Дело № 2-1792/2012. Решение от 28.05.2012г. по иску Исаевой Н.Г. к Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска



Дело № 2-1792/2012

Решение

Именем Российской Федерации

28 мая 2012 года

Центральный районный суд города Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаевой Н.Г. к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, взыскании судебных расходов,

Установил:

Исаева Н.Г. обратилась в суд с названным иском к Администрации города Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска, указывая, что является собственником жилого помещения — квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается регистрационным удостоверением. Указанный дом, сданный в эксплуатацию в 1973 году, находится в неудовлетворительном техническом состоянии — требует капитального ремонта, что подтверждается заключением, выданным 06 февраля 2012 года ООО "П". Общий физический износ здания на момент обследования составил 44 %, в частности, необходимо выполнить замену инженерных сетей и оборудования (теплового и водомерного узлов) по следующему перечню: горячее и холодное водоснабжение (магистрали, стояки, полотенцесушители, теплообменник горячего водоснабжения, водоразборный узел, канализация (магистрали, внутридомовые стояки, кроме подводок к внутриквартирным приборам, отопление (магистрали, замена стояков, радиаторов отопления, подводок от стояков к радиаторам отопления, замена теплового узла, электроснабжение (замена питающих кабелей и проводок внутри здания, установка нового распределительного щита. Кроме того, необходимо выполнить ремонт фасада здания с восстановлением и утеплением поврежденных швов между стеновыми панелями, выполнить устройство новой отмостки, восстановить поврежденные части бетона балконных плит, осуществить частичную замену стропильных конструкций крыши и обрешетки, заменить кровельный материал на профнастил или другой материал, восстановить и прочистить поврежденные участки вентиляционных шахт в пределах чердачного помещения, заменить окна и двери в местах общего пользования, обеспечить устройствао защитных фартуков в местах примыкания кровельного покрытия к вентиляционным шахтам и стоякам, заменить слой чердачного утеплителя на более эффективный, обеспечить устройство поручней на перилах лестичных маршей в местах их отсутствия, восстановитьповрежденные участки бетона ступеней лестничных маршей, заменить разрушенные вентиляционные стояки системы канализации с обязательным выпуском за пределы чердачного помещения. В связи с тем, что на момент приватизации ее квартиры (04.04.2011г.) период эффективной эксплуатации указанного дома составлял более 20 лет и капитальный ремонт в указанный период не проводился ни разу, считает, что у ответчиков, как бывших наймодателей возникла обязанность по капитальному ремонту указанного дома. Обязанность провести капитальный ремонт возникла у ответчиков задолго до 01 марта 2005 года. Длительный период права и обязанности собственника дома несла именно Администрация города Омска. Все вопросы владения, распоряжения и пользования общим имуществом решались либо Администрацией города Омска, либо ее структурными подразделениями, либо учрежденными Администрацией г. Омска муниципальными предприятиями жилищного хозяйства. Жильцы дома не могли самостоятельно решить судьбу своего дома (осуществить полномочия собственника общего имущества дома): изменить обслуживающую организацию, принять решение о проведении капитального ремонта, сдать в пользование третьим лицам часть общего имущества и другое. Весь этот период согласие жильцов дома, в том числе истца, на совершение юридически значимых действий с домом не спрашивалось. Невыполнение ответчиком своих обязанностей нарушает ее права и не соответствует положениям ч. 1 ст. 16.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». На основании изложенного, учитывая длительное невыполнение ответчиком — Администрацией города Омска, обязательств по проведению капитального ремонта дома, установленных ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», просит признать ответчиков - Администрацию города Омска и Департамент городского хозяйства Администрации города Омска обязанными произвести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес>, за счет средств бюджета, без привлечения денежных средств собственников помещений в указанном доме; обязать ответчиков - Администрацию города Омска и Департамент городского хозяйства Администрации города Омска произвести до 01 января 2013 года ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> по следующим видам работ: выполнить замену инженерных сетей и оборудования (теплового и водомерного узлов) по следующему перечню: горячее и холодное водоснабжение (магистрали, стояки, полотенцесушители, теплообменник горячего водоснабжения, водоразборный узел, канализация (магистрали, внутридомовые стояки, кроме подводок к внутриквартирным приборам, отопление (магистрали, замена стояков, радиаторов отопления, подводок от стояков к радиаторам отопления, замена теплового узла, электроснабжение (замена питающих кабелей и проводок внутри здания, установка нового распределительного щита. Выполнить ремонт фасада здания с восстановлением и утеплением поврежденных швов между стеновыми панелями, выполнить устройство новой отмостки, восстановить поврежденные части бетона балконных плит, осуществить частичную замену стропильных конструкций крыши и обрешетки, заменить кровельный материал на профнастил или другой материал, восстановить и прочистить поврежденные участки вентиляционных шахт в пределах чердачного помещения, заменить окна и двери в местах общего пользования, обеспечить устройство защитных фартуков в местах примыкания кровельного покрытия к вентиляционным шахтам и стоякам, заменить слой чердачного утеплителя на более эффективный, обеспечить устройство поручней на перилах лестничных маршей в местах их отсутствия, восстановить поврежденные участки бетона ступеней лестничных маршей, заменить разрушенные вентиляционные стояки системы канализации с обязательным выпуском за пределы чердачного помещения; взыскать с ответчиков в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец Исаева Н.Г, участия не принимала, извещена надлежаще.

В судебном заседании представитель истца Цаплин А.Е., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, уточнив их в порядке ст. 39 ГПК РФ в части установления срока проведение ремонтных работ – до 31 октября 2013 года.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Омска Бруева Е.А., дейстующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что согласно документов, имеющихся в материалах гражданского дела, квартиры были переданы гражданам в собственность во время действия первоначальной редакции Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (в настоящее время Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). На момент передачи первой квартиры в собственность граждан в порядке приватизации (1992 год) срок эксплуатации общего имущества составил 19 лет. Истцом не представлено подтверждающих документов о том, что на момент приватизации первой и последующих квартир имущество спорного дома требовало проведения капитального ремонта. Согласно ВСН 58-88(р) продолжительность эксплуатации здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации обследованных конструктивных элементов жилых зданий до капитального ремонта при благоприятных условиях эксплуатации определена в приложении № 3 ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 и составляет: кровля из асбестоцементных листов и волнистого шифера – 30 лет, стропила и обрешетка деревянная - 50 лет, трубопроводов канализации чугунной - 40 лет. В указанном истцом доме крыша чердачная, четырехскатная с деревянными стропилами, кровля из волнистых асбестоцементных листов по деревянной обрешетке. Большинство квартир было приватизировано в тот период времени, когда не все элементы общего имущества, требовали замены. Считает, что Администрация города Омска не может являться бывшим наймодателем, в части тех квартир, которые переданы гражданам в тот период времени, когда общее имущество не требовало замены. В настоящее время капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома выполняется в рамках действующего законодательства в соответствии с нормами ЖК РФ. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При наличии основных условий, необходимых для включения многоквартирного дома в адресную программу и исходя из рейтинга многоквартирных домов, составленного по сумме баллов, с учетом средств долевого финансирования за счет всех источников финансирования, многоквартирный дом <адрес> может быть включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых может быть предоставлена финансовая поддержка в рамках адресной программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов по Кировскому административному округу города Омска. На основании изложенного, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме за необоснованностью заявленных требований. Представила письменный отзыв.

В судебное заседание представители ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, третьих лиц Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, ЗАО «Левобережье» - не явились, извещены надлежаще, письменного отзыва не представили.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 04.04.2011 года истец Исаева Н.Г. является собственником квартиры , расположенной <адрес>. /л.д. 8-9/.

В судебном заседании установлено, что истец постоянно зарегистрирована в указанном жилом помещении и фактически проживает в нем в настоящее время.

В материалы дела представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> от 24.12.2011г. – 27.12.2011г. о приятии решения делегировать истцу полномочия, как представителю собственников помещений в указанном дом, на обращение в суд с иском к Администрации г. Омска о проведении капитального ремонта общего имущества дома. /л.д. 6-7/.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, в соответствии с п. 16 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491) в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается надлежащее содержание общего имущества либо собственниками, управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги, товариществом собственников жилья и др.

В соответствии с ч 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.

В соответствии с ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что жилой дом <адрес>, 1973 года постройки был включен в состав муниципальной собственности города Омска и в Реестр муниципального имущества города Омска.

В соответствии с требованиями действующего законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой указанный жилой дом исключен из Реестра и в состав муниципальной казны города Омска включены неприватизированные жилые помещения, расположенные в жилом доме. На текущий момент в Реестре учитывается десять квартир, находящихся в указанном домостроении.

Как следует из материалов дела, в том числе установлено в судебном заседании, часть помещений в доме по <адрес> находится в муниципальной собственности, часть принадлежит гражданам на праве собственности (на основании регистрационных удостоверений, свидетельств о праве на наследство по закону, договоров купли-продажи, договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации и др.).

Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 года № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 года № 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).

Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 года № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта. По нормам указанного Положения максимальный срок эксплуатации кровли в доме составляет 30 лет, срок эксплуатации канализации – 40 лет, стропил и обрешетки деревянной – 50 лет.

Как следует из технического паспорта, дом по <адрес> построен в 1973 году, по состоянию на 20.02.1990 года физический износ дома составлял 14 %. /л.д. 31-32/.

Истец обратился в суд с данным иском, указывая на то, что, не смотря на установленные указанным выше Положением «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)» сроки, капитальный ремонт указанного дома не производился ни разу.

Согласно заключению о техническом состоянии жилого дома по <адрес>, выполненному 06.02.2012 года ООО "П", при обследовании наружных стен обнаружены следующие дефекты: местами разрушение бетона стеновых панелей, разрушение межпанельных швов наружных стен, наледь и изморозь на стенах техподполья. Разрушение раствора межпанельных швов приводит к промерзанию наружных стен, поэтому необходимо восстановление с утеплением швов между стеновыми панелями. Категория технического состояния наружных стен оценивается как работоспособное состояние.

В ходе обследования внутренних стен и перегородок были обнаружены следующие дефекты: трещины в штукатурном слое внутренних стен подъездов. Категория технического состояния внутренних стен и перегородок оценивается как работоспособное состояние.

В ходе обследования перекрытия были обнаружены следующие дефекты: разрушение раствора в швах между плитой перекрытия и внутренней стеной. Категория технического состояния конструкций междуэтажного и чердачного перекрытия оценивается как работоспособное состояние.

При обследовании конструкций крыши и кровли обнаружены следующие дефекты и повреждения: поражение гнилью элементов стропильных конструкций, изморозь и наледь на внутренней поверхности кровельного покрытия и стропильных конструкциях, наличие строительного мусора в чердачном помещении; отсутствие элемента конька, продольная трещина в стойке, разрушение вентиляционного стояка системы канализации, разрушение конструкции чердачных слуховых окон, разрушение раствора швов между карнизными панелями, отсутствие элемента вентиляционного стояка системы канализации. Последний указанный дефект, в совокупности с повреждениями стен вентиляционных шахт, способствует повышению температуры воздуха в чердачном помещении. Перепад температуры между воздухом в помещении и поверхностью кровельного покрытия вызывает появление изморози, которая по окончанию зимнего сезона проявится в виде протечек. Поэтому необходимо восстановить поврежденные участки вентиляционных шахт и выполнить выпуски вентиляционных стояков системы канализации за пределы чердачного помещения. Помимо указанных выше дефектов, в ходе обследования также было установлено, что не выполнены узлы примыкания вентиляционных шахт и канализационных стояков к кровле, что является причиной протечек атмосферных осадков. Утеплитель во многих местах слежался и утратил свои теплозащитные качества, поэтому необходима полная его замена на современный и отвечающий нормативным требованиям материал. Категория технического состояния крыши с конструкцией кровли оценивается как аварийное состояние.

При обследовании лестничных маршей обнаружены следующие дефекты и повреждения: сколы бетона ступеней лестничных маршей, отсутствие поручней на перилах лестничных маршей. Категория технического состояния конструкций лестничных маршей оценивается как работоспособное состояние.

При обследовании козырьков над входом в здание дефекты и повреждения не обнаружены. В целом категория технического состояния конструкций козырьков оценивается как работоспособное состояние.

При обследовании балконов были обнаружены следующие дефекты и повреждения: трещина в балконной плите. В целом категория технического состояния конструкций балконов оценивается как работоспособное состояние.

При обследовании полов лестничных площадок дефектов повреждений не обнаружено, категория технического состояния полов лестничных площадок оценивается как работоспособное состояние.

При обследовании деревянных окон были обнаружены следующие дефекты: оконные переплеты рассохлись и покоробились. Категория технического состояния окон здания оценивается как ограниченно-работоспособное состояние. При обследовании дверей были обнаружены следующие дефекты: неплотный притвор дверных полотен; рассыхание и коробление дверных рам. Категория технического состояния дверей здания оценивается как ограниченно-работоспособное состояние.

При обследовании отмостки здания были обнаружены следующие дефекты и повреждения: провалы и трещины в отмостке здания. Категория технического состояния отмостки оценивается как ограниченно-работоспособное состояние.

При обследовании инженерных сетей здания обнаружены следующие дефекты и повреждения: коррозия элементов и трубопроводов инженерных сетей, наличие хомута на трубопроводе, свидетельствующего о повреждении, разрушение трубопровода системы канализации. Категория технического состояния инженерных сетей здания оценивается как ограниченно-работоспособное состояние. Инженерное оборудование и инженерные коммуникации не заменялись в течение всего периода эксплуатации, т. е. 39 лет при норме продолжительности эксплуатации 25 лет.

В ходе обследования было выявлено, что большинство продухов в стенах техподполья заложено, что приводит к увлажнению воздуха, а это в совокупности с дефектами отмостки приводит к появлению изморози на стенах техподполья, поэтому необходимо устроить продухи для вентилирования помещений техподполья. Необходима замена внутри дома магистральных трубопроводов, стояков, инженерного оборудования и запорной арматуры с обязательной заменой водоразборного узла и установкой приборов общедомового учета. Эти работы необходимо выполнять на основании дефектных ведомостей, составляемых до начала ремонтных работ, состав которых согласовывается с Управляющей компанией, обслуживающей данный жилой дом.

Электрическая проводка потеряла эластичность изоляции, не имеет современных средств защиты, предусмотренных действующими нормами и правилами, что является обоснованием ее замены. Увеличившаяся мощность токоприемников, а также увеличение количества бытовых электроприборов, требует увеличения сечения подводящих проводов и кабелей. Состав ремонта электрических сетей и оборудования определяется общероссийскими документами по проведению капитального ремонта жилых домов.

Заключение по строительным конструкциям и инженерным сетям: строительные конструкции, имеющие категорию технического состояния аварийное состояние, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-2010 Правила обследования и мониторинга технического состояния, аварийное состояние, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. К таким конструкциям относятся: крыша с конструкцией кровли.

Строительные конструкции, имеющие категорию технического состояния ограниченно-работоспособное состояние, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-2010 Правила обследования и мониторинга технического состояния, ограниченно-работоспособное состояние характеризуются наличием кренов, дефектов и повреждений, приведших к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций возможно либо при контроле технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости). К таким конструкциям относятся: отмостка; окна; двери; инженерные сети.

Строительные конструкции, имеющие категорию технического состояния работоспособное состояние, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-2010 Правила обследования и мониторинга технического состояния, работоспособное состояние - это состояние, при котором некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований, в конкретных условиях эксплуатации, не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается. К таким строительным конструкциям относятся: наружные стены; внутренние стены и перегородки; междуэтажное и чердачное перекрытия; полы лестничных площадок; балконы; козырьки над входом; лестницы.

Для обеспечения надежности строительных конструкций и здания в целом необходимо проведение следующих мероприятий: выполнить ремонт фасадов здания с восстановлением и утеплением поврежденных швов между стеновыми панелями; выполнить устройство новой отмостки; восстановить поврежденные части бетона балконных плит; прочистка вентканалов; частичная замена стропильных конструкций крыши и обрешетки; замена кровельного покрытия на профнастил или другой материал; восстановление поврежденных участков вентиляционных шахт в пределах чердачного помещения; замена окон и дверей в местах общего пользования; устройство защитных фартуков в местах примыкания кровельного покрытия к вентиляционным шахтам и стоякам; частичный ремонт подъездов с заменой штукатурного и окрасочного слоев; замена слоя чердачного утеплителя на более эффективный, согласно действующим нормам; устройство поручней на перилах лестничных маршей в местах их отсутствия; восстановить поврежденные участки бетона ступеней лестничных маршей; замена разрушенных вентиляционных стояков системы канализации с обязательным выпуском за пределы чердачного помещения.

С учетом дефектов несущих и ограждающих конструкций была произведена оценка процента износа, как отдельных конструктивных элементов, так и по зданию в целом, общий физический износ здания на момент обследования составляет 44 %.

Необходимо выполнить замену инженерных сетей и оборудования (теплового и водомерного узлов) по следующему перечню: горячее и холодное водоснабжение (магистрали, стояки, полотенцесушители, теплообменник горячего водоснабжения, водоразборный узел, установка общедомового прибора учета потребления); канализация (магистрали, внутридомовые стояки, кроме подводок к внутриквартирным приборам); отопление (магистрали, замена стояков, радиаторов отопления, подводок от стояков к радиаторам отопления, замена теплового узла, установка приборов общедомового учета потребления); электроснабжение (замена питающих кабелей и проводов внутри здания, в том числе лестничных клеток, установка нового распределительного щита, установка трех общедомовых счетчиков учета потребления электроэнергии - вводного, поквартирного и на коммунальное освещение); газоснабжение (установка приборов общедомового учета потребления).

Без проведения мероприятий по капитальному ремонту безопасная эксплуатация жилого дома и сохранность имущества жильцов не может быть гарантирована. Существует наличие угрозы безопасности здоровью граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. Дом необходимо включить в региональную адресную программу на проведение капитального ремонта, на условиях Федерального закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». /л.д. 10-55/.

Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (Р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта.

Согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (Р)

"Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет (приложение № 2).

При этом в Приложении № 3 к названному Положению ВСН 58-88 (р) предусмотрена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, используемая в указанном выше заключении ООО "П".

Из материалов дела следует, что год постройки дома -1973, капитальный ремонт дома не производился.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем исполнена не была.

Согласно Конституции РФ в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8), право частной собственности охраняется законом и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1,2 ст. 35).

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Исходя из положений ст. 235 ГК РФ приватизация является основанием для прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество, и, соответственно, основанием возникновения права собственности граждан.

Статьи 289, 290 ГК РФ предусматривают, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. При этом собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Данные положения также закреплены в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которыми указанные лица владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

Объекты общего имущества многоквартирного дома указаны в ст. 36 ЖК РФ, к ним относятся: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Таким образом, общее имущество дома – это комплекс недвижимого имущества, которое предназначено для обслуживания, использования и доступа к помещениям. Доля в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома следует судьбе помещения в доме.

Собственники жилых помещений не могут произвести выдел в натуре и разделить общее имущество между собственниками жилых помещений, в связи с этим доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).

С 1 марта 2005 г. введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Следовательно, бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на собственниках жилых помещений дома.

Учитывая указанные нормы закона, период приватизации истцом жилого помещения (2011 год), суд полагает, что ссылку истца на положения ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует принять во внимание только во взаимосвязи с приведенными положениями названных норм права (ЖК РФ).

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ следует, что обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, и на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Кроме этого бремя содержания должны нести не только собственники, но и юридические лица, которым помещения в доме принадлежат на ином вещном праве (хозяйственное ведение или оперативное управление). При этом несение расходов на пользование общим имуществом не связано с наличием каких-либо дополнительных условий, так как обязанность несения расходов возникает в силу закона (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

Таким образом, часть бремени собственников жилых помещений в многоквартирном доме по содержанию дома путем своевременного проведения капитального ремонта может быть возложена и не бывших наймодателей.

Для того, чтобы возложить на Администрацию г. Омска обязанность по проведению требуемого капитального ремонта в полном объеме, истец должен представить доказательства, что только на бывшем наймодателе – Администрации г. Омска лежала обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома согласно приведенному ими перечню конструктивных элементов дома.

Как следует из материалов дела, Администрация г. Омска не является единственным собственником жилых помещений дома. Указанное следует из сведений, предоставленных ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» от 16 марта 2012 года, согласно которым первая приватизация квартир в доме была произведена в апреле 1992 года.

Истцом в материалы дела не представлены доказательства возникновения у Администрации г. Омска, как бывшего наймодателя, обязательств по проведению капитального ремонта дома в указанном истцом объеме до начала приватизации остальными жильцами, приватизировавшими квартиры в доме по <адрес>.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, (далее - Правила) предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт (подп. «з» п. 11) При этом общее имущество должно содержаться в соответствие с требованиями законодательства РФ, в том числе, о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность для жизни и здоровья граждан.

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д.1" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 Правил).

Таким образом, в силу приведенных норм Правил непосредственно все собственники помещений дома, а не один из собственников общего имущества, к которому относится Администрация г. Омска, обязаны осуществлять в установленном порядке капитальный ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.

С учетом года возведения здания – 1973 год, периода возникновения долевой собственности – 1992 год, параметров, указанных в Приложении № 3 к Положению ВСН 58-88 (р) (л.д. 121-127), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в заключении ООО "П" путем указания «периодов минимальной продолжительности эксплуатации элементов жилого здания до капитального ремонта» и «фактического срока службы элементов жилого здания», суд приходит к выводу, что на ответчика необходимо возложить обязанность по капитальному ремонту в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, превысил 19 лет.

А именно, по капитальному ремонту следующих элементов здания: герметизированные панельные стыки, трубопроводы холодной воды из газовых черных труб, водоразборные краны, задвижки и вентили из чугуна, изоляция трубопроводов, вентили и пробковые краны из латуни, водомерные узлы, стояки трубопроводов, домовая магистраль, трехходовые краны, сеть дежурного освещения мест общего пользования, отмостка. При этом суд учитывает, что в доме кровля из волнистых асбестоцементных листов, крыша четырехскатная чердачного типа.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 13 августа 1980 г. N 424 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки перспективных и годовых планов капитального ремонта жилищного фонда" утверждена указанная Инструкция, согласно п. 1.4 которой предусмотрено, что выборочный капитальный ремонт - это ремонт отдельных элементов здания, выполняемый по всему зданию или его части (этаже, секции, группе жилых помещений). При выборочном ремонте производятся замена или восстановление одного или нескольких видов конструкций, инженерных систем и других элементов здания (кроме замены перекрытий). При производстве выборочного ремонта эксплуатация здания, как правило, не прекращается.

При вынесении решения суд принимает во внимание, что на момент возникновения долевой собственности (1992 год) фактический срок службы элементов жилого здания составлял 19 лет, при том, что продолжительность эффективной эксплуатации данного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. При изложенных обстоятельствах оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта иных элементов здания не имеется.

Таким образом, с учетом представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о необходимости проведения капитального ремонта следующих элементов здания: герметизированные панельные стыки, трубопроводы холодной воды из газовых черных труб, водоразборные краны, задвижки и вентили из чугуна, изоляция трубопроводов, вентили и пробковые краны из латуни, водомерные узлы, стояки трубопроводов, домовая магистраль, трехходовые краны, сеть дежурного освещения мест общего пользования, отмостка; в остальной части иска истцу следует отказать.

Доказательств иного, сторонами в материалы дела не представлено, каких-либо ходатайств не заявлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по проведению указанного выше выборочного капитального ремонта дома по <адрес> по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, выступает Администрация г. Омска, которой обязанность по производству указанного капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнена, в связи с чем суд возлагает на Администрацию г. Омска обязанность выполнить такой ремонт. При этом суд полагает, что переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01 августа 2007 года.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В связи с чем, суд считает возможным определить срок окончания проведения капитального ремонта общего имущества указанного выше многоквартирного дома – до 31 октября 2013 года, считая его разумным, поскольку судом установлено фактическое неудовлетворительное состояние указанного жилого дома, имеется угроза безопасности жизни и здоровья граждан, что подтверждается указанным выше техническим заключением от 2012 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации г. Омска в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. /л.д. 2-3/

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по <адрес> за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31 октября 2013 года в виде работ по капитальному ремонту следующих элементов здания: герметизированные панельные стыки, трубопроводы холодной воды из газовых черных труб, водоразборные краны, задвижки и вентили из чугуна, изоляция трубопроводов, вентили и пробковые краны из латуни, водомерные узлы, стояки трубопроводов, домовая магистраль, трехходовые краны, сеть дежурного освещения мест общего пользования, отмостка.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Администрации г. Омска в пользу Исаевой Н.П. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.В. Ямчукова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200