Дело № 2-2637/2012 Решение Именем Российской Федерации 07 июня 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области к Бюджетному учреждению города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» о признании действий незаконными, приостановлении деятельности по сбросу сточных вод, Установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (далее по тексту – Управление Росприроднадзора по Омской области) обратилось в суд с названным иском к Бюджетному учреждению города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» (далее по тексту – БУ г. Омска «Управление благоустройства ЦАО», БУ г. Омска «УБ ЦАО», Учреждение), указывая, что в ходе плановой выездной проверки БУ г. Омска «УБ ЦАО», проведенной в июле-августе 2011 года, установлено, что Учреждение осуществляет хозяйственную деятельность по оказанию муниципальных услуг на территории Центрального административного округа г. Омска. Учреждение создано путем изменения типа существовавшего AУ г. Омска «УБ ЦАО» с сохранением основных целей его деятельности в соответствии с Постановлением Администрации г. Омска от 29.04.2011 года № 409-п. Распоряжением Администрации ЦАО г. Омска от 06.07.2011 года № 384 утверждено муниципальное задание для БУ г. Омска «УБ ЦАО» на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годы. Размер субсидий выделенный на выполнение муниципального задания составил 112 320 000 рублей. Согласно титульного листа, предоставленного письмом Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 07.06.2011 года, текущему содержанию Учреждения подлежит 58 объектов ливневой канализации, находящихся в Центральном административном округе г. Омска. В соответствии со справкой-информацией, предоставленной АУ г. Омска «УБ ЦАО» от 05.03.2011 г. на обслуживании Учреждения находится 28 водовыпусков, из них 11 - в реку Иртыш, 17 - в реку Омь. Согласно плана мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в р. Иртыш и р. Омь, с целью достижения нормативов допустимого сброса, 1 раз в год (3 квартал) проводится промывка веток ливневой канализации. Промывка трубопровода ливневой канализации осуществляется с целью размыва и очистки ливневой канализации от образованных вследствие длительного пропускания поверхностных сточных вод осадка и ила, содержащих загрязняющие вещества. Содержание загрязняющих веществ с превышением норм ПДК, установленной для водных объектов р. Иртыш и р. Омь в составе сточных вод, отводимых с территории Центрального округа по сетям ливневой канализации, осуществляется с превышением норм предельно допустимой концентрации по нефтепродуктам, взвешенным веществам, железу, меди. В соответствии с Критериями отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 года № 640, реки Иртыш и Омь отнесены к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Вместе с тем, юридическое лицо БУ г. Омска «УБ ЦАО» в нарушение требований ч. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляет в соответствии с муниципальным заданием промывку сетей ливневой канализации с дальнейшим сбросом сточных вод в водные объекты р. Иртыш и р. Омь с нарушением правил водопользования при сбросе сточных вод в части отсутствия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом № ВЗТА-321/05-105/2011 от 22.08.2011 года об административном правонарушении, постановлением № ВЗТА-321/05-105/2011 от 24.08.2011 года о назначении административного наказания, распоряжением Администрации ЦАО г. Омска от 09.02.2011 года № 21 «Об утверждении муниципального задания для АУ г. Омска «УБ ЦАО» на 2011 год и плановый 2012 и 2013 годов» и приложенным к нему муниципальным заданием, соглашением № 173 от 28.12.2010 года «Об условиях представления бюджетных средств», дополнительным соглашением №2 к соглашению № 173 «Об условиях представления бюджетных средств», отчетами о выполненных работах по ливневой канализации на 2009-2011 годы, распоряжением от 06.07.2011 года № 384 Администрации ЦАО г. Омска от 09.02.2011 года № 21, письмом департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 07.06.2011 года и приложениями к нему, письмом Администрации Центрального административного округа г. Омска от 16.08.2011 года; письмом БУ г. Омска «УБ ЦАО» от 09.08.2011 года № 01-13/4421; протоколами анализа качества воды. Указанные обстоятельства использования БУ г. Омска «УБ ЦАО» водных объектов - р. Иртыш и р. Омь для сброса сточных вод, образующихся при промывке сетей ливневой канализации в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, установлены вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Омской области от 18.10.2011 по делу № А46-11209/2011. На основании изложенного, со ссылкой на п. 5.9 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011 № 400, ст. 15 Конституции РФ, ч. 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», просит признать деятельность бюджетного учреждения г. Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» при отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду незаконной; обязать БУ г. Омска «УБ ЦАО» устранить нарушения природоохранного законодательства, путем получения специального разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, в срок до 01.07.2012 года. В ходе рассмотрения дела, истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные ранее требования по основаниям, изложенным выше, просит признать деятельность бюджетного учреждения г. Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» при отсутствии разрешения на сброс сточных вод, образующихся от промывки сетей ливневых канализаций, в водный объект р. Иртыш и р. Омь незаконной; приостановить деятельность бюджетного учреждения г. Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» при отсутствии разрешения на сброс сточных вод, образующихся от промывки сетей ливневых канализаций, в водный объект р. Иртыш и р. Омь до получения разрешения на сброс сточных вод. В судебном заседании представитель истца Управления Росприроднадзора по Омской области Саввина О.В., действующая на основании доверенности, поддержала требования в уточненном объеме по основаниям, изложенным в иске. В судебном заседании представитель ответчика БУ г. Омска «Управление благоустройства ЦАО» Брехов Д.Д., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, при этом не отрицал наличие у Учреждения обязанности по получению разрешения на сброс сточных вод, пояснив, что в настоящее время вся необходимая документация по получению указанного разрешения находится на стадии согласования. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в уточненном объеме по следующим основаниям. В силу положений ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Омской области в июле-августе 2011 года, установлено, что БУ г. Омска «Управление благоустройства ЦАО» осуществляет хозяйственную деятельность по оказанию муниципальных услуг на территории Центрального административного округа г. Омска. Учреждение создано путем изменения типа существовавшего AУ г. Омска «УБ ЦАО» с сохранением основных целей его деятельности в соответствии с Постановлением Администрации г. Омска от 29.04.2011 года № 409-п. Распоряжением Администрации ЦАО г. Омска от 06.07.2011 года № 384 утверждено муниципальное задание для БУ г. Омска «УБ ЦАО» на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годы. Размер субсидий выделенный на выполнение муниципального задания составил 112 320 000 рублей. Согласно титульного листа, предоставленного письмом Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 07.06.2011 года, текущему содержанию Учреждения подлежит 58 объектов ливневой канализации, находящихся в Центральном административном округе г. Омска. В соответствии со справкой-информацией, предоставленной АУ г. Омска «УБ ЦАО» от 05.03.2011 г. на обслуживании Учреждения находится 28 водовыпусков, из них 11 - в реку Иртыш, 17 - в реку Омь. Согласно плана мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в р. Иртыш и р. Омь, с целью достижения нормативов допустимого сброса, 1 раз в год (3 квартал) проводится промывка веток ливневой канализации. Промывка трубопровода ливневой канализации осуществляется с целью размыва и очистки ливневой канализации от образованных вследствие длительного пропускания поверхностных сточных вод осадка и ила, содержащих загрязняющие вещества. Содержание загрязняющих веществ с превышением норм ПДК, установленной для водных объектов р. Иртыш и р. Омь в составе сточных вод, отводимых с территории Центрального округа по сетям ливневой канализации, осуществляется с превышением норм предельно допустимой концентрации по нефтепродуктам, взвешенным веществам, железу, меди. В соответствии с Критериями отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 года № 640, реки Иртыш и Омь отнесены к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. /л.д. 19-40/. В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно ст. 39 указанного ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В силу ст. 1 Водного Кодекса РФ (далее по тексту – ВК РФ), водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. Положения ст. 1 ВК РФ определяют понятие дренажных и сточных вод, в соответствии с которыми, дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты; сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. В соответствии с п. 1, 2, 4 ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В силу ч. 1, 4 ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Статьей 8 Водного кодекса РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Согласно ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде. Подпунктом 2 ч. 2 ст. 11 и ч. 2 ст. 21 Водного Кодекса РФ предусмотрено, что сброс сточных и (или) дренажных вод в водный объект возможен только на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование. В силу ст. 22 Водного Кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования. К решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод. В силу ст. 23 Водного Кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. Непосредственный порядок предоставления в пользование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод предусмотрен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 844. В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной проверки Управление Росприроднадзора по Омской области установлено, что ответчиком в нарушение требований ч. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляет в соответствии с муниципальным заданием промывку сетей ливневой канализации с дальнейшим сбросом сточных вод в водные объекты р. Иртыш и р. Омь с нарушением правил водопользования при сбросе сточных вод в части отсутствия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Постановлением Росприроднадзора по Омской области № ВЗТА-321/05-105/2011 от 24 августа 2011 года, вынесенным на основании протокола об административном правонарушении от 22 августа 2011 года № ВЗТА-321/05-105/2011, установлены указанные выше обстоятельства. Названным постановлением ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФЫ, выразившееся в нарушении правил водопользования при сбросе сточных вод в р. Иртыш и р. Омь в части отсутствия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. /л.д. 41-46/. Решением Арбитражного суда Омской области от 18.10.2011 года, вступившим в законную силу, вынесенным по делу № А46-11209/2011 по заявлению БУ г. Омска «Управление благоустройства ЦАО» к Управлению Росприроднадзора по Омской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, указанное постановление Росприроднадзора по Омской области № ВЗТА-321/05-105/2011 от 24.08.2011 года признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 10 000 рублей. /л.д. 59-66/. Указанным решением установлено, что административный орган при вынесении оспариваемого постановления пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтверждено, что БУ г. Омска «УБ ЦАО» в нарушение требований ч. 4 ст. 23 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляет в соответствии с муниципальным заданием промывку сетей ливневой канализации с дальнейшим сбросом сточных вод в водные объекты р. Иртыш и р. Омь с нарушением правил водопользования при сбросе сточных вод в р. Иртыш и р. Омь в части отсутствия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. В силу п. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было возбуждено арбитражным судом. Положениями п. 6 ст. 60 Водного Кодекса РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. На основании п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Таким образом, судом установлено, факт нарушения ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды путем осуществления сброса сточных вод, образующихся от промывки сетей ливневых канализаций, в водный объект р. Иртыш и р. Омь, что недопустимо, так как может повлечь загрязнение, засорение и (или) истощение водного объекта. Несоблюдение ответчиком требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по сбросу сточных вод, образующихся от промывки сетей ливневых канализаций, в водный объект р. Иртыш и р. Омь создает угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. В силу ч. 7 ст. 60 Водного Кодекса РФ нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с требованиями ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Поскольку сброс сточных вод, образующихся от промывки сетей ливневых канализаций, в водный объект р. Иртыш и р. Омь осуществляется ответчиком, что по сути является формальным признаком нарушения закона, требования истца в части признания данного вида деятельности незаконной суд находит подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконной и о приостановлении деятельности Бюджетного учреждения г. Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» при отсутствии разрешения на сброс сточных вод, образующихся от промывки сетей ливневых канализаций, в водный объект р. Иртыш и р. Омь до получения разрешения на сброс сточных вод. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконной деятельность Бюджетного учреждения г. Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» при отсутствии разрешения на сброс сточных вод, образующихся от промывки сетей ливневых канализаций, в водный объект р. Иртыш и р. Омь. Приостановить деятельность Бюджетного учреждения г. Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» при отсутствии разрешения на сброс сточных вод, образующихся от промывки сетей ливневых канализаций, в водный объект р. Иртыш и р. Омь до получения разрешения на сброс сточных вод. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова