Дело №2-1653/2012. Решение суда от 18.04.2012 по иску прокурора ЦАО г. Омска в интерсеах Первышиных к Администрации г. омска о признании постанволения администарции г. Омска в части переноса срока расселения недействительным и расслении.



Дело № 2-1653/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2012 года       город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Ковальской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Центрального административного округа г. Омска в интересах Первушиной И.С., Первушина М.Э., Первушина И.Э. к Администрации г.Омска, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о признании постановления Администрации города Омска в части переноса срока сноса и расселения аварийного многоквартирного дома недействительным, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в связи с расселением аварийного многоквартирного жилого дома,

у с т а н о в и л :

Прокурор Центрального административного округа г. Омска обратился в Центральный районный суд г. Омска с выше указанным исковым заявление. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой округа была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности Администрации города Омска, по результатам которой установлено, что дом № по улице <адрес> в городе Омске признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска. В указанном доме в комнате № квартире № проживают Первушина И.С., Первушин М.Э., Первушин И.Э. на основании договора социального найма. На основании заключения межведомственной комиссии города Омска № 432 от 26.12.2007 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Мэра г. Омска от 29.12.2007 № 992-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений данного дома рекомендовано до 30.11.2008 принять меры к сносу жилого дома, департаменту жилищной политики Администрации города Омска в срок до 30.11.2008 поручено предложить гражданам, проживающим в данном жилом доме, жилые помещения для расселения. Постановлением администрации города Омска от 12.02.2009 № 94-п «О внесении изменений в некоторые правовые акты Мэра города Омска» в Постановление внесены изменения, согласно которым собственникам жилых помещений данного дома рекомендовано до 31.12.2009 принять меры к сносу жилого дома, департаменту жилищной политики администрации города Омска в срок до 31.12.2009 поручено предложить гражданам жилые помещения для расселения. Постановлением Администрации города Омска от 30.12.2009 № 1001-п «О внесении изменений в некоторые правовые акты Мэра города Омска» в Постановление вновь внесены изменения, согласно которым собственникам жилых помещений данного дома рекомендовано до 31.12.2011 принять меры к сносу жилого дома, департаменту жилищной политики администрации города Омска в срок до 31.12.2011 поручено предложить гражданам, проживающим в данном жилом доме, жилые помещения для расселения. В соответствии с Постановлением Администрации города Омска от 13.01.2012 № 43-п срок расселения из вышеуказанного жилого дома установлен до 31.12.2013. Данные действия Администрации города Омска существенным образом нарушают права жильцов указанного дома. Проживание в доме опасно. Из технического отчета ООО «Проектный центр «Сибпроект», составленного в 2007 году, следует, что дом имеет недопустимое состояние. Дом представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния. Таким образом, перенос сроков расселения аварийных домов позволяет администрации города Омска уклоняться от возложенных на нее обязанностей. Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации города Омска по непринятию мер по сносу и расселению жильцов многоквартирного дома № по ул. <адрес> в г. Омске; признать незаконными действия Администрации г. Омска по неоднократному переносу сроков сноса и расселения жителей многоквартирного дома № по ул. <адрес> в г. Омске; обязать Администрацию города Омска осуществить расселение истцов из аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. <адрес> в соответствии со ст.ст. 35, 85, 86 ЖК РФ (л.д. 2-6).

В судебном заседании представитель истца Беглярова Е.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным выше. Просила иск удовлетворить.

Истцы Первушин М.Э., Первушин И.Э. в судебное заседание не явились в силу своего несовершеннолетнего возраста (л.д. 29, 30).

Участвующая в деле в качестве истца, в чьих интересах выступил прокурор Центрального административного округа г. Омска, Первушина И.С. пояснила, что проживает в комнате № квартире № дома № по ул. <адрес> с двумя несовершеннолетними детьми на основании договора социального найма. Подтвердила тот факт, что дом находится в аварийном состоянии, его характеристики не улучшаются, проживание в доме опасно. Состояние жилых помещений, которые они занимают, недопустимое, как и дома в целом. Администрация г. Омска не предпринимает никаких мер по расселению, что нарушает их права. Просит удовлетворить иск прокурора.

Представитель ответчика Администрации г.Омска Чеснокова М.А., действующая на основании доверенности (л.д. 104), с иском не согласилась. Подтвердила факт признания дома аварийным и подлежащим сносу. Указала, что установлен срок расселения обоснованно. Считает, что права и законные интересы истцов не нарушены. Указала, что истцы не доказали, что проживание в доме угрожает их жизни и здоровью. Просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель соответчика департамента жилищной политики Администрации г. Омска, представители третьих лиц департамента городского хозяйства Администрации города Омска, департамента имущественных отношений Администрации города Омска в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещены надлежащим образом (л.д. 101, 102, 103). Ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявили. Письменных отзывов на иск не представили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достаточности, суд пришел к следующему выводу.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Согласно п. 33 указанного положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с распоряжением Мэра г. Омска от 24.03.2006 № 93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Судом установлено, что истцы проживают в комнате № квартиры № дома № по ул. <адрес> в г. Омске на основании ордера, выданного на вселение в комнату № квартиры № Первушиной (Олейник) И.С., общей площадью 19,0 кв.м, жилой площадью 15,5 кв.м, состоящую из одной комнаты, (л.д. 106). Истцы проживают в комнате на основании договора социального найма (л.д. 24-25), зарегистрированы в указанной комнате (л.д. 26).

Постановлением Мэра г. Омска от 29.12.2007 № 992-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» (с изменениями от 28 марта, 11 апреля 2008 года, 12 февраля, 5 октября, 30 декабря 2009 года, 14 мая 2010 года, 13 января 2012 года) указанный жилой дом признан подлежащим сносу. Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска предоставлен срок до 31.12.2013 для сноса жилых помещений собственниками, предложения гражданам, проживающим по договорам социального найма в жилых домах, жилых помещений для проживания.

Указанное постановление и последующие изменения приняты на основании заключения межведомственной комиссии № 432 от 26.12.2007, согласно которому комиссия пришла к выводу о том, что техническое состояние строения оценивается как недопустимое, общее состояние дома (при физическом износе - 71 %) характеризуется как строение, исчерпавшее нормативный срок эксплуатации, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик строительных несущих и ограждающих конструкций; данный дом, 1956 года постройки, многоэтажный, многоквартирный кирпичный дом, относится к категории непригодного для дальнейшей эксплуатации и рекомендован к сносу (л.д. 22-23).

При принятии заключения межведомственной комиссий приняты во внимание технический паспорт дома, заключение проектного центра «Сибпроект» о техническом состоянии жилого дома, составленное в 2007 году.

Согласно указанному отчету физический износ здания составляет 71 %; фундаменты, наружные стены, чердачное перекрытие, крыша, кровля, лестницы имеют недопустимое состояние; внутренние стены, деревянные перегородки, междуэтажные перекрытия, полы, окна, двери имеют ограниченно работоспособное состояние. На основании критериев СП-13-102-2003 недопустимое состояние - это категория технического состояния строительных конструкций или здания и сооружения в целом, характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей. Ограниченно работоспособное состояние означает, что имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния с целью прекращения эксплуатации до наступления опасности для пребывания людей. Инженерное оборудование здания не отвечает современному техническому уровню, предъявляемому к жилым помещениям. В этой связи общее состояние дома оценивается как недопустимое, морально устаревшее, не пригодное для проживания (л.д. 31-49). В судебном заседании не представлено документов, которые послужили основанием для переноса сроков, за исключением доводов о том. что в бюджете нет денег для принятия мер по расселению.

В обоснование заявленных требований истцы указывают, что установленный постановлением Мэра г. Омска от 29.12.2007 № 992-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» (с изменениями от 28 марта, 11 апреля 2008 года, 12 февраля, 5 октября, 30 декабря 2009 года, 14 мая 2010 года, 13 января 2012 года) срок для сноса и расселения граждан необоснован, проживание в доме опасно, в связи с чем, на ответчика следует возложить обязанность по предоставлению жилых помещений до указанного срока.

В материалы дела представлено дополнительное обследование технического состояния строительных конструкций жилого дома, выполненное в 2012 году, проведенное ООО «Научно-0исследовательский институт стройсервиспроект». По результатам этого обследования вышеуказанного жилого дома дана следующая оценка технического состояния строительных конструкций в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010: состояние фундаментов - ограниченно работоспособное; состояние наружных стен, чердачного перекрытия, стропильных конструкций - аварийное. Состояние кровли, перегородок, полов, окон и дверей не оценивалось, так как их работоспособность (неработоспособность) не определяют прочность и устойчивость здания в целом. Совокупный физический износ здания составляет 67 %. По ГОСТ Р 53778-2010 аварийное состояние означает техническое состояние строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Вследствие наличия аварийных строительных конструкций и наличия опасности обрушения чердачного перекрытия в жилые комнаты, стен первого этажа наружу здания, сделан вывод о наличии опасности для жизни и здоровья лиц, проживающих в обследуемом доме (л.д. 108-121).

Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, аварийное состояние дома № по ул. <адрес> в г. Омске, наличие опасности для пребывания в нем людей подтверждаются отчетами специалистов, в том числе на основании которого было принято заключение межведомственной комиссии, выводы специалистов согласуются с пояснениями истцов. Нахождение людей в аварийном доме опасно для их жизни и здоровья. Доказательств иного ответчиками в судебное заседание в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ не представлено.

П. 49 Положения к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Как отмечалось выше, постановлением Мэра г. Омска от 29.12.2007 № 992-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» (с изменениями от 28 марта, 11 апреля 2008 года, 12 февраля, 5 октября, 30 декабря 2009 года, 14 мая 2010 года, 13 января 2012 года) срок для расселения и сноса жилых помещений в доме № по ул. <адрес> в г. Омске установлен до 31.12.2013.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что установленное состояние дома является крайним, в связи с чем нельзя допустить, чтобы техническое состояние дома, в котором проживают люди, перешло в состояние, при котором указанные обрушения уже произойдут и причинят вред жизни и здоровью людей.

Таким образом, помещения, в которых проживают истцы, представляет реальную опасность для их жизни и здоровья человека по причине его недопустимого состояния.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что постановление Мэра г. Омска от 29.12.2007 № 992-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» (с изменениями от 28 марта, 11 апреля 2008 года, 12 февраля, 5 октября, 30 декабря 2009 года, 14 мая 2010 года, 13 января 2012 года) в части срока сноса жилых помещений собственниками и расселения граждан, проживающих в доме по адресу: г. Омск, ул. <адрес>, д. № до 31.12.2013 следует признать недействительным.

Признание дома аварийным является основанием для расселения жильцов дома. При этом, расселение граждан, проживающих в аварийном доме на основании договоров социального найма, производится в соответствии со ст.ст. 86-89 ЖК РФ.

Так, в силу статьи 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации, равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Из копии лицевого счета следует, что Первушина И.С., Первушин М.Э., Первушин И.Э. зарегистрированы по адресу: г. Омск, ул. <адрес> (л.д. 106).

18.07.2001 Первушиной (Олейник) И.С. выдан ордер на вселение в комнату № квартиру № расположенную по адресу: г. Омск, ул. <адрес> Квартира жилой площадью 15,5 кв.м, общей площадью 19,0 кв.м, состоит из одной комнаты (л.д. 105).

На жилое помещение заключен договор социального найма с истцами (л.д. 24-25, 27).

Согласно техническому паспорту занимаемая истцами жила площадь состоит из одной комнаты, площадью 15,5 кв.м, имеются помещения общего пользования. При этом общая площадь занимаемого жилого помещения с учетом подсобных площадей составляет 19,00 кв.м. Сведении о самовольной перепланировке отсутствуют (л.д. 106).

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, учитывая, что жилой дом, в котором проживают истцы, признан аварийным и подлежащим сносу, Первушиной И.С., Первушину М.Э., Первушину И.Э. на состав семьи из трех человек надлежит предоставить жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта - город Омск, состоящее не менее, чем из одной комнаты, общей площадью не менее, чем 19,0 кв.м, жилой площадью не менее 15,5 кв.м, во внеочередном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Центрального административного округа <данные изъяты> удовлетворить.

Признать постановление Мэра города Омска от 29.12.2007 № 992-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» (с изменениями от 28 марта, 11 апреля 2008 года, 12 февраля, 5 октября, 30 декабря 2009 года, 14 мая 2010 года, 13 января 2012 года) в части переноса срока сноса и расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. <адрес>, недействительным.

Обязать Администрацию города Омска предоставить Первушиной И.С., Первушину М.Э., Первушину И.Э. в связи со сносом дома благоустроенное жилое помещения взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта город Омск, на условиях договора социального найма во внеочередном порядке, состоящее не менее, чем из одной комнаты, общей площадью не менее чем 19,00 кв.м, жилой площадью не менее, чем 15,5 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья          Е.А. Вагнер

-32300: transport error - HTTP status code was not 200