дело № 2-1168/2012 Р Е Ш Е Н И Е (заочное) Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Центральный районного суд г. Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре Новиковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 22 марта 2012 года гражданское дело по иску Омской таможни к Жукову Е.С. о взыскании таможенных платежей и пени, УСТАНОВИЛ: Омская таможня обратилась в суд с названным исковым заявлением, указав, что 24.02.2011 года Жуковым Е.С. на Омский таможенный пост Омской таможни было подано заявление на выдачу паспорта транспортного средства на ввезенный им из Республики Казахстан автомобиль Subaru Forester. К заявлению были приложены свидетельство о регистрации портного средства от ДД.ММ.ГГГГ, письмо Департамента таможенного контроля по г. Алматы Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан №, в котором подтверждалось, что автомобиль 31.12.2009 года проходил таможенное оформление в Республике Казахстан по №. Омским таможенным постом Омской таможни 24.02.2011 года на указанный автомобиль был выдан паспорт транспортного средства. Позднее в ходе таможенной проверки установлено, что автомобиль Subaru Forester, ввезенный Жуковым Е.С. не имеет статуса товара Таможенного союза, то есть является иностранным товаром. У Жукова Е.С. с момента ввоза автомобиля в Российскую Федерацию и подачи заявления на выдачу ПТС на Омский таможенный пост, т.е. 24.02.2011, возникла обязанность по уплате таможенных платежей. Сумма таможенных платежей за автомобиль Subaru Forester 292477,60 рублей. С учетом таможенных платежей, уплаченных по ГТД №, размер таможенных платежей, подлежащих доплате, составляет 275873 рублей. Просит взыскать указанную сумму в доход федерального бюджета, а также пени за несвоевременное внесение таможенных платежей в размере 125182,72 рублей. В судебном заседании представитель истца Кушакова Ю.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что в ходе проверки установлено, что по информации, имеющейся в «Реестре автомобилей, ввезенных из Республики Казахстан и выпущенных в свободное обращение» информационно-справочной системы ФТС России, вышеуказанный автомобиль ввезен в Р. Казахстан и выпущен в свободное обращение 11.01.2010 года по ГТД №. Таким образом, спорный автомобиль нельзя считать товаром Таможенного союза. Ответчик Жуков Е.С. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. С учетом мнения представителя истца и в соответствии со ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено судом в порядке заочного производства. Выслушав представителя истца, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Омской таможни в полном объеме по следующим основаниям. 24.02.2011 года Жуков Е.С. на Омский таможенный пост Омской таможни подал заявление на выдачу паспорта транспортного средства на ввезенный им из Республики Казахстан автомобиль Subaru Forester. В заявлении были указаны следующие сведения об автомобиле: <данные изъяты>; «документ, подтверждающий право владения» - справка-счет от ДД.ММ.ГГГГ серия № (л.д. 19-20). Кроме того, к заявлению были приложены: свидетельство о регистрации транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ серия №; письмо Департамента таможенного контроля по г. Алматы Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан №, в котором подтверждалось, что данный автомобиль 31.12.2009 году проходил таможенное оформление в Республике Казахстан по ГТД № №, копия паспорта серия № на имя Жукова Е.С., сертификат соответствия № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22). Особенность таможенного регулирования в рамках Таможенного союза заключается в том, что государства-члены Таможенного союза договорились, что товары Таможенного союза обращаются на территории Таможенного союза без обязательства их декларирования и уплаты таможенных платежей. Данное правило закреплено в положениях Таможенного кодекса Таможенного союза. При этом, товарами Таможенного союза, согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, товарами Таможенного союза признаются товары находящиеся на таможенной территории Таможенного которые: 1) полностью произведены на территориях государств - членов таможенного союза; 2) ввезены на таможенную территорию таможенного союза и приобрели статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза; 3) изготовлены на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, и (или) иностранных товаров, и приобретших статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Если товар ввозится с территории третьих стран, и помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, при этом ввозные таможенные пошлины уплачиваются в полном объеме, то такие товары приобретают статус товаров таможенного союза (пункт 2 статьи 210 ТК ТС). В случае если в отношении товаров помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, сопряженные с ограничением по пользованию и (или) распоряжению, такие товары подлежат условному выпуску и сохраняют статус иностранных товаров (пункт 3 статьи 210 ТК ТС.) Согласно пункту 2 статьи 200 ТК ТС условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом. Согласно пункту 1 статьи 200 ТК ТС условно выпущенными товарами считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем - пункт 3 статьи 200. Условно выпущенные товары могут использоваться только в пределах территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск (пункт 2 статьи 200 ТК ТС). Соответственно, товары, не отвечающие вышепоименованным критериям, признаются иностранными товарами (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ТК ТС) и их перемещение в рамках Таможенного союза осуществляется при условии декларирования и уплаты таможенных платежей. Положения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а именно статья 321 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (применяется на основании пункта 3 статьи 17 Соглашения), устанавливают, что в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств-членов Таможенного союза, подлежат уплате ввозные таможенные пошлины по ставкам, действующим в Российской Федерации, а также подлежат соблюдению запреты и ограничения, применяемые в Российской Федерации при ввозе товаров, если эти товары не являются: происходящими с таможенной территории Таможенного союза (территории государства - члена Таможенного союза);выпущенными для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза; изготовленными из товаров, происходящих с таможенной территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территории государств - членов Таможенного союза. Как установлено судебным разбирательством, в ответ на запрос Омской таможни Департамент таможенного контроля по г. Алматы и Алматинской области (от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) предоставил информацию о таможенном оформлении транспортного средства по ГТД №, без предоставления подтверждающих документов, в связи с выемкой документов органами Финансовой полиции, с приложением сведений, содержащихся в отдельных графах электронной копии ГТД №, согласно которой в графе «дата выпуска в свободное обращение» - 11.01.2010, а так же информация о таможенных платежах (ставка платежа - 0,1 Евро за 1 кубический метр объема двигателя, в сумме 81452, 19 тенге, что составило 16604,60 рублей по курсу на 31.12.2009). Таким образом, в результате таможенной проверки установлено, что автомобиль Subaru Forester, ввезенный Жуковым Е.С. не имеет статуса товара таможенного союза, то есть является иностранным товаром. Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 4 Таможенный кодекс Таможенного союза под термином «ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза» следует понимать: совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. На момент подачи ГТД, совершения последующих действий, связанных с ввозом товара в Республику Казахстан, в РК действовал Таможенный кодекс Республики Казахстан от 05.04.2003 № 401-2, который утратил силу 01.07.2010 года на основании ст. 12 Закона Республики Казахстан от 30.06.2010 № 298-1V «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Республики Казахстан от 05.04.2003 года № 401-2 под ввозом товаров на таможенную территорию Республики Казахстан понимаются фактическое пересечение таможенной границы и совершение действий, установленных таможенным законодательством Республики Казахстан. Таможенным законодательством Республики Казахстан, действовавшим на момент совершения действий, направленных на ввоз автомобиля в Республику Казахстан, установлены требования аналогичные требованиям таможенного законодательства Таможенного союза. Кроме того, подача таможенной декларации - это действие лишь заявляющее намерение декларанта ввезти товары. Однако товар, физически перемещенный через таможенную границу, не считается находящимся в гражданском обороте до его выпуска таможенным органами. Подача таможенной декларации не является достаточным условием для утверждения, что данный товар ввезен и, соответственно, приобрел статус товара Таможенного союза. Более того, в соответствии с Согласованными общими принципами регулирования таможенного дела в государствах-участниках межпарламентской ассамблеи стран Содружества независимых государств (СНГ) указано, что таможенный режим пропуска через границу для свободного обращения предназначен для того, чтобы ввезенные товары приняли участие в хозяйственном обороте наравне с отечественными. Для выпуска товаров для свободного обращения требуется уплата таможенных платежей и завершение таможенного оформления (ст. 15). Ввоз товара как свершившийся факт имеет место тогда, когда с товаром завершены все действия, необходимые для его выпуска (фактическое пересечение таможенной границы, внутренний таможенный транзит, временное хранение, декларирование). Таким образом, Омской таможней сделан правильный вывод о том, что автомобиль, ввезенный в РФ ответчиком, является на территории Российской Федерации иностранным товаром до уплаты разницы сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению. Согласно п. 1 ст. 17 «Переходные положения» указанного Соглашения иностранными товарами признаются автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 года. Согласно пункту 3 статьи 17 Соглашения в отношении автомобилей, которые признаются иностранными товарами, при их ввозе на территорию Российской Федерации производится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом пунктов 3-5 статьи 17 Соглашения. Пункт 4 статьи 17 Соглашения устанавливает, что в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, которые признаются иностранными товарами, не уплачены в бюджет Республики Казахстан в размере, указанном в приложении 5 к Соглашению, до ввоза на территорию Российской Федерации, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются в федеральный бюджет Российской Федерации при их таможенном декларировании таможенному органу Российской Федерации, в регионе деятельности которого находятся пункты пропуска и (или) места пересечения на российско-казахстанском или российско-белорусском участках государственной границы Российской Федерации. Соглашением предусматривается применение единых ставок таможенных пошлин, налогов в зависимости от даты выпуска транспортного средства. Приложением 5 к Соглашению для автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, стоимость которых составляет более 8500 Евро в эквиваленте, но не превышает 16700 Евро в эквиваленте, ввозимых самими собственниками либо иными физическими лицами по поручению собственника, не выезжающего для приобретения автомобиля за пределы таможенной территории Таможенного союза, вне зависимости от места совершения такой сделки по приобретению, установлены следующие ставки таможенных пошлин, налогов - 3,5 Евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя. Таким образом, сумма таможенных платежей за автомобиль Subaru Forester составляет 292477,60 рублей (2457 куб. см х 3,5 Евро х 39,6795 (курс Евро на 24.02.2011 года). С учетом таможенных платежей, уплаченных по ГТД №, размер таможенных платежей, подлежащих доплате, составляет 275873 рублей (292477,60 руб. - 16604,60 руб.). В соответствии со статьей 360 ТК ТС, пунктом 4 статьи 17 Соглашения, автомобили, указанные в пункте 1 статьи 17 Соглашения, подлежат таможенному декларированию в таможенном органе Российской Федерации, а таможенные платежи подлежат уплате в федеральный бюджет Российской Федерации, если таможенные пошлины, налоги не уплачены в бюджет Р. Казахстан. В соответствии с пунктом 1 статьи 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно. Согласно части 3 статьи 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей. В соответствии с требованиями статьи 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Жукову Е.С. заказным письмом с уведомлением № от 11.11.2011 года направлено требование № об уплате таможенных платежей в сумме 275873 рублей и пени в сумме 19570,89 рублей (л.д. 14-16). До настоящего времени требование Омской таможни не исполнено, таможенные платежи и пени Жуковым Е.С. не уплачены. Согласно части 17 статьи 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при неисполнении требования об уплате таможенных платежей таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов. В соответствии с частью 2 статьи 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке. Кроме того, в соответствии со статьей 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок уплачиваются пени. Частью 2 статьи 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. За несвоевременную уплату таможенных пошлин Жукову Е.С. начислены пени с 25.02.2011 г. по 11.11.2011 г. в сумме 19570,89 руб. согласно требованию об уплате таможенных платежей от 11.11.2011 г. №. На дату подачи иска 25.01.2011 г. сумма пени составляет 25182,72 руб. Расчет судом проверен, признан правильным. Доказательств в обоснование возражений на иск ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлен. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Взыскать с Жукова Е.С. в доход федерального бюджета 301 055 рублей 72 копейки, том числе: таможенную пошлину в размере 275873 рублей; пеню за неуплату таможенных платежей в размере 25182,72 рублей. Данные суммы подлежат перечислению на счет таможенного органа: <данные изъяты>. Ответчик вправе подать в Центральный районный суд города Омска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья