Дело № 2-2055/2012 Решение Именем Российской Федерации 28 мая 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чвертковой Н.М., Ковган Э.С. к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, взыскании судебных расходов, Установил: Истцы обратились в суд с названным иском к Администрации г. Омска, указывая, что проживают и являются собственниками жилых помещений (квартир), расположенных в многоквартирном доме № по <адрес>. Указанный дом введен в эксплуатацию в 1953 году, срок его эксплуатации в настоящее время составляет 59 лет. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не проводился, в то время как согласно ВСН 58-88р продолжительность эксплуатации деревянного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 10-15 лет. Таким образом, срок службы, как отдельных элементов здания, так и всего дома, в целом, истек. Согласно заключения о техническом состоянии жилого дома, составленного ООО «ТСК "Д", техническое состояние системы отопления, системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и крыши дома оценивается как недопустимое. Имеется угроза жизни и здоровью граждан, сохранности общего имущества дома и имущества граждан. Практически все элементы конструкций инженерных сетей и фасадов счерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта. Со ссылкой на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» считают, что Администрация г. Омска, как бывший наймодатель, должна была обеспечить надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта указанного дома. Вследствие неисполнения ответчиком обязательств нарушены права собственников помещений многоквартирного дома, а также создана угроза аварийных ситуаций в связи с утратой элементами конструкций и инженерных сетей дома первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и пр.). На основании изложенного, просят обязать Администрацию г. Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № по <адрес> в срок до 01 декабря 2013 года; взыскать с ответчика в пользу истца Чвертковой Н.М. расходы по уплате государственной пошлины. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, в качестве третьего лица в порядке ст. 42 ГПК РФ - Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска. В судебном заседании истцы Чверткова Н.М., Ковган Э.С. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что первая приватизация жилого помещения в доме № по <адрес> была в 1993 году. В судебное заседание представитель ответчиков Администрации г. Омска, Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска – не явился, извещен надлежаще, ранее в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что капитальный ремонт многоквартирного дома должен производиться с учетом его софинансирования собственниками помещений, расположенных в нем. Представлен письменный отзыв, согласно которому, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При наличии основных условий, необходимых для включения многоквартирного дома в адресную программу и исходя из рейтинга многоквартирных домов, составленного по сумме баллов, с учетом средств долевого финансирования за счет всех источников финансирования, многоквартирный дом № по <адрес> может быть включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых может быть предоставлена финансовая поддержки в рамках адресной программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов по Советскому административному округу города Омска. В судебное заседание представители третьих лиц ООО «ЖКХ Сервис», Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска – не явились, извещены надлежаще, письменного отзыва не представили. Выслушав истцов, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что на основании договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 12.05.2004г. и от 28.09.2007г. истцы Ковган Э.С. и Чверткова Н.М., соответственно, являются собственниками жилых помещений (квартир) № и №, соответственно, расположенных в доме № по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.12.2010 года и от 30.09.2010 года. /л.д. 8, 9/. В судебном заседании установлено, что истцы постоянно зарегистрированы в указанных жилых помещениях и фактически проживают в них в настоящее время. В материалы дела представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № по <адрес> от 29.02.2012 года о приятии решения делегировать истцам полномочия, как представителям собственников помещений в указанном дом, на обращение в суд с иском к Администрации г. Омска о проведении капитального ремонта общего имущества дома. /л.д. 12-14/. Согласно письму Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 17 мая 2012 года, в Реестре муниципального имущества города Омска по адресу <адрес> учитывался жилой дом, включенный в состав муниципальной собственности города Омска на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 27.02.1998 года № 197-рка «О внесении изменений в план приватизации ОАО «ОНПЗ» в части передачи объектов соцкультбыта в муниципальную собственность». В соответствии с требованиями законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой жилой дом по указанному адресу исключен из Реестра, в Реестр включены неприватизированные жилые помещения, на текущий момент объектом учета в Реестре являются 3 жилых помещения. В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, в соответствии с п. 16 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается надлежащее содержание общего имущества либо собственниками, управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги, товариществом собственников жилья и др. В соответствии с ч 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса. В соответствии с ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. В судебном заседании установлено, что в настоящее время жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес> находится на обслуживании ООО ЖКХ «Сервис». Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил). Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта. По нормам указанного Положения максимальный срок эксплуатации кровли в доме составляет 15 лет, срок эксплуатации водопровода, канализации, горячего водоснабжения, труб отопления – 15 лет. Как следует из технического паспорта, составленного по состоянию на 1992 год, дом № по <адрес> является двухэтажным, брусчатым, построен в 1953 году., на 1992 год физический износ дома составлял 42 %. Истцы обратились в суд с данным иском, указывая на то, что, не смотря на установленные указанным выше Положением «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)» сроки, капитальный ремонт дома № по <адрес> не производился ни разу. Как следует из материалов дела, в 2009 году ООО ТСК "Д" с целью рекомендации по проведению ремонтно-восстановительных работ в местах обнаружения дефектов и повреждений выполнено обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций, в том числе инженерных коммуникаций, жилого дома № по <адрес>, по результатам которого составлено заключение. Согласно указанному заключению при обследовании фасада дома выявлено продуваемость и следы промерзания стен, образование трещин, поражение гнилью на площади до 40%, многочисленные поражения жуком 80% венцов. Также установлено выпучивание стен и прогибы (выход из плоскости), неравномерная осадка, перекос дверных и оконных косяков, осадка углов на 5/10 см. Венцы нижних 2-3 рядов повреждены гнилью и трещинами на 100%, с внутренней стороны обнаружены следы промерзания, отпадение штукатурки стен, гниль в древесине, в помещении сырость. Оконные переплеты, коробка и подоконная доска полностью поражены гнилью и жучком, створки не открываются или выпадают, все сопряжения разрушены. Оконные блоки не выполняют необходимые теплоизоляционные функции. Необходим ремонт тамбуров подъездов. Отмостка по всему периметру здания разрушена на 70%. Процент износа фасада составил 65%. Рекомендуется выполнение работ капитального ремонта фасада. По результатам обследования кровли выявлено: крыша чердачная, четырех скатная с деревянными стропилами. Кровля из волнистых асбестоцементных листов по деревянной обрешетки. Чердак холодный. Шиферное покрытие имеет многочисленные раскрытия и растрескивания вдоль листа на 40 % от общей площади, сдвиг листов шифера с раскрытием, в местах раскрытия сильное затекание осадков и глубокое гниение элементов стропильной конструкции, разрушение шиферного покрытия у карниза 60%. Износ коньковой части составляет 90%, полное отсутствие защитного конькового элемента из кровельной стали. На стропилах мокрые пятна, следы протечек 60%, поражены гнилостностью 40% стропил. Обнаружены следы протечек кровли в квартирах и на лестничных клетках 2-го этажа. На кровле отсутствует утеплитель, в результате происходит промерзание перекрытий, следы промерзания обнаружены во всех квартирах 2-го этажа, кровля не выполняет необходимых ограждающих и теплоизоляционных функций. Процент износа шиферной кровли составляет 63 %, техническое состояние элементов кровли оценивается как недопустимое, имеется угроза сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта кровли. По результатам обследования ХГВС выявлено: ХВС - капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры, массовые повреждения трубопроводов (свищи, течи), значительная коррозия трубопроводов. На водомерной рамке следы глубокой коррозии, выход из строя запорной арматуры. ГВС - на стояках и лежаках глубокая коррозия, отслоение метала, отдельные повреждения трубопроводов (свищи, течи), вышедшая из строя запорная арматура. Процент износа ХГВС составил 80 %, техническое состояние элементов ХГВС оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращением подачи холодной и горячей воды жильцам квартир. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта ХГВС. При обследовании системы отопления выявлено: на тепловом узле присутствуют следы глубокой коррозии, подтекания в местах сварных швов. Коррозия трубопроводов системы отопления более 70 %, ослабление прокладок и набивки, запорная арматура частично не функционирует (30%), отсутствует теплоизоляции трубопроводов. Процент износа системы отопления составил 73%, техническое состояние элементов системы отопления оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращением нормального функционирования системы отопления с нанесением значительного материального ущерба, а также имеется угроза безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта системы отопления. При обследовании канализации выявлено: повреждения чугунных трубопроводов, отводов, протекание на стыках чугунных труб, накладки из резины 40% от общей площади. На стояках канализации имеются продольные трещины, выкалывания отдельных участков трубы, накладки из резины. В квартирах следы постоянного протекания канализационных стояков, в следствии чего происходит отпадение штукатурки стен. Процент износа канализации составил 90%, техническое состояние элементов канализации оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращением нормального функционирования канализации с нанесением материального ущерба. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома рекомендуется выполнение работ капитального ремонта канализации. При обследовании системы электроснабжения выявлено: потеря эластичности изоляции проводов АПВ, значительное повреждение сетей, оплавление изоляции в местах соединения, участки оголенных проводов. Также требуют замены распределительные щиты с заменой автоматов и выключателей. В системе электроснабжения многоквартирного дома отсутствует отдельная, выделенная линия защитного заземления. Вместо системы защитного заземления с момента первоначальной эксплуатации многоквартирного дома используется система зануления (объединения корпуса щита этажного электрического с нулевым магистральным проводником). Таким образом, при капитальном ремонте системы электроснабжения ее монтаж должен быть выполнен с учетом новых действующих нормативных документов и требований ПУЭ на момент выполнения работ. Процент износа системы электроснабжения составил 70 %, техническое состояние элементов системы электроснабжения оценивается как недопустимое, имеется угроза возникновения короткого замыкания, а также возгорания жилого дома с нанесением значительного материального ущерба. Рекомендуется выполнение работ капитального ремонта системы электроснабжения. /л.д. 15-29/. Согласно акта осмотра жилого дома № по <адрес>, проведенного 24 января 2011 года ООО ТСК "Д", с участием представителя ООО «ЖКХ «Сервис», фасад: состояние элементов фасада сохранилось, оконные блоки не были заменены, капитальный ремонт отмостки не проведен, теплоизоляционные функции в виду отсутствия капитального ремонта низкого уровня, что не может быть устранено без выполнения работ по капитальному ремонту; крыша: следов проведения капитального ремонта не обнаружено, обнаружены следы аварийных и текущих ремонтов. Сохраняется угроза безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан, что не может быть устранено без выполнения работ по капитальному ремонту; система отопления: состояние элементов системы отопления остается прежним, лежаки и стояки капитальным ремонтом не заменены, имеются следы аварийных и текущих ремонтов. Сохраняется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращением нормального функционирования системы отопления, что не может быть устранено без выполнения работ по капитальному ремонту; ХГВС: состояние элементов ХГВС остается прежним в виду отсутствия работ капитального ремонта, есть следы аварийных и текущих ремонтов. На трубопроводах присутствуют свищи, тещи, требует замены водомерная рамка. Сохраняется угроза безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан, что не может быть устранено без выполнения работ по капитальному ремонту; канализация: состояние элементов канализации остается прежним. В местах раструбов и на стыках туб расколы, трещины, выкалывание участков тубы. Многочисленные бандажи и накладки из резины, следы аварийных и текущих ремонтов. Сохраняется угроза безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан, что не может быть устранено без выполнения работ по капитальному ремонту; система электроснабжения: следов капитального ремонта не обнаружено, следы аварийных и текущих ремонтов (ППР). Сохраняется угроза возникновения короткого замыкания, а также возгоранием отдельных участков многоквартирного дома с нанесением значительного материального ущерба, угроза безопасности жизни и здоровья граждан, что не может быть устранено без выполнения работ по капитальному ремонту. По результатам осмотра дома комиссией принято решение о необходимости проведения капитального ремонта по всем выше изложенным пунктам, отраженных в заключении от 01.12.2009 года. /л.д. 33-33 оборот/. Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ № 189 «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему ФЗ. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ. В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон № 185-ФЗ от 21.07.2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Данный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом, под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещении к многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Указанный закон регламентирует условия предоставления финансовой поддержки. Для этого необходимо положительное решение собрания собственников жилых - помещений о долевом участии в финансировании проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома. При соблюдении условий установленных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ собственникам необходимо обратиться в управляющую организацию или в Координационный Совет административного округа города Омска по содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства для включения дома в адресную программу муниципального образования городской округ город Омск Омской области «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска» на соответствующий год. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что до 2004 года жильцы названного жилого дома вносили плату за обслуживание жилья, включающую расходы по проведению капитального ремонта, соответственно при приватизации жилых помещений до 2004 года, участвовали в расходах по проведению капитального ремонта. Доказательств проведения капитального ремонта названного жилого дома с момента введения в эксплуатацию суду не представлено. Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами. Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник МО г. Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется право не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем. С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ. Судом установлено, что спорный жилой дом построен в 1953 году. Материалами дела подтверждается необходимость проведения его капитального ремонта. Первая приватизация жилого помещения в указанном доме была в 1993 году. На 1992 год физический износ дома составлял 42 %. Таким образом, суд приходит к выводу о то, что указанный дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан. Статья 16 Федерального Закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта, жилищного фонда. По смыслу приведенных норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведение капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем не была исполнена. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 Жилищного кодекса РФ и ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязанность по проведению капитального ремонта возлагается на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома № по <адрес> лежит на Администрации г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем, обязанность по проведению капитального ремонта дома должна быть возложена на нее. При этом расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцам в период когда, истцы являлись нанимателями, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 года. В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В связи с чем, суд считает возможным определить срок окончания проведения капитального ремонта общего имущества указанного выше многоквартирного дома – до 01 декабря 2013 года, считая его разумным, поскольку судом установлено фактическое неудовлетворительное состояние указанного жилого дома, с недопустимым состоянием его отдельных элементов и конструкций, что подтверждается указанным выше заключением от 2009 года и актом осмотра дома от 24.01.2011 года, об определении именно данного срока было заявлено истцами в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось ответчиком. При этом довод представителя ответчика Администрации г. Омска о недостаточности бюджетного финансирования не является основанием для его освобождения от возложения обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В связи с чем, с Администрации г. Омска в пользу истца Чвертковой Н.М. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. /л.д. 2-2а/. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № по <адрес> за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 01 декабря 2013 года. Взыскать с Администрации г. Омска в пользу Чвертковой Н.М. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова