Дело №2-1353/2012 Решение Именем Российской Федерации 15 марта 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре судебного заседания Новиковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова А.С. к Управлению Министерства внутренних дел РФ по Омской области о зачете времени непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ в стаж службы в льготном исчислении, уставил: Истец Иванов А.С. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел РФ по Омской области, указывая, что с 15.01.1995 года по 22.05.1995 года на основании распоряжения МВД РФ, приказа УВД по Омской области, находился в служебной командировке в Заводском районе г. Грозный, где выполнял оперативно-служебные задачи на территории Северо-Кавказского региона. Факт нахождения в служебной командировке в Чеченской Республике подтверждается справкой начальника штаба войсковой части 3499, записью в военном билете от 27.05.1995 года. Просит признать 128 дней временем фактического участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона РФ и включить в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один день службы за три дня. В судебном заседании Иванов А.С. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика УМВД по Омской области Луцаева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что истцом были, не правильно истолкованы нормы права. Ст. 18 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Закона № 4468-1 определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы. Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии с ч. 2 и ч. 3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации. Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий является в данном случае Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Указанным постановлением предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Иного порядка зачисления военной службы по призыву в выслугу лет при назначении пенсии увольняемым на пенсию сотрудникам органов внутренних дел не имеется. В Определение СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 15 июля 2011г. № 46-В11-15 указано, что военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях. В связи с чем, считает, что нет оснований для зачета периода нахождения истца на военной службе по призыву в выслугу лет в льготном исчислении. Кроме того, ссылка истца на необходимость применения при исчислении его выслуги лет положений Закона № 158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О Ветеранах» от 27.11.2002 г. несостоятельна, поскольку они применяются только к тому кругу лиц, который определен Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Истец не относится к категории лиц, перечисленных в ст. 3 данного закона. На основании вышеизложенного, просила в удовлетворении исковых требований Иванову А.С. к УМВД России по Омской области отказать в полном объеме. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно справке начальника штаба войсковой части 3499 рядовой Иванов А.С. с 15.01.1995 года по 22.05.1995 года находился и принимал участие в боевых операциях в районе Чрезвычайного положения. Имеет право на льготы, предусмотренные законом РФ о внутренних войсках МВД России от 24.10.1992 года № 3536, Указам Президента РФ от 02.11.1992 года № 1327, Постановлением Правительства РФ от 11.11.1992 года № 864, Приказом МВД России от 17.11.1992 года № 4280 и Приказом МВД России от 22.02.1993 года № 73, приказом МВД России от 09.09.1992 года № 315 (л.д. 6). Указанное подтверждается копией Военного билета № (л.д. 5). Абз. 1 пункта 3 ст. 10 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Согласно абз. 2 данной нормы время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. На основании ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством. Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года утверждено «Положение о порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в котором дается исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми лицам, проходившим военную службу по призыву, время службы засчитывается в льготном исчислении. Пунктом 5 указанного постановления установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находящихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении. Таким образом, предоставление льготы в части исчисления выслуги лет ставится в зависимость от того, проходил ли истец срочную службу по призыву в особых условиях, прямо оговоренных в постановлении Правительства, или нет. Однако, Ивановым А.С. вопреки ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, не было представлено доказательств прохождения им службы по призыву в особых условиях, дающих право на зачет выслуги лет в льготном исчислении, в связи с чем у суда отсутствуют основания к удовлетворению иска. Доводы истца относительно того, что при любом случае служба по призыву должна зачитываться в льготном исчислении в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет в органах внутренних дел, основаны на неправильном толковании норм законодательства, определяющего особенности регулирования спорных правоотношений. Абзац 1 пункта 3 ст. 10 Закона РФ «О статусе военнослужащих» нельзя рассматривать как самостоятельную норму без её взаимосвязи с нормой абзаца 2 пункта 3 той же статьи, и другими положениями действующего законодательства, регулирующими условия назначения пенсии по выслуге лицам, проходившим службу в органах внутренних дел. Исчисление выслуги лет лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, для целей их социального (пенсионного) обеспечения регулируется специальными нормами, при этом, полномочия по определению порядка исчисления указанной выслуги делегированы федеральным законодателем Правительству Российской Федерации. В соответствии с Порядком, установленным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N941, включение периода военной службы по призыву в выслугу лет для пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в льготном порядке - как 1 день военной службы за 2 дня предусмотрено только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. Действующим законодательством включение периода военной службы по призыву в выслугу лет в органах внутренних дел в льготном порядке - 1 день военной службы за 2 дня - предусмотрено только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Иванова А.С. к Управлению Министерства внутренних дел РФ по Омской области о зачете времени непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ в стаж службы в льготном исчислении отказать. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде. Судья