дело № 2-582/2012 решение от 22.02.2012 по иску Прокурора ЦАО г. Омска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска, Администрации ЦАО г. Омска



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Патрушева Ю.В.,

при секретаре Рамазановой Е.В.,

22 февраля 2012 года

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой Н.В., Мазалова С.Н., Сароваровой Е.Б. к Администрации города Омска о защите жилищных прав, возложении обязанности по проведению капитального ремонта дома,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском. В обоснование своих требований указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном <адрес> в г. Омске. Дом введен в эксплуатацию в 1955 году, в настоящее время находится в неудовлетворительном техническом состоянии - требует капитального ремонта, что подтверждается заключением ЗАО «Трест №4». Согласно ВСН 58-88р продолжительность эксплуатации здания для данного вида домов до постановки на капитальный ремонт составляет 10-15 лет. Администрация города Омска в силу закона должна обеспечить надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта многоквартирного дома <адрес> в городе Омске. Вследствие длительного неисполнения ответчиком своих обязательств нарушены права истцов как собственников квартир указанного многоквартирного дома.

Просят обязать ответчика - Администрацию города Омска произвести до 01 ноября 2012 года за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений дома, ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, возместить судебные расходы.

Определением судьи к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Департамент городского хозяйства Администрации города Омска.

Истцы Сергеева Н.В., Мазалов С.Н. в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме.

В судебном заседании истец Сароварова Е.Б. просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Администрации города Омска, Департамента городского хозяйства администрации города Омска по доверенности Баланов О.Ю., исковые требования не признал, представив письменный отзыв, указал, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель ООО «ЖКХ «Сервис», действующий на основании доверенности - Николаев С.В. в судебном заседании указал, что дом требует ремонта, имеется соответствующее заключение. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками квартир , и , расположенных в <адрес> в г. Омске л.д.20-23.

Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).

В 2009 году ЗАО «Трест № 4» выполнено обследование строительных конструкций и инженерных систем здания - многоквартирного жилого <адрес> в г. Омске. В результате проведенного обследования конструкций здания сделан вывод о том, что дом нуждается в проведении капитального ремонта.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем исполнена не была.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Судом также установлено, что спорный жилой дом построен в 1955 году, и нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в собственность граждан.

При таких обстоятельствах судом делается вывод, о том, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией города Омска.

Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта <адрес> в г. Омске по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, в том числе, истцам, выступает, именно, Администрация г. Омска, которая обязанность по проведению капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем, возлагает на нее обязанность выполнить такой ремонт.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> в городе Омске за счет средств соответствующего бюджета в срок до 31 декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200