дело № 2-2557/2012 решение от 17.05.2012 по иску Остапенко П.Н, Черноок А.А. к Администрации города Омска



Дело № 2-2557/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2012 года          г. Омск

Центральный районный суд города Омска в составе: председательствующего судьи Соснина И.И., при секретаре Костючко Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остапенко П.Н., Черноок А.А. к Администрации города Омска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с выше обозначенным иском.

В обоснование искового заявления указали, что они являются собственниками квартир, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, дом № 13а, построенном в 1955 году. Большинство конструктивных элементов дома в настоящее время находятся в недопустимом состоянии, требуют замены и капитального ремонта. Истцы полагают, что обязанность по выполнению капитального ремонта лежит на Администрации города Омска. Основываясь на ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», просят суд обязать Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома № 13а по ул. Нефтезаводская в г. Омске без привлечения средств собственников помещений многоквартирного жилого дома в срок до 01.09.2013 года. А также взыскать расходы по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании истец Остапенко П.Н. иск поддержала в полном объеме, пояснила суду, что проживает в доме с 1991 года, приватизировала квартиру в 1994 году и является старшим по дому. На момент вселения дом был в плохом состоянии. Шифер с дырами, в случае осадков затапливало верхние квартиры. Стропила съедены грибком, слуховые окна разбиты. Просит суд обязать ответчика произвести капитальный ремонт дома и установить срок проведения ремонта в пределах двух лет.

Истец Черноок А.А. в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что в доме проживает с 1980 года, приватизировал квартиру в 2010 году. С момента проживания в доме никакого капремонта не производилось. В 90-х годах и в настоящее время постоянно имел место прорыв труб горячего водоснабжения, стропила и кровля крыши испорчены грибком. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Администрации города Омска в судебное заседание не явился, представлен отзыв, в котором исковые требования не признает в полном объеме. Указав, что поскольку каждый конструктивный элемент дома имеет свой срок эксплуатации, в частности срок эксплуатации кровли из асбестоцементных листов и волнистого шифера составляет 30 лет, стропила и обрешетка деревянная - 50 лет, трубопровод канализации чугунной - 40 лет. Большинство квартир было приватизировано в тот период времени, когда не все элементы общего имущества, требовали замены. Администрация города Омска не может являться бывшим наймодателем, в части тех квартир, которые переданы гражданам в тот период времени, когда общее имущество не требовало замены. Считает, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома является порядок, определенный Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства».

Представитель ООО «ЖКХ «СЕРВИС» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежаще (л.д. 69).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками квартир расположенной в доме 13а по ул. Нефтезаводская в г. Омске и приживают в нем (л.д. 17, 18, 19, 20). Указанный дом находится на обслуживании ООО «ЖКХ «СЕРВИС».

Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).

В 2009 году ОАО «РОСЖЕЛДОРПРОЕКТ» филиал Омский ПИИ «ОМСКЖЕЛДОРПРОЕКТ» выполнено обследование жилого дома 13а по ул. Нефтезаводская в г.Омске. В результате проведенного обследования конструктивов здания сделан вывод о том, что рекомендуется внести спорный жилой дом в список региональной адресной программы на проведение капитального ремонта в г. Омске (л.д. 21-52).

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем.

С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст.158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст.158 ЖК РФ и ст.210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Судом также установлено, что спорный жилой дом построен в 1954 году. Срок эксплуатации в настоящее время составляет 57 лет. Приватизация жилых помещений в доме началась в 1992 году, то есть на указанный момент период эксплуатации дома составлял 38 лет). С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не проводился. ВСН 58-88р устанавливает срок эксплуатации элементов здания до капитального ремонта. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта спорного жилого дома, так как срок службы отдельных элементов здания истек до 1992 года. Таким образом, на момент приватизации первой квартиры дом уже требовал проведения капитального ремонта в части отдельных конструктивных элементов.

Сведений о проведении капремонта дома с момента ввода его в эксплуатацию ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта дома по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, выступает именно Администрация города Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи, с чем возлагает на нее обязанность выполнить такой ремонт.

Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года.

Вместе с тем, в соответствии с приложением № 3 ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации обследованных конструктивных элементов жилых зданий до капитального ремонта составляет: кровля из асбестоцементных листов и волнистого шифера - 30 лет, трубопроводов канализации чугунной - 40 лет, стропила и обрешетка крыши, деревянные - 50 лет. На момент приватизации первой квартиры в доме 13а по ул. Нефтезаводская в г. Омске срок минимальной эффективной эксплуатации вышеуказанных элементов не истек, поэтому суд считает обоснованным исключить из перечня работ по капитальному ремонту жилого дома работы по капитальному ремонту канализации, стропил и обрешетки деревянной.

В части предложения об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома в разумные сроки, суд с учетом мнения истцов, считает возможным проведение капитального ремонта до 01.01.2014, так как для проведения капитального ремонта необходимо выделение бюджетных средств, которое возможно лишь при соблюдении бюджетной процедуры, что требует значительного времени. Доказательств иного суду не представлено.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля В. подтвердила, что капитального ремонта в доме не было с 90-х годов. На тот момент дом уже нуждался в капитальном ремонте труб ГХВД, протекала кровля. Сейчас забита вентиляция, и дом часто затапливается горячей водой.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Остапенко П.Н. при подаче искового заявления оплатила 200 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 12.03.2012 г. (л.д. 2). Размер государственной пошлины исчислен, верно, иск удовлетворен, а потому указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № 13а по улице Нефтезаводская в городе Омске, за исключением капитального ремонта канализации, стропил и обрешетки, за счет средств соответствующего бюджета в срок до 01 января 2014 года.

Взыскать с Администрации города Омска в пользу Остапенко П.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (Двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:           И.И. Соснин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200