Дело № 2-1777/2012 Р е ш е н и е Именем Российской Федерации 23 апреля 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре судебного заседания Новиковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Предко Е.М. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании недействительным постановления Администрации города Омска, предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, установил: Предко Е.М. обратилась в суд с иском к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. В обоснование иска указала, что с семьей в составе четырех человек: она, ее дочь Григоренко Е.В. и внуки П.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.К.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают в однокомнатной квартире <адрес>. Занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания актом межведомственной комиссии от 29.05.2009 года №. Постановлением Мэра города Омска от 29.12.2007 года № 994-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» дом, в котором они проживают, включен в перечень жилых домов, подлежащих сносу, установлен срок для расселения - до 30 ноября 2008 года. Однако до настоящего времени другое жилое помещение не представлено, проживать в аварийном доме невозможно, так как дом относится к категории непригодного для дальнейшего проживания. Срок переселения граждан из указанного дома неоднократно и необоснованно переносился постановлениями Мэра города Омска. Каких-либо мер для расселения из указанного дома ответчиком не принято. Ссылаясь на ст.ст. 15, 57, 60, 85, 86 ЖК РФ, просит обязать Администрацию города Омска предоставить жилое помещение - благоустроенную квартиру площадью не менее 72 кв.м., исходя из нормы предоставления 18 кв.м. на человека. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент жилищной политики Администрации г. Омска. В судебном заседании истец Предко Е.М. исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила, просила признать недействительным пункт Постановления Администрации города Омска от 05.08.2009 года № 616 «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части срока расселения граждан из жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, до 31.12.2013 года. Обязать Администрацию г. Омска предоставить по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 33,0 кв.м., жилой площадью не менее 23,8 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, находящиеся в черте населенного пункта г. Омск. В судебном заседании представитель Администрации города Омска, Департамента жилищной политики Администрации города Омска Гончарова Е.Ю., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. Пояснила, что действительно Постановлением Мэра г. Омска от 29 декабря 2007 года № 994-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» (с изменениями) срок расселения многоквартирного дома по адресу: <адрес> в настоящее время продлен до 31 декабря 2013 года. Причиной переноса срока расселения явилось отсутствие финансовых средств для предоставления жилья жителям указанного дома. Факт нахождения дома в непригодном для проживания состоянии не оспаривала. Просит в иске отказать. Третье лицо Григоренко Е.В. в судебном заседании участия не принимала, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В соответствии с распоряжением Мэра г. Омска от 24 марта 2006 г. № 93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. № 153) ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. В судебном заседании установлено, что 30 июля 1991 истцу Предко Е.М. выдан ордер № на жилое помещение - однокомнатную квартиру <адрес> общей площадью 33,0 кв.м., жилой - 23,8 кв.м. Из ордера следует, что жилое помещение предоставлено на семью из двух человек: истца и ее дочь П.Е.В. Из технического паспорта жилого помещения (квартиры) <адрес> от 11.04.2008 года следует, что квартира имеет жилую площадь 23,8 кв.м., общую - 33,0 кв.м. Согласно копии лицевого счета, выданной 15.02.2012 года ООО «Управляющая компания «Жилищник 9», в указанной выше квартире зарегистрированы: истец Предко Е.М. (основной квартиросъемщик), ее дочь Григоренко Е.В. и внуки П.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Г.К.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании заключения межведомственной комиссии года Омска по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 29.05.2009 года № жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. На основании данного заключения Мэром г. Омска 29 декабря 2007 года издано постановление № 994-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», в котором в перечне жилых домов также указан жилой дом <адрес>, в котором проживает истец. В первоначальной редакции указанного постановления департаменту жилищной политики Администрации города Омска было указано в срок до 30 ноября 2008 года предложить гражданам, проживающим в жилых домах, жилые помещения для расселения. В дальнейшем в данное постановление внесены изменения (12 февраля 2009 года, 30 декабря 2009 года, 13 января 2012 года), согласно которым срок расселения граждан, проживающих в указанном доме, трижды переносился; в настоящее время указанный срок продлен до 31 декабря 2013 года. На основании критериев СП-13-102-2003 недопустимое состояние - это категория технического состояния строительных конструкций, здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания в здании людей. Акт межведомственной комиссии со ссылкой на недопустимое техническое состояние строения составлен с учетом заключения проектного центра «Сибпроект» о техническом состоянии вышеуказанного жилого дома. Факт нахождения жилого дома <адрес> в непригодном для проживании состоянии ответчиками в судебном заседании не оспаривается. Принимая во внимание заключение межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции 29.05.2009 года, согласно которому многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого Постановления в части, касающейся переноса на более поздний срока расселения многоквартирного дома - до 31.12.2013 года. Предоставление истцу иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. При этом суд исходит из того, что состояние дома является аварийным, не соответствующим требованиям нормативно-технической документации, представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан, дом подлежит немедленному расселению. Затягивание, путем неоднократного переноса сроков сноса дома, расселения жильцов из жилых помещений, в которых проживание опасно, может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей. С учетом изложенного судом установлено, что дом № в квартире которого (№) проживает истец, является непригодным для проживания, аварийным; не соответствует требованиям нормативно-технической документации, проживание и нахождение людей в данном доме создает угрозу их жизни и здоровью, дом подлежит расселению. При этом ссылка представителя ответчиков она то, что основанием для перенесения сроков расселения жителей указанного дома является недостаточность финансовых средств для приобретения (предоставления) иного жилья, является несостоятельной. Доказательств, свидетельствующих о наличии фактов, дающих основание для указанного переноса срока, ответчиком в судебное заседание не представлено. В силу положений ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Обязанность предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, жилых помещений лежит на органах местного самоуправления. Указанное положение также предусмотрено п. 13 ст. 20.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и ЖК РФ. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире. Частью 5 ст. 15 ЖК РФ установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Из приведённых положений закона следует, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определённого жилого помещения. Суд полагает, что предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. При этом, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию г. Омска обязанности по предоставлению истцу и членам ее семьи взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другого благоустроенного жилого помещения - квартиры на состав семьи из четырех человек, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, состоящее из одной комнаты, жилой площадью не менее 23,8 кв.м., общей площадью не менее 33,0 кв.м, находящееся в черте населённого пункта город Омск. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать недействительным пункт Постановления Администрации города Омска от 05.08.2009 года № 616 «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части срока расселения граждан из жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, до 31.12.2013 года. Обязать Администрацию г. Омска принять меры по незамедлительному предоставлению Предко Е.М. на состав семьи четыре человека по договору социального найма в связи со сносом жилого помещения взамен занимаемого, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам, общей площадью не менее 33,0 кв.м., жилой площадью не менее 23,8 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, находящиеся в черте населенного пункта г. Омск. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья