Дело №2-2354/2012 Решение по делу от 23.05.2012 по иску Степановой о предоставлении места в МДОУ.



Дело № 2-2354/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2012 года        город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Ковальской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Ю.В. к департаменту образования Администрации города Омска, Администрации города Омска о возложении обязанности предоставить ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

у с т а н о в и л :

Степанова Ю.В. обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего ребенка. В обоснование исковых требований указала, что является матерью Степанова К.В., 14.07.2009 года рождения. 20.05.2010 года её ребёнок был поставлен на очередь для получения путевки в муниципальное дошкольное учреждение в комиссии по комплектованию МДОУ по ЦАО г.Омска и зарегистрирован в книге учета будущих воспитанников в МДОУ № 339 Кировского административного округа. Однако, до настоящего времени ребенку место в МДОУ не предоставлено. Просит обязать Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации г. Омска предоставить Степанову К.В., 14.07.2009 года рождения, место в МДОУ г. Омска, а именно: в детском саду № 339, 359, 341, 122, 176, 355, 169, 397, 211,183, 198 Кировского АО г.Омска либо другой детский сад Кировского АО г. Омска.

В судебном заседании истец Степанова Ю.В., действующая в интересах несовершеннолетнего ребенка, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указала, что ребенку почти 3 года, а место в детском саду до настоящего времени не предоставлено. Ей необходимо выходить на работу, но она не может этого сделать, так как не с кем оставить ребенка. Просит удовлетворить иск, так как её ребенок остро нуждается в предоставлении места в детском саду.

Представитель истца Дьякова Ю.С., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, исковые требования просила удовлетворить, указывая на нарушение ответчиками прав несовершеннолетнего ребёнка.

В судебном заседании представители ответчиков Администрации г. Омска, департамента образования Администрации г. Омска участия не принимали. Извещены надлежащим образом. Представлены письменные отзывы, согласно которым оснований для удовлетворения исковых требований нет, так как перед ребенком истца в Книге учета будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений зарегистрированы и не определены дети, вставшие на очередь ранее, в том числе дети, относящиеся к льготной категории граждан и имеющий право на первоочередное поступление в дошкольное учреждение. В случае предоставления места ребенку истца в дошкольное образовательное учреждение нарушаются права детей, вставших на очередь ранее, а также права детей, которые имеют первоочередное предоставления места в дошкольном учреждении.

Выслушав истца и её представителя, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что истец Степанова Ю.В. является матерью Степанова К.В., 14.07.2009 года рождения, отцом ребенка является Степанов В.Н. (л.д. 7).

Согласно уведомлению Степанов К.В. 20.05.2010 зарегистрирована в «Книге учета будущих воспитанников», регистрационный номер № 807, льгот не имеет. Повторное посещение комиссии апрель 2012 года (л.д. 6).

Пунктом 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Решением Омского городского Совета от 29.07.2011 № 413 «О департаменте образования Администрации города Омска» утверждено Положение о департаменте образования.

В соответствии с п. 3 указанного Положения департамент образования наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, в установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы со своим наименованием, факсимиле директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде.

В соответствии с подпунктом 2 п. 18 Положения в сфере управления муниципальной системой образования города Омска департамент образования организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Омской области; организует предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Омска, а также организует отдых детей в каникулярное время.

В соответствии с п. 19 Положения в сфере планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью подведомственных муниципальных учреждений Департамент образования в соответствии с муниципальными правовыми актами города Омска осуществляет отдельные функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных и иных учреждений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и другими нормативно правовыми актами РФ.

Согласно п. 3 ст. 18 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании» от 10.07.1992 для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Согласно ст. 16 Закона РФ «Об образовании» общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются указанным законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Правила приема в муниципальные образовательные учреждения всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня, должно обеспечиваться при приеме граждан на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

В соответствии с пунктом 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе.

Согласно п. 5 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденного Приказом департамента образования Администрации г. Омска от 18.04.2011 № 86 «О комплектовании муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования» - Приложение № 1 к Приказу, постановка детей на очередь в учреждение осуществляется комиссией путем регистрации детей в единой книге учета будущих воспитанников учреждений.

Прием в учреждение осуществляется на основании путевки, выданной комиссией, медицинского заключения и (или) заключения психолого-медико-педагогической комиссии, копии свидетельства о рождении ребенка, паспорта одного из родителей (законных представителей).

В соответствии с п. 7, 9, 10 указанного Положения при выдаче путевки в учреждение комиссия учитывает дату регистрации ребенка в книге учета, возраст ребенка на момент регистрации в книге учета.

Право на внеочередное и первоочередное определение детей в Учреждение имеют льготные категории граждан, определенные действующим законодательством согласно приложению № 9, приложению № 10 к Приказу № 86.

Право на первоочередное определение в Учреждение имеют дети работающих одиноких родителей, дети педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, а также дети медицинских работников и обслуживающего персонала муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Под одиноким родителем для целей настоящего приказа понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке, при условии (для матери), если сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении ребенка внесены на основании заявления матери либо такие сведения отсутствуют.

В соответствии с п. 2 указанного Положения родители (законные представители) имеют право выбора дошкольного учреждения с учетом способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

В силу ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ от 15.05.2006 № 5-П положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ст. 38 Конституции, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Указанное свидетельствует о том, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботится о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции).

Содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым получая финансовое обеспечение семьи, в том числе малолетнего ребенка.

Из Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П следует на прямое указание на то, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Согласно п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 № 4-П в соответствии с Конституцией РФ политика РФ как правового и социального государства - исходя из ответственности пере нынешним и будущим поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.

В письме Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 за № 03-1883 содержатся методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, согласно которым система дошкольного образования рассматривается как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности.

Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Степанов К.В., 14.07.2009 года рождения, зарегистрирована в книге учета будущих воспитанников 20.05.2010 в возрасте 10 месяцев. Права на внеочередное (льготное) предоставление места в МДОУ не имеет. Доказательств обратного истец суду не представил.

На момент рассмотрения дела в суде возраст Степанова К.В. составляет 2 года 10 месяцев. С момента постановки на очередь прошло два года, что свидетельствует об отсутствии разумности сроков предоставления места в детском саду.

В соответствии со ст. 56-57 ГПК РФ ответчиками каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Администрацией г. Омска предпринимаются какие-либо меры по решению данного вопроса, а именно: увеличение количества мест, количества групп в МДОУ, строительство новых МДОУ, либо иных мер, направленных для улучшения указанной ситуации, в судебное заседание не представлено.

Собранные по делу доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что заявленные истцом требования о возложении обязанности по предоставлению Степанову К.В. места в МДОУ г. Омска являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом надлежащим ответчиком суд считает Администрацию г. Омска. Указание конкретного номера МДОУ суд полагает излишним, так как уже было указано выше, право выбора МДОУ родителями обусловлено только учетом способностей детей, состояния их здоровья и уровня физического развития, кроме того, нормами действующего законодательства не предусмотрено предоставление места в МДОУ, расположенном непосредственно вблизи месте жительства ребенка или места работы его родителей (законных представителей).

Кроме того, ответчиками в материалы дела представлены сведения о том, что МДОУ указанные истцом полностью укомплектованы. Доводы ответчиков о том, что при удовлетворении заявленных истцом требований будут нарушены права других родителей, вставших на очередь ранее, чем истец, являются необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Администрацию города Омска предоставить Степанову К.В., 14 июля 2009 года рождения, место в Муниципальном образовательном учреждении дошкольного образования г. Омска.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья          Е.А. Вагнер

-32300: transport error - HTTP status code was not 200