Дело № 2-2712/12 по иску Васильковой Р.Г. к Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска



Дело № 2-2712/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2012 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова, при секретаре судебного заседания Е.П. Москаленко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильковой Р.Г. к Администрации города Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, взыскании судебных расходов,

установил

Василькова Р.Г. обратилась в суд с иском к Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, взыскании судебных расходов. В обоснование указала, что является собственником квартиры дома № 15, корпус В по улице Лукашевича в г. Омске. Указанный дом введен в эксплуатацию в 1974 году, находится в неудовлетворительном техническом состоянии - требуется капитальный ремонт, что подтверждается заключением от 06 февраля 2012 года ООО «Профи Плюс».

Просит возложить обязанность на ответчиков провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома № 15 корпус В по ул. Лукашевича в г. Омске за счет средств бюджета, без привлечения денежных средств собственников помещений в указанном доме в срок до 01 января 2013 года по видам работ согласно обследования строительных конструкций и инженерных систем здания, проведенному ООО «Профи Плюс» от 06 февраля 2013 года. Взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Истец Василькова Р.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель истца Цаплин А.Е., действующий по доверенности 55 АА 0469164 от 20 марта 2012 года (л.д. 6), в судебном заседании полностью поддержал заявленные исковые требования, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации г. Омска, Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Баланов О.Ю. № 02-24/5751 от 10 ноября 2011 года и № 32 от 06 октября 2010 года (л.д. 68, 69) в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Указал, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», то есть с участием всех собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме. Кроме того, указал, что в приложении № 3 ВСН 58-88(р) «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года №312, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации обследованных конструктивных элементов жилых зданий до капитального ремонта при благоприятных условиях эксплуатации. Жилой дом построен в 1974 году. Истцами не представлено подтверждающих документов о том, что на момент приватизации первой и последующих квартир имущество спорного дома требовало проведения капитального ремонта. Просил отказать в удовлетворении иска.

Третьи лица - Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, ЗАО «Левобережье» в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что истцу Васильковой Р.Г. принадлежит квартира <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

В материалы дела представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 15 В по улице Лукашевича в г. Омске от 05 марта 2012 года, которым принято решение о наделении полномочиями уполномоченного представителя собственников Васильковой Р.Г. по обращению в суд с исковыми требованиями о проведении капитального ремонта многоквартирного дома по ул. Лукашевича в г. Омске от имени собственников помещений, а также по представлению интересов собственников помещений (л.д. 139).

Согласно сведениям ДИО Администрации г. Омска жилой дом, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Лукашевича, д. 15 В, включен в состав муниципальной собственности г. Омска и в Реестр муниципального имущества г. Омска на основании Решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24 декабря 1992 года № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска». До передачи в муниципальную собственность указанный жилой дом числился за ПЖРЭУ № 2, расположенном по адресу: ул. Путилова, д. 7 В. В соответствии с требованиями действующего законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой указанный жилой дом исключен из Реестра и в состав муниципальной казны г. Омска включены неприватизированные жилые помещения, расположенные в жилом доме. На текущий момент в Реестре учитывается три квартиры, находящиеся в указанном домостроении (л.д. 76).

Согласно ст. 681 ГК РФ, капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 года № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).

Статья 158 ЖК РФ предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Данных о том, что на момент передачи домов в муниципальную собственность составлялись какие-либо передаточные акты, проводились сверки не представлено.

Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживает истец, действительно возникла у его первого собственника до приватизации квартир жильцами. Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта.

Судебным разбирательством установлено и подтверждается материалами дела, что спорный жилой дом построен в 1974 году.

Согласно заключению ООО «Профи Плюс» от 2012 года, все электрооборудование (ВРУ, щитки и т.д.) морально и физически устарело и не отвечает требованиям действующих норм. Срок службы проводки более 38 лет, что значительно превышает нормативный срок службы (25 лет). Состояние системы электроосвещения и электрооборудования - ограниченно работоспособное. Рекомендуется замена всего электрооборудования (ВРУ, этажные щитки, понижающий трансформер). Осветительная арматура, электроустановочные изделия, стальные трубы магистралей и стояков, этажные ответвительные коробки, алюминиевые провода, кабели подлежат демонтажу и замене на новые, отвечающие действующим нормам.

Состояние магистральных трубопроводов, стояков ограниченно работоспособное - имеет место коррозия трубопроводов. Изоляция магистральных трубопроводов частично отсутствует.

Состояние системы водоотведения - ограниченно работоспособное, несмотря на то, что срок эксплуатации водоотведения здания составляет 38 лет, внешнее рабочее состояние трубопроводов и сборного коллектора не соответствует действующим нормам (л.д. 9-50).

Данное заключение составлено на основании лицензии на право выполнения работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений.

Суду, стороной ответчика не представленного каких-либо контратчетов о состоянии дома на момент первых приватизаций, не приведено доказательств проведения как текущего, так и капитального ремонтов дома с момента ввода дома в эксплуатацию, не заявлено о проведении государственной экспертизы отчета специалиста, выводы специалиста не опровергнуты, иные специалисты не приглашены, акты обследования дома не представлены, таким образом с учетом представленной совокупности доказательств суд приходит к выводу, что стороной ответчика Администрации г. Омска не приведено доказательств, опровергающих позицию стороны истца о том, что дом требовал выборочного капитального ремонта по состоянию на 1992-1993 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению выборочного капитального ремонта дома № 15 корпус В по ул. Лукашевича в г. Омске, по отношению к собственникам приватизировавшим квартиры в спорном доме, которые поддержали заявленный иск, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи, с чем возлагает на нее обязанность, выполнить такой ремонт.

Согласно Приложению № 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

В силу п. 5.1, 5.2., 5.8. ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Из Приложения № 3 ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) трубопроводов горячей и холодной воды (газовых черных труб) -15 лет, отопление радиаторы чугунные при открытой схеме -15 лет, вводно-распределительные устройства - 20 лет, кровля из асбестоцементных листов и волнистого шифера - 30 лет, стропила и обрешетка деревянная - 50 лет, трубопроводов канализации чугунной - 40 лет и.т.д.

С учетом года возведения здания - 1974 год, периода возникновения долевой собственности - 1992-1993 года, приема дома в муниципальную собственность, параметров, указанных в Приложении № 3 к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в заключении, суд приходит к выводу, что на ответчика необходимо возложить обязанность по капитальному ремонту в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, в данном случае превысил 18-19 лет.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 13 августа 1980 г. № 424 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки перспективных и годовых планов капитального ремонта жилищного фонда» утверждена указанная Инструкция, согласно п. 1.4 которой предусмотрено, что выборочный капитальный ремонт - это ремонт отдельных элементов здания, выполняемый по всему зданию или его части (этаже, секции, группе жилых помещений). При выборочном ремонте производятся замена или восстановление одного или нескольких видов конструкций, инженерных систем и других элементов здания (кроме замены перекрытий). При производстве выборочного ремонта эксплуатация здания, как правило, не прекращается.

Оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта иных элементов здания у суда не имеется.

В части предложения обеими сторонами об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома до 31 декабря 2013 года, суд с учетом согласия истца - собственников общего имущества в многоквартирном доме, считает возможным проведение капитального ремонта в указанные сроки.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истец Василькова Р.Г. заявила ходатайство о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 05 апреля 2012 года (л.д. 3).

Суд считает данное требование подлежащим удовлетворению в части, поскольку исковые требования удовлетворены частично и взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Васильковой Р.Г. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Омска произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № 15 по улице Лукашевича в городе Омске, а именно: герметизированные стыки; системы водоотвода с заменой водосточных труб и мелких покрытий по фасаду из оцинкованной стали; замена входных дверей на лестничную клетку; внутренняя отделка; трубопроводов холодной воды из газовых черных труб с заменой задвижек, вентилей и водомерного узла; трубопроводов горячей воды из газовых черных труб при открытых схемах теплоснабжения с заменой задвижек и вентилей, пробковых кранов, скоростного водонагревателя и изоляцией трубопровода; домовых магистралей отопления при открытых схемах с заменой задвижек, вентилей, трехходовых кранов и изоляцией трубопроводов; сети дежурного освещения мест общего пользования; внутридомовых магистралей и распределительных щитков, заменой электроприборов (штепсельных розеток, выключателей) в срок до 31 декабря 2013 года.

Взыскать с Администрации города Омска в пользу Васильковой Р.Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200