Дело № 2-1435/12 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 апреля 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сальниковой Л.И., при секретаре Царевой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании г. Омске гражданское дело по заявлению Плотниковой Л.В. о признании недействительным распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, расформировании земельного участка и снятии его с кадастрового учета У С Т А Н О В И Л: Плотникова Л.В. обратилась в суд с вышеназванными требованиями, утверждая, что является собственником квартиры № в многоквартирном доме <адрес>. В декабре 2011 года ей стало известно, что Арбитражным судом Омской области от 20.10.2011 года по делу № А46-6029/2011 удовлетворены требования Бюджетного учреждения города Омска «Центр содержания и хранения имущества» о признании незаконным отказа ГУ по земельным ресурсам Омской области в предоставлении Бюджетному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, в том числе и спорного земельного участка с временным кадастровым номером №, и обязании Главного управления по земельным ресурсам Омской области их предоставить. Собственники многоквартирного дома <адрес> в г. Омске не были привлечены к участию в судебном заседании, поэтому не имели возможности обжаловать указанное решение. Поскольку Арбитражный суд решил земельный участок, входящий в состав имущества под многоквартирным домом, передать в постоянное (бессрочное) пользование Бюджетному учреждению <адрес> «Центр содержания и хранения имущества», собственники дома лишились возможности сформировать земельный участок под многоквартирном домом <адрес>. Считает предоставление третьему лицу земельного участка, расположенного на их придомовой территории, незаконным, так как на указанном земельном участке расположены объекты благоустройства, входящие в состав общего имущества, такие как мусоросборные контейнеры и асфальтированное основание под ним. Просит признать незаконным часть 3 распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 09.04.2010 года № «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории» «земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером №, относящегося к категории земель населенных пунктов, и установить вид использования земельного участка -для размещения объектов коммунального хозяйства (площадка контейнеров для твердых бытовых отходов), местоположение земельного участка установлено в 16 метрах северо-восточнее относительно 4-этажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, <адрес> и приложение «схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории»; расформировать земельный участок с временным кадастровым номером №; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №. Плотникова Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска Унжакова И.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.34-36). Пояснила, что согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда № 8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина. Предоставление спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование учреждению не может привести к нарушению прав заявителя. Участок под многоквартирным домом сформирован, поставлен на кадастровый учет, какими-либо правами в настоящее время на спорный земельный участок заявитель не обладает, соответственно права и законные интересы заявителя принятием оспариваемого акта не нарушены. Спорный земельный участок имеет строго целевое назначение и предназначен для размещения объектов коммунального хозяйства (площадка контейнеров для твердых бытовых отходов), а не многоквартирных домов. Территориально контейнерные площадки относятся к определённому жилому массиву, как совокупности многоквартирных и (или) жилых домов, а не к одному многоквартирному дому. Данное обстоятельство не позволяет включить их в состав общего имущества многоквартирного дома, поскольку в соответствии с частью 1 ст. 36 ЖКРФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома. В случае перехода и оформления права собственности муниципального образования на спорные земельные участки, произойдет переход права одной публичной собственности (государственной) в другую (муниципальную).Такими земельными участками, как и прежде сможет пользоваться неограниченный круг лиц. Считает, что заявителем доказательств нарушения ее прав и охраняемых законом интересов оспариваемыми актами не представлено. Данное распоряжение принято в интересах граждан и не может нарушать права заявителя. Данное распоряжение вынесено в целях улучшения экологической ситуации в городе Омске, улучшения благоустройства и содержания территории, на которой расположены мусоросборные контейнеры; на данном земельном участке планируется разместить полуподземные контейнеры, плата за обслуживание не будет увеличена. Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области Рейтер М.А., действующая на основании доверенности, требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.22-24).. Пояснила суду, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (подпункт «ж» пункта 2) установлено, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Фактически жилой дом не может эксплуатироваться без придомовой территории и элементов благоустройства и озеленения. Придомовая территория со всеми элементами благоустройства находится в собственности жителей многоквартирного дома. Формирование земельного участка под каждым элементом благоустройства и постановка их на кадастровый учет недопустима в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Главное управление считает требование заявителя законными и обоснованными и просит суд их удовлетворить. Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области Юшкевич Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просит дело рассмотреть в ее отсутствие, представила кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером № и кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером №. Представитель Бюджетного учреждения города Омска «Центр содержания и хранения имущества» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно положений ч.1 ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными полностью или частично. Аналогичная норма содержится в статье 61 ЗК РФ. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления -один из предусмотренных статьей 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав. Статья 13 ГК РФ, определяющая условия его реализации, по своему предназначению направлена на обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1 статьи 1 ГК РФ) и создает -наряду с положениями других федеральных законов - необходимую правовую основу государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 45, статья 46, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации). Поэтому основанием для признания акта государственного органа и местного самоуправления недействительными (решения или действия -незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина. Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 09.04.2010 года № «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», где в том числе утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером №, относящегося к категории земель населенных пунктов, и установлен вид использования земельного участка -для размещения объектов коммунального хозяйства (площадка контейнеров для твердых бытовых отходов), местоположение земельного участка установлено в 16 метрах северо-восточнее относительно 4-этажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, <адрес> (л.д.7-15). В соответствии с пунктами 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации благоустройства территории городского округа». Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 20.10.2011 года Арбитражным судом Омской области вынесено решение по делу № А46-6029/2011 по заявлению бюджетного учреждения города Омска «Центр содержания и хранения имущества» к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о признании недействительным решения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 21.02.2011 года и обязании совершить действие; требования бюджетного учреждения города Омска «Центр содержания и хранения имущества» удовлетворены полностью. Признан незаконным отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области в предоставлении бюджетному учреждению города Омска «Центр содержания и хранения имущества», в том числе, спорного земельного участка в постоянное (бессрочное пользование), предназначенного для размещения площадок контейнеров для твердых бытовых отходов. Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона). Собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Согласно представленного по запросу суда кадастрового паспорта от 23.03.2012 №, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2064+/-16 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома <адрес>, расположенного на данном земельном участке. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 23.03.2010 года (л.д ). Часть 1 ст. 254 ГПК РФ, регулирующая порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия \бездействия\ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, устанавливает необходимость указания, чем конкретно оспариваемый акт нарушает права и свободы лиц, обращающихся за судебной защитой. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право. Доводы истицы о невозможности сформировать земельный участок под многоквартирным домом, в виду того, что земельный участок, входящий в состав общего имущества под многоквартирным домом будет передан в постоянное пользование Бюджетному учреждению города Омска «Центр содержания и хранения имущества» на основании решения Арбитражного суда, в судебном заседании не нашли своего подтверждения, так как земельный участок под вышеуказанным многоквартирным домом уже сформирован и проведен государственный кадастровый учет этого земельного участка. Из распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 09.04.2010 года № видно, что оспариваемым распоряжением утверждены границы земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером №, данный земельный участок находится в 16 метрах северо-восточнее относительно 4-этажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, <адрес>. Из кадастрового паспорта №, вновь образованный земельный участок с кадастровым номером №, площадь. 13+/-1 кв.м. расположен за пределами участка ориентира -.16 метрах северо-восточнее относительно 4-этажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, <адрес>. Данным распоряжением установлены границы вновь образованного земельного участка с кадастровым номером №, площадью. 13+/-1 кв.м., расположенного за пределами земельного участка с кадастровым номером №:, площадью 2064+/-16 кв.м. принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома <адрес>, а также установлен вид использования земельного участка. Каких-либо доказательств, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 13+/-1 кв.м. должен входить в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:090302 3386, принадлежащего на праве собственности собственникам помещений многоквартирного дома <адрес> суду не представлено. Собранные по делу доказательства позволяют суду сделать вывод о выдаче распоряжения Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска от 09.04.2010 года № в соответствии с законом в пределах полномочий; права и свободы Плотниковой Л.В. не были нарушены и препятствия к осуществлению ее прав и свобод не созданы. В силу п.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом и в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В связи с отказом в удовлетворении основных требований оснований для удовлетворения требований о расформировании и снятии с кадастрового учета земельного участка не имеется. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Плотниковой Л.В. о признании недействительным распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 09.04.2010 года № «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории» в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером №, относящегося к категории земель населенных пунктов, и установления вида использования земельного участка -для размещения объектов коммунального хозяйства (площадка контейнеров для твердых бытовых отходов), местоположение земельного участка установлено в 16 метрах северо-восточнее относительно 4-этажного жилого дома с почтовым адресом: <адрес> приложения «схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории»; расформировании и снятии с кадастрового учета земельного участка, отказать. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде. Судья: