дело № 2-1273/2012 решение от 13.02.2012 по заявлению Артемьева В.Н.



Дело № 2-1273/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

            

13 февраля 2012 года г.Омск

Центральный районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Соснина И.И., при секретаре Новиковой Е.С., с участием прокурора Бегляровой Е.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Артемьева В.Н. об отмене решения Центральной окружной избирательной комиссии № 6 о регистрации кандидата,

У С Т А Н О В И Л:

В Центральный районный суд г.Омска поступило настоящее заявление Артемьева В.Н.

В обоснование заявленных требований в тексте заявления Артемьев В.Н. ссылается на те обстоятельства, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11. Центральной окружной избирательной комиссии № 6 31.01.2012 года в качестве кандидата в депутаты по тому же округу зарегистрирована Неклюдова Л.А. По сведениям заявителя, при регистрации Неклюдовой, избирательной комиссией в представленных кандидатом подписных листах не были зафиксированы нарушения и ошибки, допущенные при заполнении и оформлении листов, в том числе, связанные с указанием адреса места жительства сборщика подписей, избирателя, указания недостоверных сведений об избирателе, либо указание таких сведений не в полном объеме.

В связи с изложенным, просит суд отменить решение Центральной окружной избирательной комиссии № 6 по одномандатному избирательному округу № 11 о регистрации Неклюдовой Л.А. кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11.

В судебное заседание заявитель, его представитель не явились. Извещены судом надлежащим образом.

Председатель Центральной окружной избирательной комиссии № 6 Лопатина Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Пояснила, что Неклюдова Л.А. и Артемьев В.Н. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11, их регистрация проведена 31.01.2012 года. Для регистрации в качестве кандидата Неклюдовой 23.01.2012 года предоставлены подписные листы, состоящие из одной папки на 89 листах с 505 подписями избирателей. Избирательной комиссией проверены данные листы, в присутствии кандидата составлены ведомость проверки и итоговый протокол. По результатам проверки признаны недействительными 44 подписей по основаниям, указанным в ведомостях, что составило 8,7% от общего количества подписей. Отказ в регистрации кандидата возможен в случае выявления более 10% недостоверных подписей. Таким образом, оснований для отказа в регистрации Неклюдовой Л.А. не было, в связи с чем она зарегистрирован в качестве кандидата.

Также обратила внимание суда, что все выявленные комиссией замечания отражены в тексте заявления Артемьева В.Н., который, при этом, какие-либо фамилии лиц, чьи подписи не могут быть учтены, в тексте заявления в суд не указал.

Просит в удовлетворении заявления отказать.

Неклюдова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления.

Полагает, что избирательная комиссия должным образом проверила представленные подписи, обоснованно признала недействительными часть подписей, оснований для отмены ее регистрации нет.

Заслушав председателя Центральной окружной избирательной комиссии № 6, Неклюдову Л.А., заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд установил, что решением Центральной окружной избирательной комиссии № 6 от 31.01.2012 года № 47 Неклюдова Л.А. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11. Решением той же комиссии от 31.01.2012 года № 56 Артемьев В.Н. также зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 (л.д.________). Основанием для регистрации Неклюдовой явились результаты проверки представленных им подписей в количестве 505 на 89 листах, из которых Центральной окружной избирательной комиссии № 6 признаны недействительными 44 подписи, что отражено в протоколе проверки подписных листов от 27.01.2012 года (л.д.______). Составлены ведомости проверки подписных листов (л.д._____).

По результатам исследования материалов дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Вопросы реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 1 Закона).

Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов определен ст. 37 Закона, согласно которой в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.

Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования определяется согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом.

После окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют в двух экземплярах протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Каждый экземпляр протокола подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.

Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде.

Проверка представленных подписных листов, регистрация кандидата в депутаты осуществляется в порядке ст. 38 Закона, согласно которой регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.

По результатам проверки подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Недействительными признаются:

а) подписи избирателей, участников референдума, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;

б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме;

в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;

д) подписи избирателей, участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;

з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей;

и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом; наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичные правила предусмотрены положениями Закона Омской области от 7 июля 2003 г. N 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области».

В судебном заседании достоверно установлено, что Центральной окружной избирательной комиссией № 6 признано недостоверными 44 подписи в подписных листах, представленных Неклюдовой, что составило 8,7 от общего числа подписей.

Данное обстоятельство обоснованно послужило для избирательной комиссии основанием для регистрации Неклюдовой Л.А. в качества кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11.

В ходе рассмотрения дела судом исследованы подписные листы представленные данным кандидатом, оснований для признаний иных подписей недостоверными (недействительными) судом не установлено.

В своем заявлении Артемьев также не указывает конкретные нарушения, допущенные при заполнении избирательных листов, в связи с чем его доводы в указанной части не могут быть приняты судом во внимание.

В силу положений ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ст. 261 Кодекса, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Апелляционная жалоба на решение суда, частная жалоба на определение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесенные в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом указанных решения, определения.

Поскольку в судебном заседании доводы, по которым Артемьев настаивает на отмене регистрации кандидата, не нашли своего подтверждения, в удовлетворении заявления надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 245, 251 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Артемьеву В.Н. отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Центральной окружной избирательной комиссии № 6 по одномандатному избирательному округу № 11 от 31.01.2012 года № 47 о регистрации Неклюдовой Л.А. кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 5 дней путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Омска.

Судья             И.И. Соснин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200