Дело № 2-506/2012 Решение Именем Российской Федерации 12 марта 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре Новиковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колпакова М.Г. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Правительству Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству образования Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, установил: Колпаков М.Г. обратился в суд с иском к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование требований указал, что 18.04.1994 года по 01.09.2009 года воспитывался в детском доме. Его родители лишены родительских прав. Постановлением Администрации города Омска от 01.06.2011 года поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Просит суд обязать Администрацию города Омска, Департамент жилищной политики Администрации города Омска предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм за счет средств (субвенций) бюджета Омской области. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Омской области, Правительство Омской области, Министерство образования Омской области. В процессе рассмотрения дела истец Колпаков М.Г. уточнил исковые требования, просит обязать Правительство Омской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди по категории «ребенок-сирота». В судебном заседании истец Колпаков М.Г. уточненные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске. Просит иск удовлетворить. Представитель ответчика - Правительства Омской области, действующий на основании доверенности, Головкин В.А. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ данной категории граждан жилые помещения предоставляются по договорам социального найма. Для этого в соответствии с ч.1 ст. 52 Кодекса данные граждане должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии с Положением о Министерстве образования Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области 15 марта 2004 года № 63, к задачам указанного Министерства отнесено обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также Министерство обеспечивает в соответствии с законодательством реализацию мер социальной поддержки указанной категории граждан, осуществляет формирование и ведение списков (реестров) названных лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Главным распорядителем бюджетных средств, выделение которых предусмотрено Законом Омской области от 22 ноября 2011 года № 1403-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство образования Омской области. По искам к субъекту РФ от имени субъекта РФ в суде выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ (ч. 3 ст. 158 БК РФ). Согласно Закону Омской области от 05 декабря 2003 года № 483-ОЗ «О Правительстве Омской области» Правительство Омской области возглавляет деятельность органов исполнительной власти, которые осуществляют исполнительные и распорядительные функции в установленной сфере деятельности, а также координируют в случаях, установленных областным законодательством, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Омской области, обеспечивают реализацию полномочий Правительство Омской области в соответствии со своей компетенцией, обладают правами юридического лица, имеют лицевые счета и бланка. Считает, что по данному делу Правительство Омской области является ненадлежащим ответчиком. Кроме этого согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма принимаются ОМС, а не субъектом РФ. Пояснил, что порядок, указанный в абзаце 1 п. 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ Кодекс Омской области в части обеспечения жилой площадью по договорам социального найма вышеназванной категории лиц до настоящего времени не определен. Представлен письменный отзыв на иск. В судебном заседании представители ответчиков Администрации города Омска, департамента жилищной политики Администрации города Омска участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, письменного отзыва не представили. Представитель ответчика Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в представленном письменном отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, а также об исключении Министерства финансов Омской области из числа лиц, участвующих в деле. Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно копии свидетельства о рождении, родителями Колпакова М.Г. являются ФИО6 - отец, ФИО7 - мать (л.д. 13). Судом установлено, что решением Первомайского районного народного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 и ФИО9 в отношении детей: дочери <данные изъяты>, и сына <данные изъяты>, дочери Валентины, 1988 года рождения, сына <данные изъяты>, сына Михаила №, лишены родительских прав (л.д. 7-9). На основании постановления главы администрации Первомайского района города Омска от 18.03.1994 года № «Об определении несовершеннолетних Колпакова М.Г., ФИО10, ФИО12, ФИО11, Колпакову М.Г. в детский дом, на полное государственное обеспечение» Колпаков М.Г. был определен в детский дом на полное государственное обеспечение, в настоящее время относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 50, 51) Вышеуказанным постановлением за Колпаковым М.Г. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. 31.03.1993 года Администрацией города Омска на право занятия указанного жилого помещения выдан ордер № на жилое помещение, полученное по обмену (л.д. 49). Согласно копии лицевого счета от 30.03.2011 года в муниципальной квартире <адрес>, состоящей из двух комнат, общей площадью 37,5 кв.м., жилой - 26,6 кв.м., постоянно зарегистрированы ФИО7, ФИО12, ФИО13, Колпаков М.Г., ФИО10, ФИО14, ФИО15 (л.д. 42). Из материалов дела следует, что Колпаков М.Г. в период с 18.04.1994 по 01.09.2009 года являлся воспитанником детского дома № и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 44). В настоящее время Колпаков Г.М. обучается на бюджетной основе в ФГБОУ ВПО СибГУФК на третьем курсе факультета циклических, сложнокоординационнных видов спорта и единоборств, на дневной форме обучения, с 01.09.2009 года по 30.06.2014 года (л.д.68). По данным УФМС России по Омской области в Октябрьском административном округе города Омска от 08.02.2012 года Колпаков Г.М. с 08.02.2012 года по 30.06.2014 года на период обучения зарегистрирован и проживает в общежитии по адресу: <адрес> (л.д. 69). Постановлением Администрации города Омска от 01.06.2011 года № истец принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 40).. Согласно сведениям ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Рсреестра по Омской области Колпаков Г.М. в числе собственников недвижимого имущества не значится (л.д. 56, 57). До настоящего времени Колпакову Г.М. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено. Право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке, ответчиками не оспаривалось. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 1 указанного закона дает следующие понятия: - дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; - дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из указанных формулировок следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 вышеназванного Закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 49 ЖК РФ предусмотрены категории граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, а именно: малоимущие граждане (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ) и иные, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). При этом применительно к «иным категориям граждан», в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ указано, что данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. К указанным «иным категориям» относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты). Частью 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Исходя из анализа приведенных выше норм закона следует, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Данная позиция также отражена в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 г. N 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ст.ст. 49, 57 ЖК РФ в совокупности, в связи с чем, ссылка представителя Правительства области исключительно на ч. 3 ст. 57 ЖК РФ является необоснованной. Согласно ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда. Законом Омской области от 04 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в редакции до 01 января 2012 года) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса, а именно: полномочия по предоставлению меры социальной поддержки многодетным семьям, в части бесплатного обеспечения обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Омской области комплектами учебников; по выплате вознаграждений опекуну и приемному родителю; по предоставлению приемным родителям, приемным семьям мер социальной поддержки; по предоставлению меры социальной поддержки опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по предоставлению меры социальной поддержки в форме компенсации части родительской платы за содержание ребенка (детей) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенных на территории Омской области. Пункты 15, 15.1, 16 ст. 44 названного закона, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма «детей-сирот» исключены Законом Омской области от 23 ноября 2011 г. N 1407-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области» с 01 января 2012 г. Таким образом, установлено, что с 01 января 2012 года полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма «детей-сирот» из ведения органов местного самоуправления субъектом федерации - Омской областью исключены. Законом Омской области от 23 ноября 2011 г. N 1407-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области» абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи. С учетом изложенной нормы, а также согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Таким образом, судом установлено, что с 01 января 2012 года органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области не имеют полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма указанной выше категории «детей-сирот»; обеспечение жилой площадью по договорам социального найма состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, производится в порядке, установленном Правительством Омской области. Согласно п. 4 ст. 7 Положения о Министерстве образования Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 г. N 63 задачей Министерства, в том числе, является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктами 23, 23.1 ст. 8 названного Положения предусмотрено, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: обеспечивает в соответствии с законодательством реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Приказом Министерства образования Омской области от 22 декабря 2011 г. N 59 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» утвержден порядок формирования и ведения реестра детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Законом Омской области от 22 ноября 2011 г. N 1403-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с изменениями от 23 декабря 2011 г., 03 февраля 2012 г.) распределены бюджетные ассигнования областного бюджета в ведомственной структуре расходов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Главным распорядителем средств из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в сумме 75 000 000 руб. является Министерство образования Омской области (раздел 10). Из указанного следует, что Министерство образования Омской области, являясь главным распорядителем средств областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями категорий лиц - детей-сирот, в настоящее время не наделено полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. В судебном заседании установлено, что Колпаков М.Г. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 01..06.2011 года, имеет право на внеочередное предоставление жилья по вышеуказанной категории, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке ему не предоставлено. Из пояснений представителя Правительства Омской области следует, что порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма вышеназванной категории лиц до настоящего времени Правительством области не определен. В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии с абз. 2 п. 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях. В силу ст. 6 указанного Закона зачисление на полное государственное обеспечение на период обучения, в частности, в образовательном учреждении начального профессионального образования, является дополнительной гарантией права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение образования и не ограничивает право данного лица на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма по окончании пребывания в приемной семье, как это предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК Российской Федерации. Период обучения в указанном образовательном учреждении не является периодом пребывания в нем, так как на образовательное учреждение не возложена обязанность обеспечивать обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условия пребывания в соответствии с требованиями п. 1 ст. 155.1. СК Российской Федерации. Оснований полагать, что истец в данный момент находиться на полном государственном обеспечении у суда не иметься. Кроме того, выводы суда, согласуются с правовой позицией по вопросу обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О. Колпаков М.Г. достиг совершеннолетия, в связи, с чем прекратилась опека, следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в данной норме ЖК юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, у Колпакова М.Г., как нуждающегося в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, он была поставлена в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено. При изложенных обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке, возложение в настоящее время обязанности по установлению порядка обеспечения жилой площадью по договорам социального найма вышеназванной категории лиц на Правительство Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма вне очереди следует возложить на Омскую область в лице Правительства Омской области. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Омскую область в лице Правительства Омской области предоставить Колпакову М.Г. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Г.Г. Щеглаков