Дело № 1774/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 апреля 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н., при секретаре Ануфриевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попова В.Н. к Администрации г. Омска, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о признании права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, установил: Попов В.Н. обратился в суд с иском к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о признании права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование иска указал, что является <данные изъяты> вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно п. 2 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года ему гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ один раз. 22 декабря 2011 года он обратился в департамент жилищной политики Администрации г.Омска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со всеми необходимыми документами, однако в принятии на учет ему было отказано со ссылкой на ст. 31 ЖК РФ и наличие у него в собственности 1/4 доли <адрес>. Указанные обстоятельства, по мнению ответчика, свидетельствуют о том, что он не является нуждающимся в предоставлении жилья, однако он с данным выводом не согласен. К заявлению, представленному им в департамент, было приложено решение Первомайского районного суда г. Омска от 14 ноября 2011 года, согласно которому членами его семьи признаны <данные изъяты> В соответствии с подп. 7 ст. 17 указанного выше закона гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ. Подп. 2 ст. 14 названого закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются, в частности, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ, один раз. Указанный порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Подп. «а» п. 17 указанных Правил установлено, что членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются не только постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители, но и другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке. Его позицию также подтверждает постановление Конституционного суда РФ № 17-п от 10 ноября 2009 года, которым положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. С учетом изложенного полагает, что имеет право на постановку на учет для получения благоустроенного жилья на сертификатной основе как инвалид и участник ликвидации аварии на ЧАЭС. Просит признать незаконным отказ в постановке на учет Администрации г. Омска, постановление Администрации г. Омска от 23 января 2012 № 114-п в части отказа в принятии его на учет, возложить обязанность по постановке его на учет со дня первоначального обращения в департамент жилищной политики Администрации г. Омска, а именно, с 22 декабря 2011 года. Согласно определению суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация г. Омска. В судебном заседании истец заявленные требования подержал на изложенных основаниях, просит иск удовлетворить. В судебное заседание представитель Администрации г. Омска, департамента жилищной политики не явился, о месте и времени слушания дела извещены. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 13, п. 2 ч. 1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ, один раз. Названный выше порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Судом установлено, что истец Попов В.Н. является гражданином, перенесшим заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом (П группа) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 10). 22 декабря 2011 года истец обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, приложив копию лицевого счета, копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи, копии свидетельств о заключении (расторжении брака), справки о наличии (отсутствии) в собственности жилых помещений на всех проживающих членов семьи, копию справки МСЭ, удостоверения участника и инвалида ЧАЭС, а также решение суда (л.д. 23). Факт предоставления истцом указанного перечня документов подтвержден описью документов, выданной Попову В.Н. департаментом жилищной политики САО г. Омска от 22 декабря 2011 года, регистрационный номер №, представленной истцом. На основании постановления Администрации г. Омска от 23 января 2012 № «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» истцу было отказано в принятии на указанный учет в связи с тем, что им представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете (л.д. 14). Из сообщения департамента жилищной политики в адрес Попова В.Н. от 23 января 2012 года следует, что основанием отказа в постановке на учет явилась обеспеченность его общей площадью жилого помещения свыше учетной нормы, при этом указано, что его сноха А.. и внучка Б. членами семьи истца не являются (л.д. 12-13). Однако с указанной позицией ответчика согласиться нельзя. Согласно ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно частям 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Согласно постановлению Мэра города Омска от 06 мая 2005 г. N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в целях определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого, по договору социального найма установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м. и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. Установлено, что истец имеет в собственности 1/4 доли 3х комнатной квартиры <адрес> в г. Омске, общая площадь квартиры составляет 64,2 кв.м (л.д. 11,20). В указанном жилом помещении проживают: истец, В.., Г.. (сыновья истца), А.. (сноха) и Б.., ДД.ММ.ГГГГ (внучка), то есть пять человек (л.д. 11). Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Подп. «а» п. 17 указанных выше Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы установлено, что применительно к условиям подпрограммычленами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: а) в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке. Истцом в материалы дела представлено решение Первомайского районного суда г. Омска № 2-3708/2011 от 14 ноября 2011 года, вступившее в законную силу 29 ноября 2011 года, по иску Поповой А.Ю., в том числе, в интересах Поповой Е.П. о признании членами семьи Попова В.Н.. (л.д. 15), согласно которому А.. и Б. признаны членами семьи истца Попова В.Н. Таким образом, с учетом указанного решения, изначально представленного истцом ответчику, на одного члена семьи Попова П.В. обеспечение жилой площадью составляет ниже учетной нормы, то есть менее 15 кв.м. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что истец является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На указанном основании решение об отказе в постановке истца на учет по причине представления документов, не подтверждающих право состоять на учете, - постановление Администрации г. Омска от 23 января 2012 года № 114-п, является незаконным. При таком положении исковые требования следует удовлетворить, на ответчика подлежит возложению обязанность принять истца на учет нуждающихся в жилых помещениях с момента первичного обращения - с 22 декабря 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать постановление Администрации города Омска от 23 января 2012 года № 114-п «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Попову В.Н. незаконным. Обязать Администрацию города Омска в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска принять Попова В.Н., ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 22 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Э.Н.Попова