Дело № 2-2235/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 мая 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А., при секретаре судебного заседания Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серековой О.В. к Администрации г. Омска, Правительству Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношения Омской области об обязании включить во внеочередной список, о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, у с т а н о в и л : Серекова О.В. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением. В обоснование иска указала, что её отец Сереков В.Ф. умер 11.10.1995, мать Серекова Н.В. с августа 1998 года безвестно отсутствует и решением Любинского районного суда от 08.07.2002 признана безвестно отсутствующей. 15.05.2000 Постановлением Администрации Октябрьского АО г. Омска № 558 она была определена в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» на полное государственное обеспечение, где фактически находилась в период с 23.05.2000 по 01.09.2002. В последующем поступила в Омский педагогический колледж. Благоустроенное жилое помещение по окончанию учебы ей не представлено, закрепленного жилого помещения не имеет. В настоящее время она не работает, занимается воспитанием несовершеннолетнего сына Серекова А.К., 19.03.2010 года рождения, проживает совместно с сыном у друзей, зарегистрирована по адресу: <адрес>. О том, что она имеет права на льготное, внеочередное получение жилого помещения ничего не знала, и только после рождения ребенка обратилась в прокуратуру с заявлением о решении жилищной проблемы. Согласно ответу прокуратуры от 28.12.2010 № 283 ж-2010 БОУ «Любинский детский дом» не принимал ни каких мер по выяснению наличия у неё на праве собственности жилого помещения и не принимал ни каких мер для её постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В адрес БОУ «Любинский детский дом» вынесено представление об устранении нарушений, однако, каких-либо действий со стороны БОУ «Любинский детский дом» не последовало. В связи с тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного жилого помещения, возможно установить только место временного пребывания, временную регистрацию в г. Омске. В период обучения в Омском педагогическом колледже она проживала в г. Омске, в настоящий момент так же проживает в г. Омске. В конце 2011 она обратилась в Администрацию г. Омска, департамент жилищной политики Администрации г. Омска с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 18.01.2012 её приняли на учет и включили в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Во внеочередной список её не поставили. Согласно ответу департамента жилищной политики она утратила право на внеочередное обеспечение жилой площадью. Считает отказ незаконным, нарушающим её права, так как она не была поставлена на учет не по её вине. Считает, что сам факт наличия у неё соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется. Со ссылкой на ст. 40 Конституции Российской Федерации, просит суд обязать департамент жилищной политики Администрации города Омска и Министерство образования Омской области включить её в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений; обязать правительство Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение на семью из двух человек во внеочередном порядке за счет средств, выделяемых на эти нужды (л.д. 4-7). В судебном заседании Серекова О.В., её представитель Суковых С.Н., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, поддержали исковые требования в полном объеме. Указали, что истец не знала о наличии права на внеочередное получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот. Считают, что на основании действующего законодательства самого факта того, что истец является сиротой, достаточно для предоставления жилого помещения. Представитель ответчика Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации города Омска в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщили, не ходатайствовали об отложении разбирательства дела, отзыв не представили. Представитель ответчика Правительства Омской области в судебное заседание не явилась. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 73). Представлено заявлено с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 43), представлены возражения, согласно которым в соответствии с Законом № 159-ФЗ правовые основания для обеспечения истца органами исполнительной власти Омской области по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм отсутствуют, так как не представлено доказательств постановки ее на учет граждан нуждающихся в жилом помещении по достижении возраста 18 лет. Обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к компетенции Министерства образования Омской области в соответствии с подп. 4 п.7, п.23 п.8 Положения о Министерстве образования Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 № 63. Кроме того, Министерство образования Омской области также осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм указанной категории граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Следовательно, реализация такой социальной меры влечет расходование средств в объемах, предусмотренных соответствующим бюджетом субъекта. Расходы на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан предусмотрены Законом Омской области от 22.11.2011 № 1403-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования Омской области. Согласно п. 14 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (Закон Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ) состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области. В силу п. 2 Порядка обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей находящихся под опекой, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 № 56-п, уполномоченными органами исполнительной власти Омской области являются Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Правительство Омской области является ненадлежащим ответчиком. Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истца Правительством Омской области, не представлено. Просит отказать в удовлетворении иска (л.д. 35-38). Представитель ответчика Министерства образования Омской области Гальцов В.В., действующий на основании доверенности от 25.01.2012, действительной сроком три года (л.д. 32), с исковыми требованиями не согласился, указав, что истец до исполнения ею 18 летнего возраста не была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Не встала она на учет и до достижения 23 лет. Была поставлена на учет лишь в 2012, когда ей исполнилось 28 лет. Просил отказать в удовлетворении иска. Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Сулейманов К.И., действующий на основании доверенности от 19.01.2012, действительной сроком по 31.12.2012 (л.д. 64), исковые требования не признал, указав, что Министерство имущественных отношений считает себя не надлежащим ответчиком. Просил отказать в удовлетворении иска. Представитель третьего лица Министерства финансов Омкой области Кирюхин Ю.А., действующий на основании доверенности от 09.04.2012, действительной сроком один год (л.д. 48), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представив письменный отзыв (л.д. 44-47). В судебное заседание представители третьих лиц Министерства труда и социального развития Омской области, Казенного учреждения Омской области «Центр поддержки семьи» не явились. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д. 61, 62). Министерство труда и социального развития Омской области представил отзыв, согласно которому считает Министерство труда и социального развития Омской области не надлежащим ответчиком, ссылаясь на Положение о Министерстве, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 23.05.2008 №56, согласно которому Министерство не осуществляет функцию по предоставлению гражданам жилых помещений. В соответствии с п.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 №99-п, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005 категории граждан, установленные ст. 14,16, 21 ФЗ «О ветеранах», а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные ст. 14,15,17-19, 21 ФЗ «О ветеранах». Из указанного следует, что в перечень категорий граждан, указанных в Порядке, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не включены. Считает, что Министерство труда и социального развития Омской области, действуя в рамках полномочий, предоставленных законодательством, права и законные интересы Серековой О.В. не нарушало. Просит отказать в удовлетворении иска к Министерству труда и социального развития Омской области (л.д. 50-52). Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля Булучевскую Н.В., исследовав материалы гражданского дела и надзорное производство № 283ж-10 от 2010 года прокуратуры Любинского района Омской области с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу. В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кроме того, предусмотрены дополнительные гарантии прав такой категории граждан по обеспечению их жилыми помещениями. В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы и ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. В судебном заседании установлено, что Серекова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся лицом из числа детей-сирот, 15.05.2000 Постановлением Администрации Октябрьского АО г. Омска № 558 истец была определена в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» на полное государственное обеспечение, где фактически находилась в период с 23.05.2000 по 01.09.2002 (л.д. 15). Отец истца Сереков В.Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), мать Серекова Н.В. решением Любинского районного суда от 08.07.2002 признана безвестно отсутствующей (л.д. 16). В настоящее время Серекова О.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> в городе Омске (л.д. 10). Согласно материалам дела Серекова О.В. в числе собственников объектов недвижимости не значится, сведения о правах Серековой О.В. в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Указанный факт никем не оспаривался. 07.12.2011 Серекова О.В. обратилась в Администрацию г. Омска с заявлением о постановке её на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Постановлением Администрации г. Омска от 18.01.2012 № 95-п она принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по общему списку (л.д. 12). На момент обращения и постановки истца в качестве нуждающейся в жилых помещениях ей было 27 лет. Постановка на учет имеет заявительный характер. Довод истца о том, что должностные лица, в чьи полномочия входила забота о ней в период нахождения в Любинском детском доме, не исполнили свои должностные обязанности по включению её в списки лиц, нуждающихся в жилых помещениях по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, не могут быть приняты во внимание судом. У истца имелось право до достижения 23 лет реализовать своё право самостоятельно, обратившись с соответствующим заявлением в Администрацию г. Омска о постановке её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма. Довод истца о том, что ей не было известно о своем праве на внеочередное получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот, не может быть принят во внимание, так как эта информация является открытой и общедоступной. Показания свидетеля Булучевской Н.В. не являются для суда относимыми доказательствами при разрешении данного спора, так как из её пояснений следует, что о нарушении жилищных прав воспитанников Любинского детского дома ей стало известно в 2007 году, когда она стала выяснять соответствующие вопросы по своим приемным детям, то есть спустя 5 лет после того, как Серекова О.В. перестала проживать там. Представление прокуратуры Любинского района Омской области от 28.12.2010 свидетельствует о допущенных нарушениях, но направлено на предотвращение подобных нарушений в дальнейшем в деятельности Любинского детского дома, о чем и указано в требовании (л.д. 22-23 надзорного производства). Поскольку Серекова О.В. встала на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, после 23 лет, то оснований для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, не имеется. В этой связи суд считает, что в удовлетворении иска Серековой О.В. следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Серековой О.В. отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд посредством подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.А. Вагнер