дело № 2-1177/2012 решение от 06.03.2012 по жалобе Беляевой В.Н. на бездействие военной прокуратуры



Дело № 2-1177/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Омска в составе

председательствующего судьи Патрушева Ю.В.,

при секретаре Полуэктовой О.О.,

06 марта 2012 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске

гражданское дело по жалобе Беляевой В.Н. на бездействие военной прокуратуры Омского гарнизона,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Беляева В.Н. обратилась в суд с жалобой, утверждая, что 23 декабря 2011 года она обратилась с заявлением в военную прокуратуру Омского гарнизона в связи с тем, что в период проведения организационных мероприятий в ФГУ «193 военный госпиталь» ВДВ и в войсковой части 64818 ей не была предложена должность фармацевта, которую она занимала в ФГУ «193 военный госпиталь» ВДВ, а на эту должность, в нарушение действующего законодательства, была назначена старшина Ш.О.В.. Из военной прокуратуры получен ответ о принятом решении, которое является неправомерным по следующим основаниям: 1.помощник военного прокурора в ответе от 20.01.2012 г. ссылается на пункт 5 ст. 69 Федерального закона № 323 - ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Однако им не учтено то обстоятельство, что на день назначения Ш.О.В.. на должность фармацевта отделения медицинского снабжения госпитального взвода медицинской роты войсковой части 64818 часть 5 ст.69 вышеназванного федерального закона не вступила в силу и на нее нельзя было опираться командиру в/ч 64818 при принятии решения о назначении Шевчук О.В. (ч.5 ст. 69 вступила в силу с 01.01.2012 г.) До 01.01.2012 г. действовали «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». В статье 54 данного нормативного акта было указано на то, что одним из условий для занятия фармацевтической деятельностью является наличие сертификата специалиста. 2. помощник военного прокурора дает ссылку на приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 20.05.1997г. В компьютерных правовых программах отсутствует данный приказ, текст приказа официально опубликован не был, однако имеется информация о разъяснении Министерства здравоохранения РФ о том, что приказ не подлежит применению. Таким образом, ссылка помощника военного прокурора на данный приказ неправомерна. В то же время, в ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» указано, что «физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи» - часть 2 в ред. ФЗ от 27.07.2010 N 192-ФЗ. Ст.100 ФЗ № 323 - ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вступила в силу с 01.01.2012г. гласит о том, что 1 января 2016 года: право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности; лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в отсутствие сертификата специалиста Ш.О.В. не могла быть назначена на должность фармацевта до 01.01.2012 г. и не имеет права занимать данную должность после 01.01.2012 г. В тоже время, назначение Ш.О.В.. на вышеуказанную должность явилось основанием для неправомерного отказа Беляевой В.Н. в назначении на эту должность, которую она занимала на протяжении 16 лет и тем самым ущемлением ее трудовых прав. Непринятие мер по принесению протеста на противоречащий закону правовой акт, в частности, приказ командира в/ч 64818 от 01.12.2011г. № 277 в части назначения Ш.О.В.. на должность фармацевта медицинской роты, является нарушением статей 23,47 ФЗ № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» военной прокуратурой Омского гарнизона.

Просит признать незаконным непринятие мер военной прокуратурой Омского гарнизона по принесению протеста на противоречащий закону правовой акт командира в/ч 64818 - приказ от 01.12.2011г. № 277 в части назначения Ш.О.В. на должность фармацевта медицинской роты, обязать военную прокуратуру Омского гарнизона вынести протест на противоречащий закону приказ командира в/ч 64818 от 01.12.2011г. № 277 в части приема на работу Ш.О.В. на должность фармацевта медицинской роты.

В судебное заседание заявитель Беляева В.Н. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, просит рассмотреть дело без ее участия.

В судебном заседании представитель заявителя Беляев С.Г., действующий на основании доверенности, жалобу поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Военной прокуратуры Омского гарнизона Терехов А.Ю., действующий на основании доверенности, считает жалобу Беляевой В.Н. необоснованной и не подлежащей удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Старшина Ш.О.В. в порядке продвижения по службе была назначена на вышестоящую воинскую должность фармацевта медицинской роты в части 64818. В соответствии со статьей 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу но контракту, - с его согласия) и (или) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту). Согласно пункта 3 статьи 42 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить свою кандидатуру на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии для назначения на освободившуюся или вакантную воинскую должность. Конкурс на должность фармацевта медицинской роты в/части 64818 не проводился, в связи с тем, что рапорт о назначении на данную воинскую должность представила только старшина Ш.О.В.. На основании изложенного старшина Шевчук О.С. была назначена на вышеуказанную должность. 06 декабря 2011 года старшина Ш.О.В. была заслушана па аттестационной комиссии, после чего комиссией был сделан вывод о том, что последняя соответствует занимаемой должности -фармацевта медицинской роты. Кроме того, Ш.О.В. имеет среднее профессиональное образование по специальности «лечебное дело» и квалификации «фельдшер общей практики». Также Ш.О.В. вместе с рапортом о назначении на должность представила справку об обучении на 5 курсе фармацевтического факультета ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздравсоциразвития России. В соответствии со штатным расписанием медицинской роты в. Ч. 64818 предусмотрено три должности: начальник медицинского снабжения, заведующая аптекой (провизор) и фармацевт. В соответствии с Таблицей № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 года № 526 должность фармацевт отнесена к среднему фармацевтическому персоналу. В соответствии с п.5 ст. 69 ФЗ № 323 от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» лица, не завершившие освоение основных обязательных программ высшего медицинскою или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским образованием могут быть допущены к освоению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности па должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке. установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 2.6 Приказа Министерства здравоохранения России от 20 мая 1997 года № 156 лица, окончившие 4 и более курсов высших медицинских или фармацевтических образовательных организаций могут быть допущены к занятию профессиональной деятельностью под контролем специалиста, в порядке, предусмотренном приложением №. 6. Согласно требований приложения № 6 вышеназванного приказа должности среднего фармацевтического персонала всех наименований могут замешаться лицами, окончившими 4 курса высшего медицинского учебного заведения по специальности «фармация».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 16.12.2008 г. между МО РФ и Беляевой В.Н. заключен трудовой договор - на неопределенный срок (бессрочно), начало работы - 24.07.1995, без испытания. Должность - фармацевт отделения медицинского снабжения л.д.11-12.

23.07.2011 г. Министром обороны РФ издан приказ № 1199 - ликвидировать ФГУ «193 военный госпиталь» Воздушно-десантных войск л.д.21-22.

10.08.2011 г. составлено уведомление для Беляевой В.Н. о том что в соответствии с приказом МО РФ №1199 от 23.07.2011 г. ФГУ 1193 военный госпиталь» ВДВ будет ликвидировано, в связи с чем, трудовой договор с ней будет расторгнут не ранее двух месяцев с момента получения настоящего уведомления, данное уведомление получено Беляевой В.Н. 22.08.2011 г. л.д.23.

17.10.2011 г. Беляева В.Н. извещена, что с 17.12.2011 г. трудовой договор с ней будет расторгнут, уведомление вручено Беляевой В.Н. 17.10.2011 г. л.д.24.

В последствии Беляева В.Н. узнала, что Ш.О.В. была назначена на должность с 01.12.2011 г. фармацевта отделения медицинского снабжения госпитального взвода медицинской роты л.д.33, на основании рапорта самой Ш.О.В. л.д.26. Такая должность самой Беляевой В.Н. не предлагалась, что послужило основанием для направления жалобы в военную прокуратуру Омского гарнизона. В жалобе Беляева В.Н. изложила следующие факты: 19 декабря 2011 г. она уволена в связи с ликвидацией организации. Вместо ликвидированного госпиталя на этой же материальной базе создано структурное подразделение в 242 учебном центре ВДВ - медицинская рота, которая является правопреемником госпиталя и выполняет функции ликвидированного госпиталя. В штате медицинской роты имеется должность фармацевт, которая замещается военнослужащим, однако в его отсутствие в соответствии с приказом Министра обороны РФ может замещаться лицом гражданского персонала. Данная должность ей не была предложена несмотря на наличие у нее соответствующей квалификации, сертификата специалиста и продолжительного стажа работы. В тоже время, в нарушение действующего законодательства, на нее была принята военнослужащая Ш.О.В.., которая не имеет права ее занимать по следующим основаниям: - отсутствие документа о наличии профессионального образования по специальности : фармацевт, необходимого для замещения данной должности - нарушение статьи 54 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1 и статьи 65 УК РФ; - отсутствие сертификата специалиста, который выдается при наличии документа о профессиональном образовании после повышения квалификации по специальности л.д.6.

20.01.2012 г. Беляевой В.Н. дан ответ из военной прокуратуры Омского гарнизона, в котором указано, что в соответствии со статьей 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, назначение военнослужащего па высшую воинскую должность производится в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия) и (или) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту). Согласно пункта 3 статьи 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить свою кандидатуру на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии для назначения на освободившуюся или вакантную воинскую должность. Конкурс па должность фармацевта медицинской роты в/части 64818 не проводился, в связи с тем, что рапорт о назначении на данную воинскую должность представила только старшина к/с Ш.О.В. На основании изложенного старшина Ш.О.В.. была назначена на вышеуказанную должность. В соответствии со штатным расписанием медицинской роты в/части 64818 для осуществления фармацевтической деятельности предусмотрено 3 должности: начальник медицинского снабжения, заведующая аптекой (провизор) и фармацевт. Таким образом, обязанностями начальника медицинского снабжения и заведующей аптекой предусмотрено, в том числе осуществлять контроль за подчиненными, в том числе за фармацевтом медицинской роты. В соответствии с Таблицей № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 года № 526 должность фармацевт отнесена к среднему фармацевтическому персоналу. В соответствии с п.5 ст. 69 Федерального закона № 323 от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» лица, не завершившие освоение основных обязательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским образованием могут быть допущены к освоению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 2.6 Приказа Министерства здравоохранения России от 20 мая 1997 года № 156 лица, окончившие 4 и более курсов высших медицинских или фармацевтических образовательных организаций могут быть допущены к занятию профессиональной деятельностью под контролем специалиста, в порядке, предусмотренном приложением № 6. Согласно требований приложения № 6 вышеназванного приказа должности среднего фармацевтического персонала всех наименований могут замещаться лицами, окончившими 4 курса высшего медицинского учебного заведения но специальности «фармация» л.д.8-9.

Решением Ленинского районного суда г.Омска от 09.02.2012 г. ( решение в законную силу не вступило ) по делу по иску Беляевой В.Н. к войсковой части 64818 (242 учебному центру ВДВ) об обязании заключить трудовой договор в удовлетворении исковых требований истцу отказано. В рамках рассмотрения данного дела судом были установлены следующие обстоятельства: согласно справки начальника медицинской службы в/части 64818 от 26.12.2011 г. старшина Ш.О.В. имеет среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» и квалификации «Фельдшер общей практики» и обучается на 5 курсе ОмГА на фармацевтическом факультете. Прием на должность фармацевта Ш.О.В. обоснован нормативными правовыми актами. В соответствии с п.2.6 Приказа Министерства здравоохранения России от 20.05.1997 г. № 156, лица, окончившие 4 и более курсов высших медицинских или фармацевтических образовательных организаций могут быть допущены к занятию профессиональной деятельностью под контролем специалиста, в порядке, предусмотренном приложением №6. Согласно требований приложения №6 должности среднего фармацевтического персонала всех наименований могут замещаться лицами, окончившими четыре курса высшего медицинского учебного заведения по специальности «Фармация». В заключении трудового договора Беляевой В.Н. было отказано вследствие отсутствия вакантной должности и занятия ставки иным лицом л.д.50-51.

Как следует из контекста рассматриваемой жалобы, Беляева В.Н. по-прежнему считает, что Ш.О.В. была назначена на должность фармацевта медицинской роты незаконно, поскольку Ш.О.В.. назначена на данную должность приказом командира войсковой части 64818 № 277 от 01.12.2012 г., который она также считает незаконным, то в свою очередь, военная прокуратура Омского гарнизона бездействует, так как обязана реагировать на незаконно изданные приказы в форме принесения протеста.

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

На основании ст.22 указанного Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносить представление об устранении нарушений закона.

Согласно ст.23 названного Закона прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

На основании изложенного выше, суд приходит к выводу, что Ш.О.В. была принята на должность фармацевта медицинской роты без нарушений требований закона, сам ее прием на должность обоснован нормативными правовыми актами, в связи с занятием должности фармацевта Беляевой В.Н. было отказано в принятии на работу.

По жалобе истца Военной прокуратурой Омского гарнизона была проведена проверка, надзорными мероприятиями установлено, что Ш.О.В. в порядке продвижения по службе была назначена на вышестоящую воинскую должность фармацевта медицинской роты в/части 64818 без нарушений требований законодательства, оснований для прокурорского реагирования не имеется, о чем было сообщено Беляевой В.Н.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что жалоба Беляевой В.Н. является обоснованной и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы Беляевой В.Н. на бездействие военной прокуратуры Омского гарнизона отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200