Дело № 2-1907/2012. Решение от 03.05.2012 г. по иску Калинина А.А., Зубенко Н.А., Калининой Н.П. к Администрации г. Омска о признании недействительным постановления, предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма



Дело № 2-1907/2012

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

3 мая 2012 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре судебного заседания Новиковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинина А.А., Зубенко Н.А., Калининой Н.П. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании недействительным постановления Администрации города Омска, предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,

установил:

Калинин А.А., Зубенко Н.А., Калинина Н.П. обратились в суд с иском к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. В обоснование иска указали, являются сособственниками жилого помещения в порядке приватизации, семьей в составе пяти человек проживают в однокомнатной квартире <адрес>. Занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания актом межведомственной комиссии от 29.05.2009 года . Постановлением Мэра города Омска от 29.12.2007 года «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» дом, в котором они проживают, включен в перечень жилых домов, подлежащих сносу, установлен срок для расселения - до 30 ноября 2008 года. Однако до настоящего времени другое жилое помещение не представлено, проживать в аварийном доме невозможно, так как дом относится к категории непригодного для дальнейшего проживания. Срок переселения граждан из указанного дома неоднократно и необоснованно переносился постановлениями Мэра города Омска. Каких-либо мер для расселения из указанного дома ответчиком не принято. Ссылаясь на ст.ст. 15, 57, 60, 85, 86 ЖК РФ, просит обязать Администрацию города Омска предоставить жилое помещение - равнозначное по количеству комнат и метражу в черте города Омска.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент жилищной политики Администрации г. Омска.

В судебном заседании истцы Калинин А.А., Зубенко Н.А., Калинина Н.П. исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили, просили признать недействительным пункт Постановления Администрации города Омска от 05.08.2009 года «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части срока расселения граждан из жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, до 31.12.2013 года. Обязать Администрацию г. Омска предоставить по договору социального найма жилое помещение, в связи со сносом жилого помещения взамен занимаемого, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам, общей площадью не менее 32,4 кв.м., жилой площадью не менее 24,2 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, находящиеся в черте населенного пункта г. Омск. Истцы Зубенко Н.А., Калинина Н.П. указали, что поддерживают требования Калина А.А., как члены его семьи, самостоятельные требования не поддерживают.

В судебном заседании представитель Администрации города Омска, Департамента жилищной политики Администрации города Омска Гончарова Е.Ю., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. Пояснила, что действительно Постановлением Мэра г. Омска от 29 декабря 2007 года «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» (с изменениями) срок расселения многоквартирного дома по адресу: <адрес> в настоящее время продлен до 31 декабря 2013 года. Причиной переноса срока расселения явилось отсутствие финансовых средств для предоставления жилья жителям указанного дома. Факт нахождения дома в непригодном для проживания состоянии не оспаривала. Просит в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с распоряжением Мэра г. Омска от 24 марта 2006 г. № 93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2009 г., само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. № 153) ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.

Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).

Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с карточкой очередника от 12.04.1989 года Калинин А.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий составом семьи четыре человека.

Квартира принадлежит на праве общей долевой собственности Калинину А.А., Зубенко Н.А., Калининой Н.П. по 1/4 каждому.

Из технического паспорта жилого помещения (квартиры) в доме <адрес> от 11.04.2008 года следует, что квартира имеет жилую площадь 24,2 кв.м., общую - 32,4 кв.м.

Произведена самовольная перепланировка, изменение количества комнат из одной в две.

Согласно копии лицевого счета, выданной 20.02.2012 года ООО «Управляющая компания «Жилищник 9», в указанной выше приватизированной квартире зарегистрированы: Калинин А.А., Зубенко Н.А., Калинина Н.П., П.С.А., П.Д.С.. ДД.ММ.ГГГГ.

Признание дома аварийным и подлежащим сносу является началом процедуры переселения граждан - предоставления жилых помещений, соответствующих санитарным и техническим нормам и правилам, иным требованиям законодательства в соответствии со специальными правовыми нормами ЖК РФ - статьей 32 в отношении собственников жилых помещений и статьями 86,89- в отношении нанимателей жилых помещений фонда социального использования.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, содержащимися в постановлении Пленума №14 от 02.07.2009 г. (п. 22), в том случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В постановлении обращено внимание на то, что Жилищным кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

По смыслу указанных норм закона обязанность совершить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, а также последующий за этим выкуп жилого помещения возникает у органа, принявшим такое решение, после истечения установленного срока для сноса жилого помещения собственником.

Кроме того, из толкования положения ст. 32 ЖК РФ следует, что по общему правилу жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, расположенное в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежит изъятию путем выкупа. Предоставление взамен изымаемого жилого помещения иного жилого помещения возможно только по соглашению сторон. Исключением из общего правила является возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма собственнику, признанному малоимущим и состоящим на учете нуждающихся в жилом помещении.

Судом установлено, что такого соглашения между истцом и Администрацией г. Омска не заключалось.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право на предоставление жилого помещения по нормам статьи 57 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Таким образом, поскольку постановлением органа местного самоуправления подтверждается принятие Калинина А.А. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждает отсутствие у истца способности приобрести на свои личные средства жилое помещение, суд считает, что у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Законодатель, устанавливая требования к жилому помещению, указывает только равнозначность общей площади жилого помещения, не определяя равнозначность площади жилых комнат и их качества. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять и учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и документов органом не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

На основании заключения межведомственной комиссии года Омска по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 29.05.2009 года жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

На основании данного заключения Мэром г. Омска 29 декабря 2007 года издано постановление -п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», в котором в перечне жилых домов также указан жилой дом <адрес>, в котором проживает истец.

В первоначальной редакции указанного постановления департаменту жилищной политики Администрации города Омска было указано в срок до 30 ноября 2008 года предложить гражданам, проживающим в жилых домах, жилые помещения для расселения.

В дальнейшем в данное постановление внесены изменения (12 февраля 2009 года, 30 декабря 2009 года, 13 января 2012 года), согласно которым срок расселения граждан, проживающих в указанном доме, трижды переносился; в настоящее время указанный срок продлен до 31 декабря 2013 года.

На основании критериев СП-13-102-2003 недопустимое состояние - это категория технического состояния строительных конструкций, здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания в здании людей.

Акт межведомственной комиссии со ссылкой на недопустимое техническое состояние строения составлен с учетом заключения проектного центра «Сибпроект» о техническом состоянии вышеуказанного жилого дома.

Факт нахождения жилого дома <адрес> в непригодном для проживании состоянии ответчиками в судебном заседании не оспаривается.

Принимая во внимание заключение межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции 29.05.2009 года, согласно которому многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого Постановления в части, касающейся переноса на более поздний срока расселения многоквартирного дома - до 31.12.2013 года.

Предоставление истцу иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

При этом суд исходит из того, что состояние дома является аварийным, не соответствующим требованиям нормативно-технической документации, представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан, дом подлежит немедленному расселению. Затягивание, путем неоднократного переноса сроков сноса дома, расселения жильцов из жилых помещений, в которых проживание опасно, может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей.

С учетом изложенного судом установлено, что дом , в квартире которого () проживают истцы, является непригодным для проживания, аварийным; не соответствует требованиям нормативно-технической документации, проживание и нахождение людей в данном доме создает угрозу их жизни и здоровью, дом подлежит расселению.

При этом ссылка представителя ответчиков она то, что основанием для перенесения сроков расселения жителей указанного дома является недостаточность финансовых средств для приобретения (предоставления) иного жилья, является несостоятельной. Доказательств, свидетельствующих о наличии фактов, дающих основание для указанного переноса срока, ответчиком в судебное заседание не представлено.

В силу положений ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Обязанность предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, жилых помещений лежит на органах местного самоуправления.

Указанное положение также предусмотрено п. 13 ст. 20.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и ЖК РФ.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Частью 5 ст. 15 ЖК РФ установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Из приведённых положений закона следует, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определённого жилого помещения.

Суд полагает, что предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. При этом, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию г. Омска обязанности по предоставлению Калинину А.А. и членам его семьи взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другого благоустроенного жилого помещения - квартиры на состав семьи из четырех человек, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, состоящее из одной комнаты, жилой площадью не менее 24,2 кв.м., общей площадью не менее 32,4 кв.м, находящееся в черте населённого пункта город Омск. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным пункт Постановления Администрации города Омска от 05.08.2009 года «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части изменения сроков расселения граждан из жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, до 30.01.2013 года.

Обязать Администрацию г. Омска принять меры по незамедлительному предоставлению Калинину А.А. на состав семьи четыре человека по договору социального найма в связи со сносом жилого помещения взамен занимаемого, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам, общей площадью не менее 32,4 кв.м., жилой площадью не менее 24,2 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, находящиеся в черте населенного пункта г. Омск.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200