Дело № 2-1793/2012. Решение от 24.05.2012г. по иску Юрьева В.М. к УМВД России по Омской области



Дело № 2-1793/2012

Решение

Именем Российской Федерации

24 мая 2012 года

Центральный районный суд города Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрьева В.М. к УМВД России по Омской области о взыскании индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью,

Установил:

Юрьев В.М. обратился в суд с названным иском к УМВД России по Омской области, указывая, что является участником ликвидации катастрофы на ЧАЭС в период с 24.11.1986 года по 30.11.1987 года. За время пребывания в зоне получил дозу облучения <данные изъяты>, за мужество и героизм 05.11.1991 года был награжден орденом красной звезды, с февраля 1992 года является инвалидом <данные изъяты> со связью заболевания с аварией на ЧАЭС, с 01.03.2002 года ему установлено 90 % утраты профессиональной трудоспособности бессрочно. С 02.03.1996 года является получателем возмещения вреда здоровью. Решением Центрального районного суда г. Омска от 15.02.2011 года с УВД по Омской области в его пользу взыскана задолженность по выплате возмещения вреда здоровью за период с 15.02.2001 года по 31.10.2010 года в размере 2 179 219 рублей 14 копеек и на Управление внутренних дел по Омской области возложена обязанность установить Юрьеву В.М. размер ежемесячного возмещения вреда здоровью с 01 ноября 2010 года в сумме 37 581 рубля 51 копейки с ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Считает, что указанные суммы взысканы судом, исходя из номинального размера ВВЗ. Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет истцу имущественный вред, считает, что суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить его требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным платежам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации. Согласно расчетам инфляционные убытки сумм возмещения вреда здоровью составляют 964 519 рублей 45 копеек. На основании изложенного, со ссылкой на п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.2005 года № 7 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействие радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п. 27 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.03.2011 года, просит взыскать с ответчика в его пользу индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 года по 31.10.2010 года в сумме 964 519 рублей 45 копеек за счет средств федерального бюджета.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального Казначейства по Омской области.

В судебном заседании истец Юрьев В.М. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным выше. Считает, что срок исковой давности не распространяется на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан. Факт выплаты ответчиком задолженности по выплате возмещения вреда здоровью за период с 15.02.2001 года по 31.10.2010 года, взысканной на основании решения Центрального районного суда г. Омска от 15.02.2011 года, в размере 2 179 219 рублей 14 копеек не отрицал.

В судебном заседании представитель ответчика УМВД России по Омской области Кошеленко А.Н., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, полагая, что они безосновательны по следующим причинам. Задолженность по компенсации возмещения вреда здоровью за период с 15.02.2001 года по 31.10.2010 года выплачена истцу в полном объёме на основании решения Центрального районного суда г. Омска от 15.02.2011 года. Порядок индексации ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью установлен ФЗ «О внесении изменений...» от 26.04.2004 года № 31-ФЗ, согласно ст. 2 которого, суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью подлежат индексации исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год. Ежегодно Правительством РФ устанавливается указанная индексация на следующий финансовый год. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.07.2002 г. № 11-П в объем возмещения вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации, входят ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежегодные выплаты, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1. Индексация данных выплат другими нормативными правовыми актами не предусмотрена, применение в расчете задолженности индекса роста потребительских цен не правомочно. Кроме этого, действующее законодательство не содержит положений об индексации сумм в возмещение вреда здоровью, установленных решением суда. Задолженность у УМВД России по Омской области перед истцом отсутствует, компенсационные выплаты произведены в полном объёме, в связи с чем, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Кроме того, полагает, что заявителем пропущен срок обращения в суд за защитой нарушенного права по следующим обстоятельствам. Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Возмещение указанного вреда с учетом специфики обстоятельств его причинения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данный федеральный закон не содержит положений, регламентирующих взыскание индексации за прошлое время своевременно не полученной пострадавшим лицом без учёта срока исковой давности. Более того, вина УМВД России по Омской области по невыплате индексации ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью не установлена вступившим в законную силу решением суда. Настоящее исковое заявление принято Центральным районным судом г. Омска 06.03.2012 года, следовательно, срок обращения в суд истёк 06.03.2009 года. Расчет исковых требований, представленный истцом, не оспаривал, считая его верным.

В судебное заседание представитель соответчика Министерства финансов Российской Федерации – не явился, извещен надлежаще, письменного отзыва не представил.

В судебном заседании представитель соответчика Управления Федерального Казначейства по Омской области – участия не принимал, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором иск не признал в полном объеме, считая Управление ненадлежащим ответчиком по делу.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Юрьев В.М. в период с 24.11.1986 года по 30.11.1987 года принимал участие в ликвидации катастрофы на ЧАЭС, является инвалидом <данные изъяты>, в связи с наличием увечья, полученного при исполнении обязанностей, связанного с аварией на ЧАЭС, процент утраты трудоспособности – 90 %, установлен бессрочно.

С 02.03.1996 года Юрьев В.М. является получателем возмещения вреда здоровью (далее по тексту - ВВЗ).

Решением Центрального районного суда г. Омска от 15.02.2011 года, вступившим в законную силу 10.08.2011 года, с Управления внутренних дел по Омской области в пользу Юрьева В.М. за счёт средств федерального бюджета взыскана задолженность по ежемесячной выплате в возмещение вреда здоровью за период с 15 февраля 2001 года по 31 октября 2010 года в сумме 2 179 219 рублей 14 копеек; на Управление внутренних дел по Омской области возложена обязанность установить Юрьеву В.М. размер ежемесячного возмещения вреда здоровью с 01 ноября 2010 года в сумме 37 581 рубля 51 копейки с ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. /л.д. 7-11/.

Определением Центрального районного суда г. Омска от 29.08.2011 года, вступившим в законную силу, изменен порядок исполнения указанного выше решения, с Управления внутренних дел по Омской области в пользу Юрьева В.М. за счёт средств федерального бюджета взыскана задолженность по ежемесячной выплате в возмещение вреда здоровью за период с 15 февраля 2001 года по 31 октября 2010 года в сумме 1 295 258 рублей 86 копеек. /л.д. 25-25 оборот/.

Согласно справке ЦФО УМВД Росси по Омской области от 28.04.2012 года, согласно определению судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20.04.2011 года 01 июня 2011 года Юрьеву В.М. выплачена задолженность по ежемесячной выплате в возмещение вреда за период с 01.04.2008 года по 31.10.2010 года в сумме 883 960 руб. 28 коп. платежным поручением № 0754654 от 16.05.2011 года и с 01.11.2010 года ежемесячно производится выплата возмещения вреда здоровью 37 581 руб. 51 коп. 01.11.2011 года выплачена недополученная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период с 01.11.2010 года по 31.10.2011 года в сумме 372 650 руб. 16 коп. платежным поручением № 0744181 от 04.10.2011 года. Согласно определению Центрального районного суда г. Омска от 29.08.2011 года 01.11.2011 года Юрьеву В.М. выплачена недополученная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 года по 31.10.2010 года в сумме 1 295 258 руб. 86 коп. платежным поручением № 0744185 от 04.10.2011 года.

Получение указанных сумм истцом в судебном заседании не оспаривалось.

Согласно ч. первой ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции федеральных законов от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ и от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

В вышеуказанном постановлении Конституционный суд РФ указал, что в целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению вреда здоровью в связи с катастрофой на ЧАЭС, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих.

Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в РСФСР". Кроме того, им было предоставлено право получать две пенсии одновременно - пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ признана Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года № 21-П не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 - 2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно установленному Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 г. № 455 (в редакции Постановлением Правительства РФ от 24.08.2002 г. № 629) порядку возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, Юрьеву В.М. была выплачена недополученная денежная компенсация возмещения вреда, причиненного здоровью за период с 15.02.2001 года по 31.10.2010 года. Тем самым за Юрьевым В.М. было признано право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью.

В соответствии с п. 8.2 Постановления Конституционного Суда РФ №11-П от 19.06.2002 года нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС суммы не будут надлежащим образом проиндексированы.

Согласно ч. 2 п. 5.2 указанного Постановления денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, поскольку их предоставление является конституционной обязанностью государства по возмещению вреда, причиненного здоровью таких граждан, что не может быть обусловлено какими-либо сборами, взносами в тот или иной фонд и не основывается на действии принципа солидарности поколений (как это характерно для обязательного социального страхования). Указанная конституционная обязанность государства, имеющая публично - правовой характер, не тождественна обязанности работодателя возмещать своему работнику вред, причиненный при исполнении трудовых обязанностей.

С учетом изложенного, суд находит заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (с изм. от 19.06.2002) размеры выплат, в том числе, гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной настоящей статьей, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Согласно изменениям, внесенным в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ 22.08.2004 г. - размеры указанных выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Коэффициент величины прожиточного минимума с 01.01.2001 г. – 1, 26; а далее исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ: с 01.01.2002 г. – 1,26; с 01.01.2003г. – 1,2; с 01.01.2004г. – 1,22; с 01.01.2005 г. - 1,11; с 01.01.2006 г. -1,09; с 01.01.2007 г. - 1,08; с 01.01.2008 г. - 1,105; с 01.01.2009 г. - 1,13; с 01.01.2010 г. - 1,1.

Таким образом, размер индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 15 февраля 2001 года по 31 октября 2010 года составляет 964 519 рублей 45 копеек, согласно представленного истцом расчета. При этом, в судебном заседании представителем ответчика не оспаривался механизм расчета и размер указанной индексации.

При этом ходатайство представителя УМВД Росси по Омской области о пропуске истцом срока для обращения в суд с настоящим иском и применении последствий пропуска срока исковой давности удовлетворению не подлежит, поскольку срок исковой давности, установленный нормами действующего законодательства, к спорным правоотношениям применению не подледит.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Взыскать с УМВД России по Омской области в пользу Юрьева В.М. индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 15 февраля 2001 года по 31 октября 2010 года в размере 964 519 рублей 45 копеек за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Л.В. Ямчукова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200