Дело № 2-1139/2012 Решение Именем Российской Федерации заочное 19 марта 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре Новиковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киржаевой О.С., Гашка В.И. к Администрации города Омска к Администрации города Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта, установил: Киржаева О.С., Гашка В.И.обратились в суд с иском к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта, указывая, что проживают и являются собственниками жилых помещений (квартир), расположенных в многоквартирном доме <адрес>. Указанный дом введен в эксплуатацию в 1967 году, срок его эксплуатации в настоящее время составляет 46 лет. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не проводился, в то время как согласно ВСН 58-88р продолжительность эксплуатации зданий полносборных крупнопанельных панелей с железобетонными перекрытиями до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. Таким образом, срок службы, как отдельных элементов здания, так и всего дома, в целом, истек. Согласно заключению о техническом состоянии жилого дома, составленного ООО «ТСК «ДомСтрой» техническое состояние системы отопления, системы холодного и горячего водоснабжения, канализации, крыши оценивается как недопустимое. Практически все элементы конструкций инженерных сетей и фасадов исчерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта. Со ссылкой на ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» считают, что Администрация г. Омска должна была обеспечить надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта указанного дома. Вследствие неисполнения ответчиком обязательств нарушены права собственников помещений многоквартирного дома, а также создана угроза аварийных ситуаций в связи с утратой элементами конструкций и инженерных сетей дома первоначальных технико-эксплуатационных качеств. На основании изложенного, просят обязать Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, провести капитальный ремонт многоквартирного дома <адрес> в срок до 01.11.2013 года; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства Администрации города Омска, в порядке ст. 43 ГПК РФ Департамент жилищной политики Администрации города Омска, Администрация Советского административного округа города Омска. В судебном заседании истец Киржаева О.С. исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить. Истец Гашка В.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. Представитель ответчика Администрации города Омска, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Представлен письменный отзыв на иск, в котором указано, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», то есть с участием всех собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме. Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Омска в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В судебном заседании представитель третьего лица ООО «ЖКХ «Сервис» по доверенности Ерошенко И.В., поддержала заявленные исковые требования, указав, что в отношении многоквартирных домов, которые прошли процедуру выполнения всех видов работ капитального ремонта, а также многоквартирных домов, в отношении которых необходимость проведения капитального ремонта отсутствовала на период вступления в силу ЖК РФ, обязанность по выполнению работ капитального ремонта отсутствует. Между тем, наличие обязанности проведения капитального ремонта в отношении дома <адрес> была подтверждена документально. Обязанность по проведению капитального ремонта не исполнена. Срок исполнения указанной обязанности должен исчисляться по момент вступления в силу ЖК РФ с 01.03.2005 года. Представители третьих лиц Департамента жилищной политики Администрации города Омска, Администрации САО города Омска, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились, письменного отзыва не представили. С учетом мнения истцов дело в соответствии со ст. 233 ГПК РФ рассмотрено в порядке заочного производства. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что истцы Киржаева О.С., Гашка В.И. являются собственниками жилых помещений (квартир №, №), расположенных в доме <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 811, 12). В материалы дела представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> от 06.12.2011 года о принятии решения о делегировании Киржаевой О.С. и Гашка В.И. полномочий, как представителям собственников помещений в указанном дом, на обращение в суд с иском к Администрации г. Омска о проведении капитального ремонта общего имущества дома без привлечения средств собственников жилых помещений. В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, в соответствии с п. 16 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается надлежащее содержание общего имущества либо собственниками, управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги, товариществом собственников жилья и др. В соответствии с ч 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса. В соответствии с ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. В судебном заседании установлено, что жилой дом № расположенный по адресу: <адрес>, 1967 года постройки, включен в состав муниципальной собственности города Омска и в Реестр муниципального имущества города Омска на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 16.11.1995 года № «О внесении изменений в план приватизации АООТ «Конструкция «Сибнефтехиммонтаж» в части передачи объектов соцкультбыта». Министерством регионального развития РФ письмом от 20.12.2006 года № даны разъяснения, что учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным. По данным Управления Росреестра по Омской области и ГП Омской области «Омский центр ТИиЗ» проведена инвентаризация на выявление приватизированных жилых помещений. В результате инвентаризации жилой дом исключен из Реестра, в Реестр включены неприватизированные жилые помещения. На текущий момент объектами учета в Реестре являются 9 квартир. В соответствии с требованиями действующего законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой указанный жилой дом исключен из Реестра и в состав муниципальной казны города Омска включены неприватизированные жилые помещения, расположенные в жилом доме. На текущий момент в Реестре учитываются десять квартир, находящиеся в указанном домостроении. Как следует из материалов дела, в том числе установлено в судебном заседании, часть помещений в доме <адрес> находится в муниципальной собственности, часть принадлежит гражданам на праве собственности (на основании регистрационных удостоверений, свидетельств о праве на наследство по закону, договоров купли-продажи, договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации и др.). Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил). Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта. По нормам указанного Положения максимальный срок эксплуатации кровли в доме составляет 15 лет, срок эксплуатации водопровода, канализации, горячего водоснабжения, труб отопления - 15 лет. Как следует из технического паспорта, дом <адрес> построен в 1967 году (л.д. 147-171). Истцы обратились в суд с данным иском, указывая на то, что, не смотря на установленные указанным выше Положением «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)» сроки, капитальный ремонт дома не производился ни разу. Согласно заключению о техническом состоянии жилого дома <адрес>, выполненному 28.12.2009 года ООО «ТСК «ДомСтрой» в соответствии с техническим заданием, с целью определения технического состояния и возможности дальнейшей безаварийной и безопасной эксплуатации здания, выполнено обследование технического состояния системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, фасада и крыши жилого дома, по результатам составлено техническое заключение, согласно которому: На основании проведенного обследования и выявленных повреждений, указанных в заключении, была произведена оценка физического износа фасада жилого дома по ВСН 53-86 (р). Процент износа фасада составил 70 %. Рекомендуется выполнение работ капитального ремонта фасада. На основании результатов обследования техническое состояние элементов кровли оценивается как недопустимое, имеется угроза сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта кровли. Процент износа системы отопления составил 70%. На основании результатов обследования техническое состояние элементов системы отопления оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшем затоплением подвальной части жилого дома и прекращение нормального функционирования системы отопления с нанесением значительного материального ущерба. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта системы отопления. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта ХГВС. Процент износа канализации составил 85 %. На основании результатов обследования техническое состояние элементов канализации оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращением функционирования канализации с нанесением материального ущерба. Рекомендуется выполнение работ капитального ремонта канализации (л.д. 21-32). Согласно п.1 ст. 4 ФЗ № 189 «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему ФЗ. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ. В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон № 185-ФЗ от 21.07.2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Данный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом, под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещении к многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Указанный закон регламентирует условия предоставления финансовой поддержки. Для этого необходимо положительное решение собрания собственников жилых - помещений о долевом участии в финансировании проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома. При соблюдении условий установленных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ собственникам необходимо обратиться в управляющую организацию или в Координационный Совет административного округа города Омска по содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства для включения дома в адресную программу муниципального образования городской округ город Омск Омской области «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска» на соответствующий год. Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами. Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник МО г. Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется право не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем. С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ. Судом установлено, что спорный жилой дом построен в 1967 году. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта дома, при этом, в судебном заседании представителем Администрации г. Омска ходатайств о проведении экспертного исследования по делу не заявлено, доказательств отсутствия оснований для проведения капитального ремонта указанного дома в порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено. Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан. Статья 16 Федерального Закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта, жилищного фонда. По смыслу приведенных норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведение капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем не была исполнена. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 Жилищного кодекса РФ и ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязанность по проведению капитального ремонта возлагается на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома <адрес> лежит на Администрации г. Омска. При этом расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцам в период когда, истцы являлись нанимателями, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 года. На основании Постановления Мэра города Омска от 19.05.2005 года № 262-п «О мероприятиях по проведению капитального ремонта муниципального жилищного фонда и иных объектов г. Омска в 2005 году» утвержден перечень объектов муниципального жилищного фонда города Омска, находящегося на балансе муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства, и иных объектов, подлежащих капитальному ремонту в 2005 году. В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В связи с чем, суд считает возможным определить срок окончания проведения капитального ремонта общего имущества указанного выше многоквартирного дома - до 01 ноября 2013 года, считая его разумным, поскольку судом установлено фактическое неудовлетворительное состояние указанного жилого дома, имеется угроза безопасности жизни и здоровья граждан, что подтверждается указанным выше техническим заключением от 2009 года, об определении именно данного срока было заявлено истцами в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось ответчиком. При этом довод представителя ответчика Администрации города Омска о недостаточности бюджетного финансирования не является основанием для его освобождения от возложения обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем, с Администрации города Омска в пользу Киржаевой О.С. и Гашка В.И. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере по 200 руб. в пользу каждого. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ суд, решил: Исковые требования удовлетворить. Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт многоквартирного дома, а также общего имущества дома <адрес> за счет средств соответствующего бюджета г. Омска в срок до 01.11.2013 года. Взыскать с Администрации города Омска в пользу Киржаевой О.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Взыскать с Администрации города Омска в пользу Гашка В.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья