Дело № 2-1237/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Патрушева Ю.В. при секретаре Рамазановой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 11 марта 2012 года гражданское дело по заявлению Гана В.В. о признании незаконными действий должностных лиц Главного управления по земельным ресурсам Омской области, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, У С Т А Н О В И Л : Ган В.В. обратился в суд с заявлением, утверждая, что 12.10.2011 г. он обратился с заявлением в ГУ по земельным ресурсам Омской области с просьбой выделить земельный участок под квартальную застройку ИЖС, на что 01.02.2012 г. получил ответ от 27.01.2012 г., что на основании заявления Гана В.В. от 12.10.2011 г. ГУ по земельным ресурсам Омской области направлено обращение в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска для формирования земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов <адрес> к данному ответу было приложено письмо от департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска от 27.12.2011 г., из которого следует, что проводятся работы по формированию 19 земельных участков в квартале, расположенном <адрес>. В результате чего на аукцион выставят уже сформированные земельные участки, с произведенным государственным кадастровым учетом, пакетом из 19 участков, самостоятельным лотом на аукционе будет выступать каждый из 19 участков, что повлечет схему «штучной застройки». Считает, на основании п.5 ст.30.2 ЗК РФ имеет исключительное право приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду, тогда как деление испрашиваемого заявителем земельного участка на 19 самостоятельных участков ограничит его право на предоставление в аренду одного сформированного земельного участка площадью 20 000 кв.м. для квартальной застройки. Считает, что никто не может навязывать ему некий иной вариант, выходящий за пределы его обращения. Просит признать незаконным действия ГУ по земельным ресурсам Омской области по доведению до сведения заявителя Ган В.В. информации не в полной мере, соответствующей предмету и существу его обращения, признать незаконными, нарушающими права заявителя действия директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска Тиль А.Г., направленные на формирование 19 неделимых участков, в границах единого земельного участка испрашиваемого Ган В.В. для комплексного освоения, обязать ответчиков в соответствии с предметом обращения Ганн В.В. от 12.10.2011 г., сформировать для комплексного освоения в целях жилищного строительства один земельный участок площадью <адрес> В судебном заседании заявитель Ган В.В. заявление поддержал в полном объеме по основаниям, в нем изложенным. В судебном заседании представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска Якимова Б.Ю., действующая на основании доверенности, считает заявление Гана В.В. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В департамент архитектуры 21.10.2011 г. поступило обращение Главного управления по земельным ресурсам Омской области с просьбой подготовить документы на соответствующий земельный участок для предоставления его для строительства квартала индивидуальных жилых домов посредством аукциона в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска». В соответствии с пп. 3 п. 20 указанного Порядка специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области Главное управление по земельным ресурсам получает от Администрации города Омска (в лице департамента архитектуры в соответствии с постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 396-п) схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, информацию о разрешенном использовании земельного участка, а также технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информацию о плате за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом, конкретные сроки подготовки указанных документов действующее земельное законодательство РФ не предусматривает. Таким образом, по мере готовности запрашиваемых документов, последние будут представлены в Управление. Департаментом архитектуры в порядке информационного обмена было письменно сообщено в Управление о том, что постоянно действующей комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска рассмотрен вопрос возможности использования указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства и принято положительное решение. В связи с указанным обстоятельством необходимо отметить, что указанная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом Администрации города Омска, который рассматривает вопросы и дает рекомендации по возможному использованию земельных участков в сложившейся застройке на территории города Омска (п.п. 1, 4 Положения о постоянно действующей комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 25.08.2006 № 258-п). Членами указанной комиссии, среди прочих, являются представители самого Управления. Несмотря на рекомендательный характер принимаемых комиссией решений, Управление восприняло представленную информацию без возражений, что подтверждает перенаправление последним указанного письма департамента архитектуры в адрес заявителя. Перенаправлено заявителю и последующее письмо департамента архитектуры, в котором сообщалось о формировании 19 земельных участков в квартале, расположенном севернее <адрес>. Заявитель оспаривает разделение испрашиваемого земельного участка на 19, ссылаясь на то, что планировал использовать соответствующий земельный участок для комплексного освоения в целях жилищного строительства. При этом, в своем заявлении в Управление этого обстоятельства указано не было. Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 30.2 Земельного кодекса РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Таким образом, заинтересованное в предоставлении земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства лицо сознательно берет на себя ряд легально закрепленных обязательств, как то, подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, осуществление собственно жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков (ст. 30.2, 38.2 Земельного кодекса РФ). В иных предусмотренных законодательством случаях использования земель для жилищного строительства возможно предоставление земельных участков для личного использования (для индивидуального жилищного строительства), а также для строительства жилья в рамках осуществления предпринимательской деятельности. Выслушав стороны, суд приходит к следующему. Согласно положениям ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии со ст.30.2 Земельного кодекса РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса. Постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2011 г. N 115-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» утвержден прилагаемый Порядок учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства (далее - земельные участки). Согласно п.3 данного Порядка для постановки на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков граждане обращаются в органы местного самоуправления муниципальных районов Омской области или муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - органы местного самоуправления), на территории которых они зарегистрированы по месту жительства. В судебном заседании установлено, что 12.10.2011 г. Ган В.В. обратился в ГУ по земельным ресурсам Омской области с заявлением на аренду находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, в котором заявитель просил предоставить ему под строительство квартала индивидуальных жилых домов земельный участок в ЛАО г.Омска <адрес> размером 2 га л.д.5. На данное заявление 01.02.2012 г. Ган В.В. получил ответ от 27.01.2012 г., что по на основании его заявления от 12.10.2011 г. ГУ по земельным ресурсам Омской области направлено обращение в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска для формирования земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов севернее поселения «<адрес> л.д.7, к данному ответу было приложено письмо от департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска от 27.12.2011 г., в котором указано, что проводятся работы по формированию 19 земельных участков в указанном квартале: выполняется подготовка схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, сделаны запросы на технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, ведется подготовка материалов, необходимых для получения документов о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарно-эпидемиологическим требованиям (размещение муниципального заказа для выбора на условиях конкурса подрядчика на проведение санитарно - эпидемиологическоой экспертизы) л.д.6. Согласно выписке из протокола № 20 заседания комиссии по градостроительству и землепользованию на территории г.Омска от 30.11.2011 г. на повестке дня рассматривался вопрос о возможности использования земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения собственности на землю, <адрес> для строительства индивидуальных жилых домов, решение комиссии - возможно. В разделе «Предполагаемый размер земельного участка с его обоснованием» заявления Гана В.В. указано, что он просит выделить ему под ИЖС 15-18 жилых домов 2 га. Таким образом, в данном заявлении не указано, что заявитель просит выделить ему один единый земельный участок площадью 2 га. На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявление Гана В.В. является необоснованным и удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Гана В.В. о признании незаконными действий должностных лиц Главного управления по земельным ресурсам Омской области, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца. Судья: