показателе кадастровой стоимости и о кадастровой стоимости земельного участка, который заявленные им требования удовлетворил, признав незаконность присвоения Приказом № 78 от 24.06.2007 «О присвоении группы видов разрешенного использования» Управлением Роснедвижимости по Омской области земельному участку седьмого номера вида разрешенного использования. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования (за исключением 12 и 16), в том числе и для кадастрового квартала, имеющего номер . При этом максимальный удельный показатель для кадастрового квартала, к которому относится спорный земельный участок, был утвержден для 7 вида разрешенного использования и составил 8 107,83 рублей за 1 кв.м, в то время, как для 3-го вида разрешенного использования установлен удельный показатель в размере 2 471,30 рублей за 1 кв.м.

В ответе на запрос заявителя, ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области о кадастровой стоимости земельного участка указала, что в связи с поступлением Актов определения кадастровой стоимости, принято решение об учете изменений объекта недвижимости и внесены сведения в ГКН о кадастровой стоимости земельного участка в период времени: с 27.12.2007 г. по 30.11.2008 г. в размере 4 731 558,97 рублей, ссылавшись на позицию, изложенную в решении Арбитражного суда Омской области от 07.09.2009 г. по делу № А46-9432/2009 и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 г. № 7309/10; с 30.11.2008 г. по 14.12.2010 г. в размере 18 313 174,80 рублей, сославишись на постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 г. № 193-п и с 14.12.2010 г. в размере 8 218 993,49 рублей., сославшись на Распоряжение департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 18.11.2010 г. № 8892-р о перерасчете кадастровой стоимости. При простом расчете заявитель выяснил, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 4.731.558,97 руб. (в период с 27.12.2007 г. по 30.11.2008 г.) рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 021,17 рублей, утвержденного Постановлением Правительства Омской области № 174-п для 5-го вида разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания»; кадастровая стоимость земельного участка в размере 18.313.174,80 руб. (в период с 30.11.2008 г. по 14.12.2010 г.) рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости в размере 7 822,8 руб., относящегося к земельным участкам 7-го вида разрешенного использования; а кадастровая стоимость земельного участка в размере 8 218.993,49 руб. (в период с 14.12.2010 г.) рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 510,89 рублей, утвержденного постановлением Правительства Омской области № 174-п для 9-го вида разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». При этом за период с 27.12.2007 г. по настоящее время изменений назначения расположенного на земельном участке здания - «гараж-стоянка» - не производилось, вид разрешенного использования земельного участка не изменялся. В указанной связи, заявитель полагает, что с учетом расположения на принадлежащем ему земельном участке объекта недвижимости гаража-стоянки сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером в размере 4 731 558,97 руб., рассчитанной для участка 5-го вида разрешенного использования, в размере 18 313 174,80 руб., рассчитанной для участка 7-го вида разрешенного использования, в размере 8 218 993,49 руб., рассчитанной для земельного участка 9-го вида разрешенного использования, являются кадастровыми ошибками в сведениях государственного кадастра недвижимости.

Неправомерность отнесения спорного земельного участка к 7-му виду разрешенного использования установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 16.03.2009 г. по делу № А46-24091/2008. Отнесение в разные периоды времени земельного участка к 5-му и 9-му видам разрешенного использования Анисимов А.Р. также полагает неправомерным, поскольку исходя из утвержденного перечня видов разрешенного использования отнесение спорного земельного участка к 3-му виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок) также установлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда.

Указывая, что единственным способом защиты нарушенного права является исправление кадастровой ошибки, поскольку оспаривание соответствующего постановления Правительства Омской области в данном случае не разрешит вопрос о надлежащей кадастровой оценке земельного участка, а сами по себе действия по внесению указанной стоимости в ГЗК ранее им уже оспаривались в арбитражном суде и ссылаясь на положения статей 66, 70 ЗК РФ, постановление Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденные совместным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 и Порядок ведения ГКН, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 г. № 42, просит суд признать кадастровыми ошибками внесенные 14.11.2011 г. в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в период времени с 27.12.2007 по 30.11.2008 г. в размере 4 731 558,97 рублей, в период времени с 30.11.2008 г. по 14.12.2010 г. в размере 18 313 174,80 рублей, в период времени с 14.10.2010 г. в размере 8 218 993,49 рублей, рассчитанные для участков, отнесенных к 5-му, 7-му и 9-му видам разрешенного использования, исправить кадастровые ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка, совершенные 14.11.2011 г., путем замены с 27.12.2007 г. по 30.11.2008 г. сведений о размере кадастровой стоимости земельного участка с 4 731 558,97 рублей, рассчитанной для участка, относящегося к 5-му виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» - на размер кадастровой стоимости 5 785 313,3 руб., рассчитанной для участка, предназначенного для размещения гаражей и автостоянок (в соответствии с видом разрешенного использования № 3); замены с 30.11.2008 г. по 14.12.2010 г. сведений о размере кадастровой стоимости земельного участка с 18 313 174,80 рублей, рассчитанной для участка, относящегося к 7-му виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» - на размер кадастровой стоимости 5 785 313,3 рублей, рассчитанной для участка, предназначенного для размещения гаражей и автостоянок (в соответствии с видом разрешенного использования № 3); замены с 14.12.2010 г. сведений размере кадастровой стоимости земельного участка с 8 218 993,49 рублей, рассчитанной для участка, относящегося к 9-му виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» - на размер кадастровой стоимости 5 785 313,3 рублей, рассчитанной для участка, предназначенного для размещения гаражей и автостоянок в соответствии с видом разрешенного использования № 3.

В письменном отзыве на заявленные требования, представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по доверенности Аверина А.Д. последние не признает, просит в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что исправить кадастровую ошибку возможно только в случае подтверждения факта ошибочности сведений в документах, на основании которых были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащих заявителю. Учитывая, что на спорном участке располагался объект гараж-стоянка - одноэтажное здание общей площадью 2 094,5 кв.м., литера В, используемый истцом в предпринимательских целях, то к 3 группе видов разрешенного использования земельный участок не мог быть отнесен, поскольку состав данной группы обозначен как «земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта; земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Соответственно, правомерно данный участок отнесен был к 5 группе видов как предназначенный для бытового обслуживания. Поскольку постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п (которое не утратило юридическое значение на момент принятия органом кадастрового учета решения) была утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 18 313 174,80 рублей, то также отсутствуют основания для признания соответствующих сведений о кадастровой стоимости кадастровой ошибки. На заседании рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с государственной кадастровой оценкой земель на территории Омской области, принято решение от 08.09.2010 г. о приведении характеристик земельных участков в соответствие с Типовым перечнем видов разрешённого использования, установленных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 «Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Во исполнение указанного решения департаментом имущественных отношений Администрации города Омска 18.11.2010 было вынесено распоряжение № 8892-р «Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель», которым земельному участку с кадастровым номером определен вид использования - для общественно-деловых целей под строение, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. На основании названного документа должностным лицом ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области 10.11.2011 был подготовлен Акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым 55:36:170101:89, в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного объекта недвижимого имущества составила 8 218 993,49 рублей. Указанный документ 14.11.2011 был утвержден должностным лицом Управления и осуществлен государственный кадастровый учет вида разрешенного использования земельного участка. Поскольку действия органов власти совершены в целях исполнения распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 18.11.2010 года № 8892-р, которое не признано недействующим по причине допущения ошибки в уточненном виде использования спорного земельного участки, то полагать, что в ГКН содержится кадастровая ошибка оснований также не имеется.

В судебном заседании Анисимов А.Р. участия не принимал, о времени и месте рассмотрения спора уведомлен надлежаще.

Представитель истца по доверенности Леонова Ж.И. в судебном заседании заявленные требования полностью поддержала по указанным в заявлении основаниям.

Представитель Управления Росреестра по Омской области по доверенности Аверина А.Д. в судебном заседании заявленные требования не признала, сославшись на доводы письменного отзыва.

Представитель ФБУ «ЗКП» по Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще, в предыдущих судебных заседаниях представитель по доверенности заявленные требования не признал.

Представители ФГУП «ФКЦ «Земля», ИФНС по ОАО г. Омска в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Выслушав представителей истца и ответчиков, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

С учётом положений ст. 3 ГПК РФ, права на устранение несоответствия между фактическим целевым использованием земельного участка и видом разрешенного использования, указанным в ГКН, заинтересованное лицо не лишено.

Как следует из материалов дела, Анисимов А.Р. является собственником земельного участка площадью 2 341 кв.м с кадастровым номером , расположенного на землях поселений по адресу: <адрес>.

Права на указанный земельный участок подтверждаются договором купли-продажи № 603 от 26.07.2004 года, свидетельством о государственной регистрации права серии , выданным 17.08.2004 года Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 13-16, 18).

На указанном земельном участке расположено нежилое здание- гараж-стоянка № 3, общей площадью 2 094,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права серия , выданное 17.08.2004 года Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) (л.д. 17).

Факт расположения указанного объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером подтверждается пунктом 1.1. договора купли-продажи № 603 от 26.07.2004 года, где указан находящийся на участке объект недвижимости, техническим паспортом последнего, а также ситуационным планом, имеющимся в материалах кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:17 01 01:89 (л.д. 13, 24-32, 68, 81).

Согласно выписке из ГКН от 29.07.2008 года и справке ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области, кадастровая стоимость земельного участка составляла по состоянию на 01.01.2008 года – 4 731 558,97 рублей, по состоянию на 01.12.2008 года, на 01.01.2009 года и на 01.01.2010 года - 18 131 174,80 рублей, по состоянию на 01.01.2011 года – 8 218 993,49 рублей (л.д. 20, 23).

Из кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:17 01 01:89 следует, что постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п были внесены изменения в постановление Правительство Омской области от 19.12.2007 года № 174-п, в части изменения результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36, в результате которого была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 18 313 174,80 рублей (л.д. 115).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 16.03.2009 года по делу № А46-24091/2008 по иску ИП Анисимова А.Р. к УФАКОН по Омской области, действия последнего по внесению в ГЗК сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 18 313 174,80 рублей признаны незаконными, последнего суд обязал исключить указанные сведения из ГЗК (л.д. 94-99).

Указанное решение было исполнено путем принятия Территориальным отделом № 1 УФАКОН по Омской области 07.12.2009 года решения № 36/09-21561 (л.д. 101).

Решением от 08.09.2010 г. предложено привести характеристики земельных участков в соответствие с Типовым перечнем видов разрешённого использования, установленных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 «Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Во исполнение указанного решения Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска 18.11.2010 было вынесено распоряжение № 8892-р «Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель», которым, в том числе и земельному участку с кадастровым номером определен вид использования - для общественно-деловых целей под строение, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (л.д. 107, 109).

На основании названного распоряжения должностным лицом ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области 10.11.2011 года был подготовлен Акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного объекта недвижимого имущества составила 8 218 993,49 рублей. Указанный документ 14.11.2011 был утвержден должностным лицом Управления и осуществлен государственный кадастровый учет вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 104, 105).

Решением ФБУ «КП» по Омской области от 14.11.2011 года № 36/11-11417 в ГКН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в период времени с 27.12.2007 по 30.11.2008 г. в размере 4 731 558,97 рублей, в период времени с 30.11.2008 г. по 14.12.2010 г. в размере 18 313 174,80 рублей, в период времени с 14.10.2010 г. в размере 8 218 993,49 рублей (л.д. 102-103).

Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утверждены правила ведения государственной кадастровой оценки земель.

Названные правила ведения государственной кадастровой оценки земель определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.

В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215 (далее -Административный регламент), одной из административных процедур ГКОЗ является формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте РФ.

Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов.

Согласно Методическим указаниям перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель.

Указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.

В целях разъяснения положений Методических указаний совместным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации).

Методические указания, Технические рекомендации составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Методические указания и Технические рекомендации позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования:

I. земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки;

2. земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки;

3. земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок;

4. земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;

5. земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

6. земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц;

7. земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;

8. земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения;

9. земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально - технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

10. земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

11. земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов;

12. земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте;

13. земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов;

14. земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами;

15. земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования;

16. земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.

Из буквального толкования этих положений следует, что кадастровая стоимость земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 16 видов разрешенного использования отнесен земельный участок.

Таким образом, правильное установление вида разрешенного использования (одного из шестнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка.

При этом формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов выполняется в следующем порядке:

- формирование исходного перечня земельных участков;

- определение номера вида разрешенного использования земельных участков.

Определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, который содержится Таблице 1 Приложения 2 Технических рекомендаций.

Типовой перечень видов разрешенного использования земельных участков предполагает размещение на них объектов недвижимости соответствующего вида разрешенного использования.

Как правомерно указывает Анисимов А.Р., исходя из утвержденного перечня видов разрешенного использования спорный земельный участок должен быть отнесен к третьему виду разрешенного использования, поскольку указанный земельный участок фактически используется для эксплуатации гаража.

Назначение объекта недвижимости для эксплуатации гаража подтверждают и технический паспорт строения, кадастровый паспорт и свидетельство о праве собственности на указанный объект недвижимости.

То обстоятельство, что заявитель обладал до 15.10.2010 года статусом индивидуального предпринимателя не свидетельствует об использовании последним здания гаража-стоянки для предпринимательских целей, по крайней мере, доказательств названного материалы дела не содержат, в связи с чем, доводы представителя Управления в отзыве на иск в названной части суд отклоняет за необоснованностью (л.д. 33).

Доказательств расположения на спорном земельном участке иных объектов недвижимости – административных офисов и зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии, а также производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в материалах дела не имеется.

Таким образом, территориальное управление федерального органа исполнительной власти при формировании исходного перечня земельных участков и определении вида разрешенного использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель должно было исходить из того, что фактически на земельном участке с кадастровым номером расположен гараж, и кадастровая стоимость которого, должна была рассчитываться в соответствии с третьим видом разрешенного использования.

Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , рассчитанная в соответствии с пятым, седьмым и девятым видами разрешенного использования земельного участка в разные периоды времени, не является достоверной, а действия органа по их внесению в указанные выше периоды времени в ГКН нельзя считать кадастровой ошибкой.

Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, устанавливает порядок действий заинтересованного лица при обнаружении земельных участков, в отношении которых выявить необходимые сведения в имеющихся ресурсах оказывается невозможным, но не содержит норм, предоставляющих последнему полномочия самостоятельно устанавливать вид разрешенного использования земельного участка.

Административный регламент предписывает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает четко определенные в нем административные процедуры.

Управление Роснедвижимости по Омской области являлось специально уполномоченным государственным органом, наделенным функцией по государственной кадастровой оценке земель, в связи с чем, именно этот орган обязан был обеспечить соблюдение установленного порядка проведения работ по кадастровой оценке и несет ответственность за достоверность результатов оценки земельных участков и, соответственно, за достоверность сведений, внесенных в государственный земельный кадастр.

Установление видов разрешенного использования земельных участков не является компетенцией Управления.

Статья 6 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» устанавливает, что органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют зонирование территорий и определяют порядок использования земель населенных пунктов, а также устанавливают разрешенное использование земель в границах территориальных зон в соответствии с федеральными законами.

Общий порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Омска утвержден решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее - Решение).

В соответствии с п. 2 ст. 13 Решения изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории г. Омска может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, без дополнительных разрешений и согласований, если применяемые в результате этого изменения виды использования указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешенного использования или являются вспомогательными по отношению к существующим в пределах объекта права основным или условно разрешенным видам использования.

В кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером в графе 9 «Разрешенное использование» указано для общественно-деловых целей под строение (л.д. 19, 20).

В отзыве на иск Управление Росреестра по Омской области ссылается на распоряжение № 8892-р «Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель», которым, в том числе и земельному участку с кадастровым номером определен вид использования - для общественно-деловых целей под строение, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в связи с чем, земельный участок истца был отнесен к 7 виду разрешенного использования.

Проанализировав указанное распоряжение, суд считает, что вид разрешенного использования земельного участка не может устанавливаться произвольно, Административный регламент не содержит норм, предоставляющих Управлению Роснедвижимости самостоятельно относить земельные участки к какому-либо виду разрешенного использования.

Поскольку Управление отнесло земельный участок истца в разные периоды времени к 5, 7 и 9 видам разрешенного использования на основании нормативного акта органа местного самоуправления, что привело к существенному увеличению кадастровой стоимости земельного участка, считать действия ответчика законными оснований не имеется.

Между тем, устанавливая названными распоряжениями вид разрешенного использования земельных участков, в перечень которых был включен и земельный участок Анисимова А.Р., орган местного самоуправления должен был учитывать, что на указанном земельном участке, что доказано истцом, расположен гараж, что в свою очередь отнесено Типовым перечнем видов разрешенного использования, который содержится в Таблице 1 Приложения 2 Технических рекомендаций к третьему виду разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок».

Расчет земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего Анисимову А.Р., произведен на основании кадастровой стоимости земельного участка, внесенной Управлением Роснедвижимости без законных оснований.

Поскольку налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется, налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п.4 ст. 391 НК РФ) внесение Управлением Роснедвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка Анисимова А.Р. без учета вышеизложенного, повлекло нарушение прав последнего в области налогообложения.

Функции Роснедвижимости и его территориальных органов в соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальным органам.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ на физических лиц, которые обладают земельными участками на праве собственности, возложена обязанность по уплате земельного налога. При этом налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка (ст. 390 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и для иных случаев, предусмотренных кодексом, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Таким образом, внесение в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Анисимову А.Р., повлекло для него обязанность уплачивать незаконно исчисленный в завышенном размере земельный налог, что, несомненно, нарушает его права и законные интересы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 года №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено и его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. При этом пунктом 5 Указа установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

По результатам реорганизационных мероприятий федеральных структур, произведена реорганизация в форме присоединения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - УФАКОН) к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области, которое впоследствии было переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.

В связи с этим, 30.04.2010 года УФАКОН прекратило свою деятельность в качестве самостоятельного юридического лица. Правопреемником Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании и решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. Наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам РФ полномочиями органа кадастрового учета, с 15.09.2010 года ФГУ «Кадастровая палата» (ныне ФБУ) по Омской области наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

На основании вышеизложенного, суд находит заявленные Анисимовым А.Р. требования в части внесения в периоды времени с 2008 по 2011 годы в ГКН сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, исходя из пятого, седьмого и девятого видов разрешенного использования без учета фактического использования земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимости, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка площадью 2 341 кв.м. с кадастровым номером , расположенного на землях поселений по адресу: <адрес>, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 27.12.2007 года по 30.11.2008 года в размере 4731558 рублей 97 копеек, рассчитанной для участка, относящегося к 5-му виду разрешенного использования, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 30.11.2008 года по 14.12.2010 года в размере 18313174 рубля 80 копеек, рассчитанной для участка, относящегося к 7-му виду разрешенного использования, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 14.12.2010 года в размере 8 218 993 рубля 49 копеек, рассчитанной для участка, относящегося к 9-му виду разрешенного использования, и внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 5785313 рублей 30 копеек в периоды времени с 27.12.2007 года по 30.11.2008 года, с 30.11.2008 года по 14.12.2010 года, с 14.12.2010 года, определенную на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 квадратного метра земли по 3-му виду разрешенного использования.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 30 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200