Дело № 2-2706/12 по иску Львовой Т.А., Едапиной И.И. к Администрации г. Омска



Дело № 2-2706/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2012 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова, при секретаре судебного заседания Е.П. Москаленко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Львовой Т.А., Едапиной И.И. к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, взыскании судебных расходов,

установил

Львова Т.А., Едапина И.И. обратились в суд с иском к Администрации г. Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, взыскании судебных расходов. В обоснование требований указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме № 2 по улице Яковлева в г. Омске и проживают по указанному адресу. Согласно технического паспорта дом пятиэтажный, панельный, четырехподъездный, сдан в эксплуатацию в 1977 году. В настоящее время общее имущество собственников помещений в многоквартирном дома находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается заключением по результатам обследования технического состояния дома, выполненному ЗАО «СМТ № 3» в 2009 году. Общий физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования домов составляет более 61 %, что создает угрозу для безопасности проживания граждан в данном доме.

Просят признать Администрацию г. Омска обязанной провести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. Яковлева, д. 2 в части общего имущества за счет средств бюджета г. Омска в срок до 15 сентября 2013 года, а также взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Впоследствии заявленные требования в порядке положений ст. 39 ГПК РФ истцы уточнили, просили возложить обязанности на Администрацию города Омска произвести выборочный капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № 2 по улице Яковлева в городе Омске за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 15 сентября 2013 года, в виде работ по капитальному ремонту следующих элементов здания: герметизированных стыков панелей наружных стен мастиками отверждающимися; дверных входных заполнений: входных на лестничную клетку; внутренней отделки - окраски в помещениях полуводными (эмульсионными) составами, окраски лестничных клеток полуводными (эмульсионными) составами, окраски безводными составами (масляными, алкидными красками, эмалями, лаками и др.) стен, потолков, столярных изделий полов, радиаторов, трубопроводов, лестничных решеток; инженерного оборудования - водопровода и канализации: трубопроводов холодной воды из газовых черных труб, водоразборных и туалетных кранов; задвижек и вентилей из чугуна, водомерных узлов; горячего водоснабжения - трубопровода горячей воды из газовых оцинкованных труб (газовых черных труб) при закрытых схемах теплоснабжения, смесителей, полотенцесушителей из черных труб, задвижек и вентилей из чугуна, изоляции трубопроводов, скоростных водонагревателей; центрального отопления – задвижек, вентилей, трехходовых кранов, изоляции трубопроводов; электрооборудования – сети дежурного освещения мест общего пользования, сети освещения помещений производственно-технического назначения, электроприборов (штепсельные розетки, выключатели и т.п.); отмосток, асфальтобетонного (асфальтового покрытия проездов, тротуаров. Взыскать с ответчика в пользу Львовой Т.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Определением суда от 10 апреля 2012 года с учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица привлечены – Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.

Истец Львова Т.А. и представитель истца Новокрещенова О.Б. по устному ходатайству в судебном заседании поддержали исковые требования, просили удовлетворить их в полном объеме.

Истец Едапина И.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление в котором просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила об удовлетворении заявленных требований (л.д. 131).

Представитель ответчика Администрации г. Омска Бруева Е.А., действующая по доверенности № УД-01-02-24/176 от 23 января 2012 года (л.д. 117), исковые требования не признала. Поддержала доводы представленного ей письменного отзыва, из которого следует, что ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», установлено, что при приватизации гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Согласно документов, имеющихся в материалах гражданского дела, квартиры были переданы гражданам в собственность во время действия первоначальной редакции Закона РСФСР от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (в настоящее время Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»). На момент передачи первой квартиры в собственность граждан в порядке приватизации (1992 год) срок эксплуатации общего имущества составил лишь 15 лет. Истцами не представлено подтверждающих документов о том, что на момент приватизации первой и последующих квартир имущество спорного дома требовало проведения капитального ремонта.

Согласно ВСН 58-88(р) продолжительность эксплуатации здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет.

Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации обследованных конструктивных элементов жилых зданий до капитального ремонта при благоприятных условиях эксплуатации определена в приложении № 3 ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 и составляет:

- вводно-распределительные устройства - 20 лет,

- кровля из асбестоцементных листов и волнистого шифера - 30 лет,

- стропила и обрешетка деревянная - 50 лет,

- трубопроводов канализации чугунной - 40 лет и.т.д.

Большинство квартир было приватизировано в тот период времени, когда элементы общего имущества не требовали замены.

В настоящее время капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома выполняется в рамках действующего законодательства в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.

Согласно нормам ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В силу ст. 39 ЖК РФ собственники квартир многоквартирного дома самостоятельно несут расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии со ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления имеют лишь право представлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Федеральный Закон № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» предусматривает, что обязательным условием проведения капитального ремонта является решение общего собрания собственников многоквартирного дома о финансировании не менее чем 5 % от общего объема средств, предоставляемых на проведения капитального ремонта многоквартирного дома. При наличии основных условий, необходимых для включения многоквартирного дома в адресную программу и исходя из рейтинга многоквартирных домов составленного по сумме баллов, с учетом средств долевого финансирования за счет всех источников финансирования, многоквартирный дом № 2 по ул. Яковлева в г. Омске может быть включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках адресной программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме за необоснованностью заявленных требований.

Третьи лица - Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судебным разбирательством установлено, что истцу Львовой Т.А. принадлежит 1/3 доля общей совместной собственности <адрес> на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Истцу Едапиной И.И. принадлежит <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

В материалы дела представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 2 по улице Яковлева в г. Омске в форме очного голосовая от 31 марта 2012 года, которым принято решение о делегировании Львовой Т.А., Едапиной И.И. полномочий, как представителю собственников помещений в указанном доме, на обращение в суд с иском к органам местного самоуправления о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (л.д. 7).

Согласно сведениям ДИО Администрации г. Омска в реестре муниципального имущества города Омска учитывался жилой дом № 2 по улице Яковлева в г. Омске, включенный в состав муниципальной собственности города Омска на основании Решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24 декабря 1992 года № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска». До передачи в муниципальную собственность домостроение числилось за ПЖРЭУ № 2, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Волочаевская, д. 15 В.

Министерством регионального развития РФ письмом от 20 декабря 2006 года № 14316-РМ/07 даны разъяснения, что учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества или бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей и иной организации следует считать правомерным.

По данным Управления Росреестра по Омской области и ГП «ОЦТИиЗ» проведена инвентаризация на выявление приватизированных жилых помещений. В результате инвентаризации жилой дом исключен из Реестра, в Реестр включены неприватизированные жилые помещения, на текущий момент объектом учета в Реестре является 1 жилое помещение (л.д. 118).

Согласно ст. 681 ГК РФ, капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 года № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил, ст. 158 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно возникла у его первого собственника до приватизации квартир жильцами. Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Судебным разбирательством установлено и подтверждается материалами дела, что спорный жилой дом построен в 1977 году.

Данных о том, что на момент передачи домов в муниципальную собственность составлялись какие-либо передаточные акты, проводились сверки не представлено.

Согласно заключению ЗАО «Строительно-монтажный трест № 4» от 2009 года, для обеспечения полноценного функционирования здания и исключения опасности повреждения общего и личного имущества необходимо произвести полную замену шиферной кровли с заменой примыканий к стенам и стойкам антенн, восстановление вентиляционных каналов, произвести капитальный ремонт лежаков систем холодного и горячего водоснабжения, отопления и канализования сточных вод, выполнить капитальный ремонт системы электроснабжения с заменой ВРУ, магистральных внутридомовых кабельных разводок с учетом новых нормативных требований, восстановить водоподогреватели, установить узел учета тепловой энергии (л.д. 30).

Данное заключение составлено на основании лицензии на право выполнения работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений.

Суду стороной ответчика не представленного каких-либо иных сведений о состоянии дома на момент первых приватизаций, не приведено доказательств проведения как текущего, так и капитального ремонтов дома с момента ввода дома в эксплуатацию, не заявлено о проведении государственной экспертизы отчета специалиста, выводы специалиста не опровергнуты, иные специалисты не приглашены, акты обследования дома не представлены, таким образом с учетом представленной совокупности доказательств суд приходит к выводу, что стороной ответчика Администрации г. Омска не приведено доказательств, опровергающих позицию стороны истца о том, что дом требовал выборочного капитального ремонта по состоянию на 1992-1993 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению выборочного капитального ремонта дома № 2 по ул. Яковлева в г. Омске, по отношению к собственникам приватизировавшим квартиры в спорном доме, которые поддержали заявленный иск, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи, с чем возлагает на нее обязанность, выполнить такой ремонт.

Согласно Приложению № 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

В силу п. 5.1, 5.2., 5.8. ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Из Приложения № 3 ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) трубопроводов горячей и холодной воды (газовых черных труб) -15 лет, отопление радиаторы чугунные при открытой схеме -15 лет, вводно-распределительные устройства - 20 лет, кровля из асбестоцементных листов и волнистого шифера - 30 лет, стропила и обрешетка деревянная - 50 лет, трубопроводов канализации чугунной - 40 лет и.т.д.

С учетом года возведения здания – 1977 год, периода возникновения долевой собственности – 1992-1993 года, приема дома в муниципальную собственность, параметров, указанных в Приложении № 3 к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в заключении, суд приходит к выводу, что на ответчика необходимо возложить обязанность по капитальному ремонту в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, в данном случае превысил 15 лет. При этом ВСН 58-88 (р) в отдельных случаях предусматривает продолжительность эксплуатации ряда элементов жилых зданий до капремонта не более 8-10 лет.

К элементам здания, подлежащих капитальному ремонту суд относит: герметизированные панельные стыки, входные дверные заполнения на лестничные клетки, внутренняя отделка, водопровод и канализация, трубопроводы холодной воды, водоразборные и туалетные краны, водомерные узлы, задвижки и вентили из чугуна, водомерные узлы, трубопроводы горячей воды, полотенцесушители, изоляция трубопроводов, скоростные водонагреватели, задвижки, вентили и трехходовые краны домовых магистралей, сеть дежурного освещения мест общего пользования, сети освещения помещений производственно-технического назначения, электропроводы, отмостка.

При вынесении решения суд учитывает, что на момент возникновения долевой собственности (1992-1993 г.г) фактический срок службы элементов жилого здания составлял только 15-16 лет.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 13 августа 1980 г. № 424 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки перспективных и годовых планов капитального ремонта жилищного фонда» утверждена указанная Инструкция, согласно п. 1.4 которой предусмотрено, что выборочный капитальный ремонт - это ремонт отдельных элементов здания, выполняемый по всему зданию или его части (этаже, секции, группе жилых помещений). При выборочном ремонте производятся замена или восстановление одного или нескольких видов конструкций, инженерных систем и других элементов здания (кроме замены перекрытий). При производстве выборочного ремонта эксплуатация здания, как правило, не прекращается.

Оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта иных элементов здания у суда не имеется.

Требования о возложении обязанности по ремонту асфальтового покрытия проездов и тротуаров не подлежат удовлетворению, поскольку на момент вступления в силу Закона РФ«О приватизации жилищного фонда в РФ» асфальт к общему имуществу собственников помещений многоквартирных жилых домов не относился, Впервые это было предусмотрено с момента вступления в силу ЖК РФ.

В связи с изложенным ст. 16 указанного выше Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» на асфальт не распространяется.

В части предложения обеими сторонами об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома до 15 сентября 2013 года, суд с учетом согласия истца – собственников общего имущества в многоквартирном доме, считает возможным проведение капитального ремонта в указанные сроки.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Ввиду частичного удовлетворения требований истца, суд по правилу ст. 98 ГПК РФ взыскивает с администрации г. Омска в пользу Львовой Т.А. как лица, оплатившего государственную пошлину 190 рублей, отказывая в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Львовой Т.А., Едапиной И.И. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Омска произвести выборочный капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № 2 по улице Яковлева в городе Омске за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 15 сентября 2013 года, в виде работ по капитальному ремонту следующих элементов здания: герметизированных стыков панелей наружных стен мастиками отверждающимися; дверных заполнений: входных на лестничных клетках; внутреннней отделки - окраски в помещениях полуводными (эмульсионными) составами, окраски лестничных клеток полуводными (эмульсионными) составами, окраска безводными составами (масляными, алкидными красками, эмалями, лаками и др.) стен, потолков, столярных изделий полов, радиаторов, трубопроводов, лестничных решеток; инженерного оборудования - водопровода и канализации, а именно, трубопроводов холодной воды из газовых черных труб, водоразборных и туалетных кранов; задвижек и вентилей из чугуна, водомерных узлов; горячего водоснабжения - трубопровода горячей воды из газовых оцинкованных труб (газовых черных труб) при закрытых схемах теплоснабжения, смесителей, полотенцесушителей из черных труб, задвижек и вентилей из чугуна, изоляции трубопроводов, скоростных водонагревателей; центрального отопления – задвижек, вентилей, трехходовых кранов, изоляциия трубопроводов; электрооборудования – сети дежурного освещения мест общего пользования, сети освещения помещений производственно-технического назначения, электроприборов (штепсельные розетки, выключатели и т.п.); отмосток.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Администрации города Омска в пользу Львовой Т.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 190 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200