Дело № 2-1955/2012. Решение от 30.05.2012г. по иску Бетцольдта О.А. к Военному комиссариату Омской области



Дело № 2-1955/2012

Решение

Именем Российской Федерации

30 мая 2012 года

Центральный районный суд города Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бетцольдта О.А. к Военному комиссариату Омской области о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании суммы,

Установил:

Бетцольдт О.А. обратился в суд с названным иском к Военному комиссариату Омской области, указывая, что в 1995 году был уволен с военной службы в Республике Казахстан с выслугой лет в расчете календарного исчисления 21 год и был направлен для постановки на учет в Русско-Полянский районный военкомат Омской области. В расчете выслуги лет, произведенном в МО Республики Казахстан, не учтены годы его службы в районах, прилегающих к Семипалатинскому испытательному ядерному полигону, что составляет более 15 лет, что в льготном исчислении составляет более 8 лет. Таким образом, в расчет выслуги лет не вошли указанные годы, что не оспаривается МО Республики Казахстан. Получив новый расчет выслуги лет в г. Астана и объяснение ЦПО МО Республики Казахстан, датированные 24.10.2011 года, истец передал указанные документы в ЦСО Омского ОВК с целью перерасчета пенсии, однако полученная истцом пенсия в ноябре, декабре 2011г., а также январе, феврале 2012г. соответствовала ранее назначенному размеру, и с даты получения документа, т.е. с 24.10.2011г., которой датирован новый расчет выслуги лет. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 19, 24, 37, 45, 46, 53 Конституции РФ, ст.ст. 55, 58 Закона РФ № 4468-1, ст. 15, 1064, 1082 ГК РФ, просит обязать военный комиссариат Омской области в соответствии со ст. 55, 59 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года, произвести перерасчет его пенсии за период с 01 декабря 2002 года по 23 октября 2011 года, исходя из назначенного на указанный срок размера пенсии.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные ранее требования, по основаниям, изложенным выше, просит признать Центр социального и пенсионного обеспечения Омского ОВК виновным в несвоевременной организации перерасчета выслуги лет, что явилось причиной несвоевременного получения им полного размера пенсии, как лицу, имеющему право на получение пенсии с учетом выслуги лет в льготном исчислении с 06.01.1995 года, что привело к недоплате пенсии в размере 117 203 рублей; обязать военный комиссариат Омской области в соответствии со ст. 55, 59 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года произвести перерасчет его пенсии за период с 01 декабря 2002 года по 23 октября 2011 года и выплатить ему недополученную пенсию в размере 117 203 рублей.

В судебном заседании истец Бетцольдт О.А. поддержал заявленные требования в уточненном объеме, расчет недополученной им пенсии в размере 207 359 рублей 29 копеек, представленный ответчиком не оспаривал, с указанной суммой согласился.

В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Омской области Лобова А.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что поскольку истец проходил службу и был уволен с военной службы в Республике Казахстан, то при назначении на пенсию в военном комиссариате Омской области в 1995 году расчет выслуги лет, произведенный в отделе социального и пенсионного обеспечения Управления Министерства Обороны Республики Казахстан от 15.1 1.1994 года, был принят за основу и сомнению не подлежал. Полномочиями на перерасчет выслуги лет военный комиссариат Омской области не обладает. С 24.10.2011г., а именно с момента возникновения права, истцу был сделан перерасчет пенсии в связи с изменением выслуги лет на основании предоставленного расчета выслуги лет на пенсию в военный комиссариат Омской области. Согласно абз. 2 ст. 55. Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,.. .» в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения нрава на перерасчет размера пенсии, не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, что составит 33 424 руб. 87 коп. В связи с чем, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Представила письменный отзыв. /л.д. 8-9/.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец Бетцольдт О.А. в период с 01.09.1976 года по 06.01.1995 года проходил службу в войсковой части , дислоцирующейся в г. Серебрянске Восточно-Казахстанской области, на территории, пострадавшей от последствий ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, в связи с чем, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших в следствии ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от 18.12.1993 года, имеет право на льготу, согласно которой, выслуга лет подлежит исчислению из расчета один месяц службы за полтора месяца за период с 06.06.1963 года по 01.01.1992 года.

Приказом Министра обороны Республики Казахстан № 0340 от 07.12.1994 года Бетцольдт О.А. был уволен с действительной военной службы в запас по п. «е» ст. 59, в связи с переходом на работу в гражданское министерство без оставления на действительной военной службе.

Приказом командира войсковой части № 3 от 06.01.1995 года Бетцольдт О.А. сдал дела и был направлен на воинский учет в Русско-Полянский РВК Омской области. Общая выслуга лет истца для назначения пенсии согласно выданному расчету составила 21 год 04 месяца 05 дней.

Исходя из указанной выслуги лет, истцу была назначена пенсия.

Узнав о неверном расчете выслуги лет для назначения пенсии, истец обратился в ЦПО Министерства обороны Республики Казахстан с заявлением о пересмотре выслуги лет.

Согласно письму ЦПО Министерства обороны Республики Казахстан от 24.10.2011 года в расчете выслуги лет на пенсию, составленном 15.11.1994 года, не учтен период службы истца в льготном исчислении, в связи с чем, истцу был направлен новый расчет выслуги лет для предъявления в уполномоченный орган по пенсионному обеспечению, с целью пересмотра размера пенсии за выслугу лет, согласно которому, общая выслуга истца составила 29 лет 0 месяцев 5 дней.

31 октября 2011 года Бетцольдт О.А. обратился в Военный комиссариат Омской области с заявлением о перерасчете размера ранее назначенной ему пенсии согласно представленным из ЦПО Министерства обороны Республики Казахстан документам со дня возникновения права на льготное исчисление выслуги лет – 06.01.1995 года.

Письмом от 08.11.2011 года Военным комиссариатом Омской области истцу был дан ответ о том, что произвести доплату пенсии с периода назначения пенсии не представляется возможным, поскольку выплата пенсии была пересмотрена с момента возникновения права, то есть с даты произведенного уточненного расчета выслуги лет, а именно: с 24.10.2011 года.

Не согласившись с полученным ответом, истец обратился в суд с настоящим иском, считая действия ответчика незаконными.

Согласно представленному истцом расчету, 24 % от выплаченной суммы за период с 06.01.2003 года по 06.09.2011 года составляют 117 203 руб. 72 коп. /л.д. 14-17/.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Положениями указанного Закона определены порядок и условия назначения, пересмотра и перерасчета пенсий.

В силу п.б ст. 1 Закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

В судебном заседании установлено, что пенсия по линии Министерства обороны РФ за выслугу лет была назначена истцу с 06.01.1995г. в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В силу ст. 4 указанного Закона, пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

В силу ст. 1, 2, 3 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Пограничных войск и членов их семей Содружества Независимых Государств осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые устанавливаются законодательством государств - участников Содружества, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи. До принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам действует законодательство бывшего Союза ССР.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Пограничных войск Содружества и собственных Пограничных войск государств и членов их семей осуществляется через существующую систему пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск и членов их семей. Расходы по пенсионному обеспечению военнослужащих и членов их семей и обязательному государственному страхованию военнослужащих осуществляются государствами - участниками за счет их бюджетов без взаимных расчетов.

Предусмотренные настоящим Соглашением условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения распространяются на военнослужащих Пограничных войск бывшего Союза ССР и членов их семей.

В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим Пограничных войск засчитывается служба (в том числе и на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях в порядке, установленном законодательством государств - участников Содружества, на территории которых военнослужащие проходили службу.

Размеры денежного довольствия для назначения пенсий военнослужащим Пограничных войск и членам их семей определяются в порядке, установленном законодательством государств - участников Содружества, на территории которых проживают военнослужащие и члены их семей.

Согласно ст. 53, 54 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются: а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении, кроме следующих случаев назначения им пенсии с более поздних сроков: при установлении инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы либо вследствие несчастного случая или заболевания, полученных после увольнения, - со дня установления инвалидности;семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и пенсионеров из числа этих лиц - со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия, кроме следующих случаев назначения пенсии членам семьи с более поздних сроков: членам семьи, приобретшим право на пенсию после смерти кормильца в связи с достижением пенсионного возраста или установлением им инвалидности, - со дня достижения этого возраста или установления инвалидности; родителям или супругу, приобретшим право на пенсию в связи с утратой ими источника средств к существованию, - со дня обращения за пенсией.

При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.

Согласно ст. 55 указанного Закона, перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится:

а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения;

б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.

Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. (ст. 58 Закона).

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

С учетом изложенного, поскольку в судебном заседании установлено, что расчет выслуги лет для назначения истцу пенсии был произведен изначально ЦПО МО Республики Казахстан без учета периода службы в льготном исчислении, суд находит требование истца о взыскании доплаты пенсии обоснованным, при этом, с учетом положений ст. 58 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и установленного в судебном заседании факта не получения истцом пенсии по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию – ЦПО МО Республики Казахстан, суд находит необоснованным довод представителя истца о возможности взыскания в пользу истца разницы между новым и прежним размерами пенсии со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

При определении суммы доплаты пенсии, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из расчета, представленного ответчиком, согласно которому, доплата пенсии составляет 207 359 рублей 29 копеек, указанный расчет истцом в судебном заседании не оспаривался.

При этом суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконным бездействия ответчика по несвоевременной организации перерасчета выслуги лет, что привело к несвоевременному получению им полного размера пенсии, поскольку в порядке ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено суду доказательств в обоснование данного требования, при этом, как установлено в судебном заседании, неверное исчисление выслуги лет истца для назначения пенсии было произведено ЦПО МО Республики Казахстан.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Взыскать с Военного комиссариата Омской области в пользу Бетцольдта О.А. доплату пенсии в размере 207 359,29 руб. за счет средств федерального бюджета.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Л.В. Ямчукова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200