Дело № 2-1555/2012 г. Решение от 16.04.2012 г. по иску прокурора Кировского АО г. Омска в интересах Шевелевой В.В. к Администрации г. Омска.



Дело № 2-1555/2012

Решение

Именем Российской Федерации

16 апреля 2012 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н., при секретаре судебного заседания Ануфриевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского административного округа города Омска в интересах Шевелевой В.В. к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,

установил:

Прокурор Кировского АО г. Омска в интересах указанного выше лица обратился в суд с иском к ответчику о признании постановления Администрации г. Омска недействительным в части, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование иска указал, что на основании заключения межведомственной комиссии № 11 от 18 апреля 2007 г. <адрес> в г. Омске признан аварийным и подлежащим сносу, установлено, что техническое состояние дома оценивается как недопустимое. Постановлением Мэра г. Омска от 17 июля 2007 г. № 575-п предусмотрен снос указанного дома, департаменту жилищной политики в срок до 31 декабря 2007 года постановлено предложить гражданам, проживающим в указанных домах, жилые помещения для расселения. Пунктом 8 постановления Администрации города Омска от 13 января 2012 г. № 43-п «О внесении изменений в некоторые правовые акты Мэра города Омска» в данное постановление (с изменениями) внесены изменения, согласно которым указанный срок перенесен на 31 декабря 2013 года. При этом до указанного момента данный срок изменялся трижды: до 31 декабря 2009 года и до 31 декабря 2011 года. Указал, что Администрацией города Омска в отсутствие законных оснований переносились установленные сроки для сноса и расселения указанного многоквартирного дома, чем первоначальный срок сноса и расселения дома фактически продлен на шесть лет. Считает, что Администрация г. Омска не выполняет обязательства, установленные ст. 86 ЖК РФ, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 57 ЖК РФ. На основании вышеизложенного, просит суд пункт 3 постановления Администрации города Омска от 13 января 2012 № 43-п «О внесении изменений в некоторые правовые акты Мэра города Омска» в части переноса срока сноса и расселения аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: город <адрес> признать недействующим; обязать Администрацию города Омска осуществить расселение Шевелевой В.В. из аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно определению суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечен департамент жилищной политики Администрации г. Омска, Шевелева О.С..

В судебном заседании помощник прокурора Кировского АО г. Омска Суворова А.В., действующая в интересах указанного лица, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Шевелева В.В. действуя в своих интересах и интересах Шевелевой О.С. по доверенности иск поддержала.

В судебном заседании представитель Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Чеснокова М.А.., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, пояснив, что спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На сновании заключения межведомственной комиссии было вынесено постановление о расселении граждан, установлен срок для расселения граждан - до 31 декабря 2013 г., так как установление данного срока входит в полномочия Администрации г. Омска. В связи с тем, что срок для расселения не истек, права граждан не нарушены. Оснований для немедленного расселения нанимателей жилых помещений в указанном доме не имеется. Просит в иске отказать.

Представители третьих лиц: ГУ МЧС России по Омской области, ГУ жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще.

Шевелева О.С. в судебное заседание не явилась, воспользовалась услугами представителя по доверенности Шевелевой В.В.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с распоряжением Мэра г. Омска от 24 марта 2006 г. № 93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. № 153) ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.

Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).

Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Судом установлено, что истец с семьей проживает в <адрес> в г. Омске.

На основании заключения межведомственной комиссии № 11 от 18 апреля 2007 г. <адрес> в г. Омске признан аварийным и подлежащим сносу; установлено, что техническое состояние дома оценивается как недопустимое (л.д. 12-13).

Постановлением Мэра г. Омска от 17 июля 2007 г. № 575-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» указанный жилой дом признан подлежащим сносу. Изначально департаменту жилищной политики Администрации г. Омска предоставлен срок до 31 декабря 2007 г. для предложения гражданам, проживающим по договорам социального найма в жилых домах, жилых помещений для проживания (л.д. 16).

Пунктом 3 Постановления Администрации города Омска от 12 февраля 2009 г. № 94-п «О внесении изменений в некоторые правовые акты Мэра города Омска» в Постановление внесены изменения, согласно которым собственникам жилых помещений данного дома рекомендовано до 31 декабря 2009 года принять меры к сносу жилого дома, департаменту жилищной политики Администрации города Омска в срок до 31 декабря 2009 года поручено предложить гражданам, проживающим в данном жилом доме, жилые помещения для расселения.

Кроме того, пунктом 3 постановления Администрации города Омска от 30 декабря 2009 г. № 1001 -п «О внесении изменений в некоторые правовые акты Мэра города Омска» в Постановление вновь внесены изменения, согласно которым собственникам жилых помещений данного дома рекомендовано до 31 декабря 2011 года принять меры к сносу жилого дома, департаменту жилищной политики Администрации города Омска в срок до 31 декабря 2011 года поручено предложить гражданам, проживающим в данном жилом доме, жилые помещения для расселения.

Указанное постановление принято, в том числе, и на основании заключения межведомственной комиссии № 11 от 18 апреля 2007 г., согласно которому комиссия пришла к выводу о том, что техническое состояние строения оценивается как недопустимое, общее состояние дома (при физическом износе - 74%) оценивается как строение, исчерпавшее нормативный срок эксплуатации, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик строительных несущий и ограждающих конструкций; данное жилое здание, 1941 года постройки, одноэтажный, 11-квартирный дом относится к категории непригодного для дальнейшей эксплуатации, целесообразно снести.

При принятии заключения межведомственной комиссий приняты во внимание технический паспорт дома (л.д. 34-45), технический отчет ОАО «Росжелдорпроект», составленный на 2006 год. Согласно указанному отчету капитальный ремонт дома нецелесообразен; общее состояние дома оценивается как недопустимое, морально устаревшее, не пригодное для дальнейшего проживания граждан, характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик при которых существует опасность для пребывания людей (л.д. 46-58).

В ходе судебного заседания установлено, что в период с 2007 года по настоящее время ремонтных работ в жилом <адрес> не проводилось, доказательств обратного суду ответчиком не представлено.

Оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд находит установленным, что жилой дом по указанному адресу представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, оснований для переноса срока расселения столь длительный период времени (шесть лет) не имелось.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункт 3 постановления Администрации города Омска от 13 января 2012 года № 43-п «О внесении изменений в некоторые правовые акты Мэра города Омска» в части переноса срока сноса дома и расселения жильцов <адрес> на 31 декабря 2013 года следует признать незаконным.

В силу статьи 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК РФ, равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Из материалов дела следует, что в настоящее время в <адрес> жилой площадью 15,7 кв.м., общей - 23,4 кв.м проживают и зарегистрированы: Шевелева В.В., ее дочь Шевелева О.С. и внук <данные изъяты> (л.д. 138 - свидетельство о рождении), что подтверждается копией лицевого счета и техническим паспортом жилого помещения (л.д. 133, 107).

Квартира предоставлена по ордеру от 18 февраля 2000 года Шевелевой В.В. на семью из двух человек (л.д. 118). При этом судом принимается во внимание площадь занимаемого жилого помещения согласно техническому паспорту. Данных о самовольной перепланировке жилого помещения у суда не имеется.

При изложенных обстоятельствах, у суда имеются основания для возложения на Администрацию г. Омска обязанности предоставить вне очереди Шевелевой В.В. и членам ее семьи по договору социального найма в связи со сносом благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам в виде однокомнатной квартиры жилой площадью не менее 15.7 кв.м, общей площадью не менее 23,4 кв.м, находящейся в черте населённого пункта город Омск.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным пункт 3 постановления Администрации города Омска от 13 января 2012 года № 43-п «О внесении изменений в некоторые правовые акты Мэра города Омска» в части переноса срока сноса и расселения жильцов квартиры <адрес> на 31 декабря 2013 года.

Обязать Администрацию г. Омска предоставить вне очереди Шевелевой В.В. и членам ее семьи Шевелевой О.С., Ширину А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другое благоустроенное жилое помещение - однокомнатную квартиру, отвечающую санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, жилой площадью не менее 15,7 кв.м, общей площадью не менее 23,4 кв.м, находящуюся в черте населённого пункта город Омск.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.Н.Попова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200