Дело № 2-148/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 февраля 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре Стариковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Продедович О.П. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Правительству Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству образования Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, установил: Продедович О.П. обратилась в суд с иском к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года является ребенком-сиротой. Мать от нее отказалась, попечителем назначена тетя - П.З.Г. В период обучения в профессиональных училищах проживала с другой своей тетей и ее семьей в однокомнатной квартире. С 2009 года период обучения в Омском государственном педагогическом университете проживала в общежитии. В 2010 году обратилась в отдел по учету и регистрации жилищного фонда Октябрьского административного округа с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Просит суд обязать Администрацию города Омска предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм за счет средств (субвенций) бюджета Омской области. Впоследствии заявленные требования уточнила, просит обязать Правительство Омской области предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди. В судебном заседании истец Продедович О.П. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить. Представитель ответчика Министерства образования Омской области Гальцов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вопрос о принятии решения оставил на усмотрение суда. Представитель ответчика Правительства Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором указал, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ данной категории граждан жилые помещения предоставляются по договорам социального найма. Для этого в соответствии с ч.1 ст. 52 Кодекса данные граждане должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Государственные полномочия Омской области по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот в соответствии с п. 15 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-03) на неограниченный срок были переданы органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Считает, что в случае постановки Продедович О.П. на учет нуждающихся в жилом помещении в возрасте 18-23 лет обязанность по предоставлению ей жилого помещения должна быть возложена на Администрацию города Омска за счет средств местного бюджета. В случае постановки Продедович О.П. на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет, она уже не обладает статусом ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей (до 18 лет), а также статусом лица из числа детей-сирот, детей. Оставшихся без попечения родителей (до 23 лет), и не имеет права на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ, т.е. у нее не возникает право на получение жилья на основании ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ. Продедович О.П. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях в общем порядке как малоимущая, у нее сохраняется право на обеспечение жильем в общем порядке. Представитель ответчика Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в представленном письменном отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, а также об исключении Министерства финансов Омской области из числа лиц, участвующих в деле. В судебное заседание представители Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска - не явились, извещены надлежаще, письменного отзыва не представили. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Судом установлено, что матерью Продедович О.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является К.Н.Г., данные об отце отсутствуют. Постановлением Администрации Оконешниковского муниципального района Омской области № от 23.11.2004 года попечителем Продедович О.П. назначена П.З.Г. Закрепить за несовершеннолетней жилую площадь не представилось возможным из-за её отсутствия. Мать К.Н.Г. написала заявление-согласие на оформление попечительства над дочерью, ребенок рожден вне брака (л.д. 6) Решением Оконешниковского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года К.Н.Г. в отношении Проведович О.П. лишена родительских прав (л.д. 8). Постановлением главы Администрации города Омска № от 28.06.2010 года Продедович О.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 9). В судебном заседании установлено, что истец не имеет собственного жилья, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Продедович О.П. не предоставлено. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» подтверждено вышеприведенными доказательствами. Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ. При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ 14 состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи. Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством. Законом Омской области № 1407-ОЗ от 23 ноября 2011 года п. 15,16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ исключены. Таким образом, с 01.01.2012 года обязательства по обеспечению детей-сирот жилой площадью отнесены к компетенции Омской области в лице Правительства Омской области. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как установлено в ходе судебного заседания, Продедович О.П. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 28.06.2010 года, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения указанным лицам, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Омскую область в лице Правительства Омской области. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Омскую область в лице Правительства Омской области предоставить Продедович О.П. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Г.Г. Щеглаков