Дело № 2-1253/2012 Решение Именем Российской Федерации 11 мая 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клочкова А.С. к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, взыскании судебных расходов, Установил: Клочков А.С. обратился в суд с названным иском к Администрации г. Омска, указывая, что является собственником жилого помещения - квартиры №, расположенной в многоквартирном доме № по <адрес>, 1977 года постройки, находящемся в неудовлетворительном техническом состоянии, требующем капитального ремонта. В частности, капитального ремонта требуют кровля, ограждающие конструкции, балконы и другие конструктивные элементы, инженерные сети, подвальное помещение и другое. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и социально-культурного назначения», продолжительность эффективной эксплуатации для данного вида домов, то есть межремонтный период, составляет 15-20 лет, в то время, как дому уже 34 года, однако его капитальный ремонт не проводился ни разу. Бывшим наймодателем указанного дома является Администрация г. Омска, в связи с чем, со ссылкой на ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации и жилищного фонда в Российской Федерации», считает, именно она должна осуществлять капитальный ремонт дома. Обязанность провести капитальный ремонт дома возникла у Администрации г. Омска задолго до 1 марта 2005 года. Длительный период права и обязанности собственника дома несла именно Администрация г. Омска. С этого периода по 2007 год дом находился в хозяйственном ведении муниципальных предприятий жилищного хозяйства г. Омска, в т.ч. после 2000 года в хозяйственном ведении МУП г. Омска «Жилищное хозяйство Ленинского административного округа». Дом имел статус «муниципальный жилой дом». В силу ст. 113 ГК РФ все вопросы владения, распоряжения и пользования общим имуществом решались либо Администрацией города Омска либо её структурными подразделениями либо муниципальными предприятиями жилищного хозяйства. Жильцы дома самостоятельно не могли решить судьбу своего дома (осуществлять полномочия собственника общего имущества дома): изменить обслуживающую жилищную организацию, принять решение о проведении капитального ремонта, сдать в пользование третьим лицам часть общего имущества и другое. В период с 1992 года по 2007 год собственники отдельных помещений дома, в том числе истец, не вступили в права собственников общего имущества дома, не могли владеть, распоряжаться и пользоваться в полной мере общим имуществом дома, и, соответственно, не могли нести ответственность за техническое состояние общего имущества дома. Истцом, как жильцом дома и старшим по дому, длительное время (несколько лет) велась переписка с Администрацией города Омска, её структурными подразделениями, жилищными организациями о проведении капитального ремонта дома, однако Администрация города Омска до настоящего времени свои обязанности не выполняла. Бездействие Администрации города Омска нарушает права истца. На основании изложенного, учитывая длительное невыполнение ответчиком обязательств по проведению капитального ремонта дома, установленных ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит признать Администрацию города Омска обязанной произвести капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в части общего имущества за счёт средств бюджета города Омска; обязать Администрацию города Омска произвести в срок до 30 октября 2012 года капитальный ремонт указанного многоквартирного дома в соответствии с требованиями приложения № 20 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённым постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в определенном Администрацией города Омска порядке за счёт средств бюджета города Омска; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству и его рассмотрения, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, в качестве третьего лица в порядке ст. 42 ГПК РФ - Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, в качестве третьих лиц в порядке ст. 43 ГПК РФ – ООО «Жилищные услуги», Савостов С.Д. В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные ранее требования, по основаниям, изложенным выше, просит возложить на Администрацию города Омска обязанность провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № по <адрес> за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 30 октября 2014 года в виде следующих работ: - замены отмостки вокруг всего дома; - замены кровельного покрытия с устройством узлов примыкания к парапетам, вентиляционным шахтам и вентиляционным стоякам системы канализации; - замены стропильных конструкций крыши и обрешетки, замены утеплителя; - ремонта вентиляционных каналов, включая замену плит покрытия вентшахт; - восстановления поврежденных окрасочного и штукатурного слоев цоколя наружных стен; - восстановления поврежденных участков кладки наружных стен; - ремонта подъездов с заменой окрасочного и штукатурного слоев; - замены окон и дверей в местах общего пользования; - устройства отсутствующих поручней на перилах лестничных маршей; - замены козырьков перед подъездами, ремонт балконных плит; - ремонта поврежденных участков перемычек над окнами, восстановление разрушенного штукатурного слоя в швах карнизных плит; - замены сетей горячего и холодного водоснабжения (водоразбор (рамка), магистральных сетей, вертикальных трубопроводов (стояков), горизонтальных отводы до первого крана, с установкой общедомовых приборов учета ресурсов; - замены сети канализации (магистральные сети, вертикальные и горизонтальные трубопроводы); - замены системы отопления (магистральные сети, вертикальные трубопроводы (стояки), горизонтальных отводов (подводки) до приборов отопления, полотенцесушителей, замены теплообменника и теплового узла с установкой общедомового узла учета потребления ресурсов; - замены системы электроснабжения (питающие дом кабели, провода внутри здания, установки нового распределительного щита, трех общедомовых приборов учета потребления электроэнергии - вводного, поквартирного и на коммунальное освещение. Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходы по оплате технического обследования дома в размере 15 000 рублей. В судебном заседании истец Клочков А.С., его представители Лихачев А.В., допущенный к участию в процессе в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, а также Подгорный А.В., являющийся старшим по дому и допущенный судом в порядке ст. 42 ГПК РФ, заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили требования удовлетворить. Дополнительно Лихачев А.В. пояснил, что с момента сдачи дома в эксплуатацию и до настоящего времени капитальный ремонт многоквартирного дома не проводился. Во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации Верховный Совет Российской Федерации в части № 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 установил, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В соответствии с положениями Приложения №3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации). Таким образом, в состав муниципальной собственности было включено имущество в виде единого и неделимого, отдельно стоящего объекта недвижимости, в отношении которого муниципалитет владел, пользовался и распоряжался на праве оперативного управления. Это доказывает и тот факт, что до момента принятия ЖК РФ 2005 года муниципалитет для осуществления своих прав в отношении многоквартирных домов находящихся на территории г. Омска не обращался к собственникам приватизированных помещений для получения их разрешения в виду отсутствия норм права устанавливающих процедурный порядок их осуществления и самостоятельно осуществлял распоряжение многоквартирными домами и контролировал исполнение законодательства в жилищной сфере. Все многоквартирные дома на территории г. Омска относились вне зависимости от даты приватизации квартир собственниками помещений к муниципальному жилищному фонду, управление которым осуществлялось органами местного самоуправления. Практически все элементы конструкций инженерных сетей и фасадов жилого дома исчерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта. Реализация п.1 Постановления Правительства от 18 июня 1996 г. N 707 в части включения капитального ремонта в состав структуры платежей на уровне г. Омска произошло в виде принятия Постановления Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 30.10.1998 года № 410. Согласно пункта 3 приложения № 1 к Постановлению Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 30.10.1998 года №410 «нормативах обеспечения жителей города жилищно-коммунальными услугами» капитальный ремонт жилищного фонда входит в перечень жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению города Омска муниципальными предприятиями. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включает плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда; за капитальный ремонт жилищного фонда; за наем жилья (для нанимателей жилья). (Данный пункт постановления действовал до 14.08.2004 года, момент вступления в силу изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ 30.07.2004 года N 392). Между тем, законом было предусмотрено, что обязанность проведения капитального ремонта лежит на наймодателе, который в свою очередь и обязан его проводить не зависимости от каких либо внешних обстоятельств, с помощью которых ответчик пытается уйти от ответственности. В связи с чем, оплата жилья включала в себя до 1998 года внесение платы за содержание жилья и платы за текущий ремонт жилья, а для нанимателей жилого помещения - платы за наем жилого помещения. Администрация города Омска сумму денежных средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в пределах города Омска получала из нескольких источников (в том числе платежи граждан) однако встречного исполнения так и не произошло. В судебном заседании представитель ответчиков Администрации г. Омска и Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Баланов О.Ю., действующий на основании доверенностей, заявленные исковые требования не признал, указав на то, что большинство квартир в доме были приватизированы в тот период времени, когда не все элементы общего имущества требовали замены. На момент передачи жилых помещений в собственность граждан, дом еще не нуждался в капитальном ремонте ряда элементов, в частности, не требовалось капитального ремонта система канализации, кровли и крыши сроки службы которых согласно ВСН 58-88 (р) составляет 30 и 40 лет. Срок эксплуатации дома до проведения капитального ремонта составляет 15-20 лет, в данном же случае на момент приватизации ряда квартир прошло 15 лет и крыша, кровля и канализация не требовали капитального ремонта. Согласно ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, аналогичные положения содержаться в ГК РФ. В силу ст. 39 ЖК РФ собственники квартир многоквартирного дома самостоятельно несут расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии со ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления имеют лишь право представлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Считает, что доводы истца не свидетельствуют о том, что исключительно на Администрации г. Омска лежала обязанность по проведению капитального ремонта, так как на момент первой приватизации и позднее уже существовали и иные собственники помещений многоквартирного дома. Доказательств того, что дом в 1992 году требовал капитального ремонта в том объеме, который заявлен истцом, в суд не представлено, при том, что бремя доказывания возложено на истца. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. В судебном заседании представители третьего лица ООО «Жилищные услуги» Цимбаревич А.В., Сазанский Б.В., действующие на основании доверенности, заявленные требования поддержали. В судебное заседание представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска – не явился, извещен надлежаще, письменного отзыва не представил, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В судебном заседании третье лицо Савостов С.Д. пояснил, что проживает в доме № по <адрес> 20 лет, приватизировал квартиру в 1996 года, однако капитальный ремонт дома не производился ни разу. Выслушав стороны, допросив специалиста, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что истец Клочков А.С. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан является сособственником жилого помещения №, расположенного в доме № по <адрес>, что подтверждается регистрационным удостоверением № 3-3886 от 03.03.1993 года. /л.д. 7/. Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения. Согласно сведениям, представленным департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска от 25 апреля 2012 года (л.д. 207), в Реестре муниципального имущества города Омска по адресу <адрес> учитывался жилой дом, 1977 года постройки, включенный в состав муниципальной собственности на основании Распоряжения первого заместителя Главы администрации города Омска от 15.12.1997 года № 1243-р «Об утверждении перечней объектов Омской дистанции гражданских сооружений Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги, передаваемых в муниципальную собственность». В соответствии с требованиями законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой жилой дом по указанному адресу исключен из Реестра, в реестр включены неприватизированные жилые помещения ( три жилых поме6щения). В соответствии со ст. 128 ЖК РСФСР (до 01 марта 2005 года) граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, обязаны обеспечивать его сохранность, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, содержать в порядке придомовую территорию. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 № 415, утративших силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 21 января 2006 № 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил). Из представленного в дело протокола № 6 от 20.12.2011 – 05.01.2012 года общего собрания собственников помещений жилого дома № по <адрес> следует, что собственниками многоквартирного дома принято решение о принятии участия в долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников помещений в доме в размере 5 % общего объема сметной стоимости капитального ремонта дома и наделении Клочкова А.С. полномочиями от имени всех собственников помещений в доме обратиться в суд с требованиями о проведении капитального ремонта дома. /л.д. 50-56/. Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в указанном доме, принадлежат на праве собственности физическим лицам (на основании регистрационных удостоверений, договоров мены, договоров купли-продажи, договоров дарения, договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации и др.), при этом имеется нежилое помещение, находящееся в оперативном управлении Омской области, а также три муниципальных жилых помещения. /л.д. 128-153/. Как следует из технического паспорта, составленного по состоянию на дом № по <адрес> является пятиэтажным, построен в 1977 году. Обратившись в суд с данным иском, истец указывает на то, что, не смотря на установленные Положением «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)» сроки, капитальный ремонт указанного дома не производился ни разу. Как следует из материалов дела, в 2011 году ООО "П" на основании договора № 2712 от 27 декабря 2011 г. и всоответствии с заданием на обследование, утвержденным генеральным директором ООО «Жилищные услуги» Б.В.С., по поручению избранного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме представителя собственника помещений А. В. Подгорного и истца А.С. Клочкова, проводилось обследование строительных конструкций и инженерных систем здания, по результатам которого был составлен отчет. Согласно указанного отчета, обследуемое здание 1977 года постройки представляет собой жилой пятиэтажный многоквартирный дом, проектная и исполнительная документация отсутствует, сведений о капитальном ремонте или усилении не имеется. На момент обследования здание находится в состоянии эксплуатации как жилой многоквартирный дом с расположенной на первом этаже детской поликлиникой, которая также занимает площадь пристройки к дому. Результаты обследования строительных конструкций и инженерных сетей: при обследовании наружных стен обнаружены следующие дефекты: разрушение штукатурного слоя цокольной части наружных стен. Категория технического состояния наружных стен оценивается как работоспособное состояние. В ходе обследования внутренних стен и перегородок были обнаружены следующие дефекты: разрушение внутреннего отделочного слоя стен подъездов. Категория технического состояния внутренних стен и перегородок оценивается как работоспособное состояние. В ходе обследования перекрытия видимых дефектов, таких как: разрушений защитного слоя бетона железобетонных плит перекрытия, трещин и сверхнормативных прогибов, не обнаружено. Категория технического состояния конструкций междуэтажного и чердачного перекрытия оценивается как работоспособное состояние. При обследовании конструкций крыши и кровли обнаружены следующие дефекты и повреждения: массовое поражение гнилью и грибком элементов стропильных конструкций крыши, наличие атмосферных осадков в чердачном помещении; наличие строительного мусора в чердачном помещении; отсутствие элемента конька; разрушение раствора швов между карнизными плитами; пробоины и трещины в кровельном покрытии. Помимо указанных выше дефектов, в ходе обследования также было установлено, что не все сечения основных несущих конструкций крыши соответствуют проектному значению, что является опасностью для дальнейшей эксплуатации, так как эти конструкции не несут заданную нагрузку и могут обрушиться. Не выполнены узлы примыкания вентиляционных шахт и канализационных стояков к кровле, что является причиной протечек атмосферных осадков. Утеплитель во многих местах слежался и утратил свои теплозащитные качества, поэтому необходима полная его замена на современный и отвечающий нормативным требованиям материал. Категория технического состояния крыши с конструкцией кровли оценивается как аварийное состояние. При обследовании лестничных маршей обнаружены следующие дефекты и повреждения: поручни на перилах лестничных маршей расшатаны. Категория технического состояния конструкций лестничных маршей оценивается как работоспособное состояние. При обследовании козырьков над входом в здание были выявлены следующие дефекты: оголение и коррозия арматурной сетки плиты козырька над входом. В целом категория технического состояния конструкций козырьков оценивается как работоспособное состояние. При обследовании балконов были обнаружены следующие дефекты и повреждения: оголение и коррозия арматурной сетки плиты балкона. В целом категория технического состояния конструкций балконов оценивается как работоспособное состояние. При обследовании полов лестничных площадок дефекты и повреждения не обнаружены. Категория технического состояния полов лестничных площадок оценивается как работоспособное состояние. При обследовании полов внутри квартир обнаружены следующие дефекты: стирание досок в ходовых местах; повреждения отдельных досок. Категория технического состояния внутриквартирных полов оценивается как работоспособное состояние. При обследовании деревянных окон были обнаружены следующие дефекты: оконные переплеты рассохлись и покоробились. Категория технического состояния окон здания оценивается как ограниченно-работоспособное состояние. При обследовании дверей были обнаружены следующие дефекты: неплотный притвор дверных полотен; рассыхание и коробление дверных рам. Категория технического состояния дверей здания оценивается как ограниченно-работоспособное состояние. При обследовании отмостки здания обнаружены следующие дефекты: неровности поверхности отмостки; местами разрушение отмостки. Категория технического состояния отмостки оценивается как ограниченно-работоспособное состояние. При обследовании инженерных сетей здания обнаружены следующие дефекты: массовая коррозия трубопроводов и элементов инженерных сетей; отсутствие изоляции силовых проводов дома. Категория технического состояния инженерных сетей здания оценивается как аварийное состояние. Инженерное оборудование и инженерные коммуникации не заменялись в течение всего периода эксплуатации, т. е. 35 лет при норме продолжительности эксплуатации 10-15 лет. Необходима замена внутри дома магистральных трубопроводов, стояков, инженерного оборудования и запорной арматуры с обязательной заменой водоразборного узла и установкой приборов общедомового учета. Эти работы необходимо выполнять на основании дефектных ведомостей, составляемых до начала ремонтных работ, состав которых согласовывается с Управляющей компанией, обслуживающей данный жилой дом. Электрическая проводка потеряла эластичность изоляции, не имеет современных средств защиты, предусмотренных действующими нормами и правилами, что является обоснованием ее замены. Увеличившаяся мощность токоприемников, а также увеличение количества бытовых электроприборов, требует увеличения сечения подводящих проводов и кабелей. Состав ремонта электрических сетей и оборудования определяется общероссийскими документами по проведению капитального ремонта жилых домов. В результате произошедшего в техподполье пожара во многих местах была повреждена изоляция силовых кабелей и проводки дома. В сложившейся ситуации с протечками и инженерных сетей появляется дополнительная опасность замыкания. В результате проведенного обследования сделаны следующие заключения: Строительные конструкции, имеющие категорию технического состояния аварийное состояние, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-10 Правила обследования и мониторинга технического состояния, аварийное состояние, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. К таким конструкциям относятся: крыша с конструкцией кровли; инженерные сети. Строительные конструкции, имеющие категорию технического состояния ограниченно-работоспособное состояние, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-2010 Правила обследования и мониторинга технического состояния, ограниченно-работоспособное, состояние характеризуются наличием кренов, дефектов и повреждений, приведших к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций возможно либо при контроле технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости). К таким конструкциям относятся: отмостка; окна; двери. Строительные конструкции, имеющие категорию технического состояния работоспособное состояние, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-2010 Правила обследования и мониторинга технического состояния, работоспособное состояние это состояние, при котором некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований, в конкретных условиях эксплуатации, не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и фунтов основания, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается. К таким строительным конструкциям относятся: наружные стены; внутренние стены и перегородки; междуэтажное и чердачное перекрытия; козырьки над входом; полы лестничных площадок; лестницы; полы внутриквартирные; балконы. Для обеспечения надежности строительных конструкций и здания в целом, необходимо проведение следующих мероприятий: выполнить устройство новой отмостки вокруг всего дома; выполнить ремонт либо замену козырьков над входами; выполнить ремонт балконных плит; восстановить раствор в швах карнизных плит; выполнить ремонт поврежденных участков перемычек над окнами; восстановление поврежденных окрасочного и штукатурного слоев цоколя наружных стен; частичная или полная замена стропильных конструкций крыши и обрешетки; замена кровельного покрытия на профнастил или другой материал; ремонт вентиляционных каналов, включая замену плит покрытия вентшахт, замена слоя чердачного утеплителя на более эффективный, согласно действующим нормам; ремонт подъездов с заменой штукатурного и окрасочного слоя; замена окон и дверей в местах общего пользования; замена расшатанных поручней на перилах лестничных маршей. С учетом дефектов несущих и ограждающих конструкций была произведена оценка процента износа, как отдельных конструктивных элементов, так и по зданию в целом. Общий физический износ здания на момент обследования составляет 51 %. Необходимо выполнить замену инженерных сетей и оборудования (теплового и водомерного узлов) по следующему перечню: горячее и холодное водоснабжение (вертикальные трубопроводы (стояки), горизонтальные отводы до первого крана, внутридомовые магистрали, полотенцесушители, теплообменник горячего водоснабжения, водоразборный узел, установка общедомового прибора учета потребления); канализация (магистральные трубопроводы, внутридомовые стояки, кроме подводок к внутриквартирным приборам); отопление (магистральные трубопроводы, вертикальные трубопроводы (стояки), радиаторов отопления, подводок от стояков к радиаторам отопления, тепловой узел с установкой приборов общедомового учета потребления); электроснабжение (замена питающих кабелей и проводов внутри здания, в том числе лестничных клеток и наружного освещения, установка нового распределительного щита, установка трех общедомовых счетчиков учета потребления электроэнергии - водного, поквартирного и на коммунальное освещение); газоснабжение (установка приборов общедомового учета потребления). С целью восстановления прочностных характеристик дефектных конструкций необходимо провести ремонтно-восстановительные работы по специально разработанному проекту, выполненному проектной организацией, имеющей свидетельство СРО на выполнение таких проектов. Без проведения мероприятий по капитальному ремонту безопасная эксплуатация жилого дома и сохранность имущества жильцов не может быть гарантирована. Существует наличие угрозы безопасности здоровью граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. В соответствии с вышеизложенным, необходимо произвести комплексный капитальный ремонт многоквартирного дома в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда путем включения в региональную адресную программу на проведение капитального ремонта на условиях Федерального закона от 21 июля 2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» либо за счет иных источников финансирования. В судебном заседании в качестве специалиста был допрошен П.В.П., главный специалист ООО "П", подписавший указанное заключение, который подтвердил содержание и выводы указанного отчета. Оценив представленные истцом доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что на момент передачи квартир в собственность граждан, то есть на момент возникновения долевой собственности, указанный дом еще не требовал капитального ремонта в его полном объеме, а именно, в части ремонта трубопроводов канализации исходя из следующего. Согласно Приложению № 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. № 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. В силу п. 5.1, 5.2., 5.8. ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства. Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать: - проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования; - составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам; - технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции; - разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией. Положениями п. 2.1., 2.2. ВСН 58-88 (р) установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию. Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. Из Приложения № 2 ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) покрытия крыш (кровли) из асбестоцементных листов и волнистого шифера составляет 30 лет, чугунных трубопроводов канализации – 40 лет. Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (Р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта. Согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет (приложение № 2). Из технического паспорта дома, составленного по состоянию на 28.07.1987 года следует, что дом введен в эксплуатацию в 1977 году, капитальный ремонт дома не производился, что так подтверждается письмом Администрации ЛАО г. Омска, согласно которому, работы по капитальному ремонту дома за счет средств федерального бюджета, бюджетов Омской области и г. Омска не проводились. /л.д. 73/. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем исполнена не была. Согласно Конституции РФ в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8), право частной собственности охраняется законом и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1,2 ст. 35). В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Исходя из положений ст. 235 ГК РФ приватизация является основанием для прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество, и, соответственно, основанием возникновения права собственности граждан. Статьи 289, 290 ГК РФ предусматривают, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. При этом собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Данные положения также закреплены в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которыми указанные лица владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ). Объекты общего имущества многоквартирного дома указаны в ст. 36 ЖК РФ, к ним относятся: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, общее имущество дома – это комплекс недвижимого имущества, которое предназначено для обслуживания, использования и доступа к помещениям. Доля в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома следует судьбе помещения в доме. Собственники жилых помещений не могут произвести выдел в натуре и разделить общее имущество между собственниками жилых помещений, в связи с этим доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). С 1 марта 2005 г. введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ. Следовательно, бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на собственниках жилых помещений дома. Учитывая указанные нормы закона, период приватизации истцами жилых помещений, суд полагает, что ссылку на положения ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует принять во внимание только во взаимосвязи с приведенными положениями названных норм права. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ, ст. 128 ЖК РСФСР и ст. 210 ГК РФ следует, что обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, и на гражданах, приватизировавших жилые помещения. Кроме этого бремя содержания должны нести не только собственники, но и юридические лица, которым помещения в доме принадлежат на ином вещном праве (хозяйственное ведение или оперативное управление). При этом несение расходов на пользование общим имуществом не связано с наличием каких-либо дополнительных условий, так как обязанность несения расходов возникает в силу закона (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ). Таким образом, часть бремени собственников жилых помещений в многоквартирном доме по содержанию дома путем своевременного проведения капитального ремонта может быть возложена и на бывших наймодателей. Для того, чтобы возложить на Администрацию г. Омска обязанность по проведению требуемого капитального ремонта в полном объеме, истец должен представить доказательства, что только на бывшем наймодателе – Администрации г. Омска лежала обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в полном объеме. Согласно данным, предоставленным ГП Омской области «Омский центр ТиЗ», Управления Росреестра Омской области, первая приватизация квартир в доме № по <адрес> была произведена в октябре 1992 года, не приватизированными в доме остались три квартир. Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства возникновения у Администрации г. Омска, как бывшего наймодателя, обязанности по проведению капитального ремонта дома в полном объеме до начала приватизации жильцами помещений дома. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, (далее - Правила) предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт (подп. «з» п. 11) При этом общее имущество должно содержаться в соответствие с требованиями законодательства РФ, в том числе, о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность для жизни и здоровья граждан. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д.1" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 Правил). Таким образом, в силу приведенных норм Правил непосредственно все собственники помещений дома, а не один из собственников общего имущества, к которому относится Администрация г. Омска, обязаны осуществлять в установленном порядке капитальный ремонт общего имущества данного многоквартирного дома. С учетом года возведения здания – 1977 год, периода возникновения долевой собственности – 1992 год, нахождение дома в муниципальной собственности до 2007 года, параметров, указанных в Приложении № 3 к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в представленном техническом заключении путем указания «периодов минимальной продолжительности эксплуатации элементов жилого здания до капитального ремонта» и «фактического срока службы элементов жилого здания», суд приходит к выводу, что на Администрацию г. Омска необходимо возложить обязанность по капитальному ремонту в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, в данном случае превысил 20 лет. В данном случае на момент первой приватизации дома срок его эксплуатации составил 15 год, в связи с чем, применительно к ВСН 58-88(р) не требовали капитального ремонта только трубопроводы системы канализации, так как срок их эксплуатации до постановки на капитальный ремонт составляет 40 лет. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что до 2004 года жильцы названного жилого дома вносили плату за обслуживание жилья, включающую расходы по проведению капитального ремонта, соответственно при приватизации жилых помещений до 2004 года, участвовали в расходах по проведению капитального ремонта. Доказательств проведения капитального ремонта названного жилого дома с момента введения в эксплуатацию суду не представлено. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 13 августа 1980 г. N 424 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки перспективных и годовых планов капитального ремонта жилищного фонда" утверждена указанная Инструкция, согласно п. 1.4 которой предусмотрено, что выборочный капитальный ремонт - это ремонт отдельных элементов здания, выполняемый по всему зданию или его части (этаже, секции, группе жилых помещений). При выборочном ремонте производятся замена или восстановление одного или нескольких видов конструкций, инженерных систем и других элементов здания (кроме замены перекрытий). При производстве выборочного ремонта эксплуатация здания, как правило, не прекращается. Таким образом, с учетом представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений дома, за исключением трубопроводов канализации. При этом довод представителя ответчиков об исключении из числа общего имущества дома, подлежащего капитальному ремонту, крыши и кровли суд находит несостоятельным, поскольку в судебном заседании установлено, что крыша с конструкцией кровли находятся в аварийном состоянии. Кроме того, ремонт шиферной кровли дома № по <адрес> Постановлением Мэра г. Омска от 19.05.2005 года № 262-п был включен в перечень объектов муниципального жилищного фонда г. Омска, находящегося на балансе муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства и иных объектов, подлежащих капитальному ремонту в 2005 году. /л.д. 190/, однако доказательств проведения капитального ремонта крыши указанного дома в 2005 году ответчиками суду не представлено. Обязанность по проведению указанного выше выборочного капитального ремонта вышеназванного многоквартирного жилого дома по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, должна быть возложена на Администрации г. Омска, которой обязанность по производству указанного капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнена, в связи с чем, суд возлагает на Администрацию г. Омска обязанность выполнить указанный выше ремонт. При этом суд учитывает, что переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01 августа 2007 года. В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В связи с чем, суд считает возможным определить срок окончания проведения капитального ремонта общего имущества указанного выше многоквартирного дома – до 30 октября 2014 года, считая его разумным, поскольку судом установлено фактическое недопустимое состояние указанного жилого дома, в том числе аварийное в части крыши с конструкцией кровли и инженерных сетей, об определении именно данного срока было заявлено истцом в судебном заседании, возражений относительно установления указанного срока окончания проведения капитального ремонта от ответчиков не поступало. При этом довод представителя ответчика Администрации г. Омска о недостаточности бюджетного финансирования не является основанием для его освобождения от возложения обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В связи с чем, с Администрации г. Омска в пользу истца Клочкова А.С. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, а также в пользу Подгорного А.В. подлежат взысканию расходы по оплате услуг специалиста в размере 15 000 рублей /подлинники соответствующих платежных документов представлены в материалы дела/. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № по <адрес> за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 30 октября 2014, за исключением капитального ремонта трубопровода канализации. Взыскать с Администрации города Омска в пользу Клочкова А.С. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, в пользу Подгорного Анатолия Васильевича расходы по оплате услуг специалиста в размере 15 000 рублей. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова