Дело № 2-2621/2012 Решение Именем Российской Федерации 05 июня 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хлыстовой Т.В., Степановой Н.Ф. к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, взыскании судебных расходов, Установил: Истцы обратились в суд с названным иском, указывая, что являются собственниками квартир в доме № по <адрес>. Дом сдан в эксплуатацию в 1967 году, находится в неудовлетворительном техническом состоянии и требует капитального ремонта. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт дома не проводился. Согласно заключению о техническом состоянии жилого дома, выданному ООО "Р" техническое состояние элементов кровли и фасада оценивается как недопустимое, а систем холодного и горячего водоснабжения, отопления и электроснабжения оценивается как аварийное. Практически все элементы конструкций инженерных сетей и фасадов исчерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», продолжительность эффективной эксплуатации для данного вида домов, то есть межремонтный период, составляет 15-20 лет. Бывшим наймодателем дома является Администрация г. Омска, за которой в силу ст. 16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» сохраняется обязанность произвести капитальный ремонт дома, так как права и обязанности собственника дома несла именно Администрацию г. Омска. НА основании изложенного, просят обязать Администрацию г. Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, произвести в срок до 31 декабря 2013 года капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № по <адрес>; взыскать расходы по уплате государственной пошлины. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, в качестве третьего лица в порядке ст. 42 ГПК РФ - Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска. В судебном заседании истцы Хлыстова Т.В., Степанова Н.Ф. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили взыскать расходы по уплате государственной полшины в размере 200 рублей в пользу Хлыстовой Т.В. Дополнительно пояснили, что первая приватизация жилого помещения в многоквартирном доме № по <адрес> состоялась в 1992 году. В судебное заседание представители ответчиков Администрации г. Омска, Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, третьих лиц ООО «ЖКХ «Сервис», Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска – не явились, извещены надлежаще, письменного отзыва не представили. Выслушав истцов, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, истцы Хлыстова Т.В. и Степанова Н.Ф. являются участниками общей долевой собственности в отношении жилых помещений – квартир № и №, соответственно, расположенных в доме № по <адрес>, а также фактически проживают в указанных жилых помещениях. /л.д. 8-14/. В материалы дела представлен протокол № 17 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № по <адрес> от 05.03.2012 года, которым принято решение о делегировании истцам Хлыстовой Т.В. и Степановой Н.Ф. полномочий, как представителям собственников помещений в указанном доме, на обращение в суд с иском к органам местного самоуправления о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (с правом уточнения и/или изменения срока проведения капитального ремонта общего имущества дома). /л.д. 63-69/. В судебном заседании установлено, что в настоящее время указанный дом находится на балансе обслуживающей организации ООО «ЖКХ «Сервис», договор между управляющей компанией и истцами имеется. Согласно письму Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 21 мая 2012 года, в Реестре муниципального имущества города Омска по адресу <адрес> учитывался жилой дом, включенный в состав муниципальной собственности города Омска на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 27.02.1998 года № 197-рка «О внесении изменений в план приватизации ОАО «ОНПЗ» в части объектов соцкультбыта в муниципальную собственность». В соответствии с требованиями законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой жилой дом по указанному адресу исключен из Реестра, на текущий момент объектами учета в Реестре по указанному адресу являются 15 неприватизированных квартир. Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения. В соответствии со ст. 128 ЖК РСФСР (до 01 марта 2005 года) граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, обязаны обеспечивать его сохранность, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, содержать в порядке придомовую территорию. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 № 415, утративших силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 21 января 2006 № 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил). В 2011 году ООО "Р" выполнено обследование технического состояния многоквартирного жилого дома № по <адрес>, в результате которого на основании лицензии на право выполнения работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений составлено заключение. При составлении заключения специалист руководствовался ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р). Согласно указанному заключению, фактическое состояние инженерных сетей: инженерные сети отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализования сточных вод, энергоснабжения выполнены на момент ввода здания в эксплуатацию, сведения о капитальном ремонте в течение срока эксплуатации отсутствуют, сети поддерживались в рабочем состоянии текущими и неотложно-аварийными ремонтами сетей. В настоящее время сети находятся в неудовлетворительном состоянии, протечки и свищи на сетях появляются практически ежемесячно, повсеместное разрушение теплоизоляции и антикоррозийной защиты труб, что требует больших затрат на содержание сетей. Практически все элементы конструкций инженерных сетей исчерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта. Результаты обследования кровли: обследование кровли произведено визуальным осмотром конструктивов кровельного покрытия. Крыша чердачная, четырех скатная с деревянными стропилами, кровля из волнистых асбестоцементных листов по деревянной обрешетке, чердак холодный. Шиферное покрытие имеет многочисленные раскрытия и растрескивания вдоль листа, сдвиг листов шифера с раскрытием коньковой части кровли, в местах раскрытия сильное затекание осадков и гниение конькового элемента. Разрушение коньковой части кровли составляет 45 %, местами полное отсутствие защитного конькового элемента из кровельной стали. На стропилах мокрые пятна, следы протечек 50 %, поражение гнилостности 30-40%. 60% стропил имеют прогибы, превышающие предельно допустимые. Мауэрлат 20-30% мокрые пятна. На подстропильных конструкциях следы протечек, мокрые пятна. Обрешетка поражена гнилостностью 61 %. Требуют ремонта слуховые окна и вент шахты. В местах пропуска вентиляционных блоков, шахт и другого инженерного оборудования по СНиП II-26-76 п. 3.8 предусмотрены переходные детали, защитные фартуки из оцинкованной кровельной стали и герметичное соединение их со стенками блоков, шахт или оборудования. По факту данные элементы не качественно выполнены, а местами полностью отсутствуют. На кровле толщина утеплителя недостаточна. Данная кровля не выполняет необходимых ограждающих и теплоизоляционных функций. Процент износа шиферной кровли составляет 61 %, техническое состояние элементов кровли оценивается как недопустимое, имеется угроза сохранности общего имущества собственников. В целях обеспечения условий комфортного проживание собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта кровли. Кровля здания была выполнена в 1967 году и сведений о проведения капитального ремонта отсутствуют. По результатам обследования жилого дома была вынесена оценка физического износа фасада: отдельные трещины и выбоины, ширина трещин до 7 мм. Оконные переплеты в подъездах жилого дома рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, створки не открываются или выпадают, все сопряжения нарушены. Оконные блоки не выполняют необходимых теплоизоляционных функций. Необходима замена окон в подъездах, ремонт отмостки и тамбуров подъездов жилого дома. Нарушена герметичность межпанельных швов. Не функционирует организованный водослив. Разрушены над подъездные козырьки, следы увлажнения на нижней поверхности плиты и на участках. Наблюдаются отслоения защитного слоя бетона, местами протечки и промерзания в стыках, протечки, разрушение защитного слоя, обнажение арматуры, коррозия металлических несущих конструкций (консолей, кронштейнов, подвесок), трещины в плите, следы увлажнения на нижней плоскости плиты и на участках стены, примыкающих к балкону (козырьку), отслоение раствора в стыках, трещины на наружной поверхности, следы протечек в помещениях, горизонтальные трещины в простенках и вертикальные в перемычках, массовые трещины и деформации, разрушение и оседание утеплителя, выпучивание бетонных слоев, протечки и промерзание панелей. Процент износа фасада составил 61 %. Рекомендуется выполнение работ капитального ремонта фасада. Фактическое состояние систем холодного и горячего водоснабжения: вывод из строя запорной арматуры, следы ремонтов трубопроводов (хомуты, заварка, замена отдельных участков); большая корразия элементов системы. Отсутствуют приборы учета. Процент износа ХГВС составил 66 %. Техническое состояние элементов ХГВС оценивается как аварийное, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращением подачи холодной воды жильцам квартир с нанесением материального ущерба. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта системы ХГВС. Фактическое состояние системы отопления: система теплоснабжения жилого дома зависимая, с нижней разводкой, оборудована одним элеваторным тепловым узлом. На лежаках и стояках глубокая коррозия, отслоение металла, отсутствуют приборы учета, неудовлетворительная работа запорной арматуры. Отсутствует тепловая изоляция разводящих трубопроводов по техподполью системы отопления. Тепловой узел - имеются следы приварки, коррозия элементов теплового узла, следы протечек на запорной арматуре. Процент износа системы отопления составил 65 %, технического состояние элементов системы отопления оценивается как аварийное, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшем затоплением подвальной часта жилого дома и прекращением нормального функционирования системы отопления с нанесением значительного материального ущерба. В целях обеспечении условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома рекомендуется выполнение работ капитального ремонта системы отопления. Фактическое состояние системы электроснабжения: потеря эластичности изоляции проводов АПВ, повреждение сетей, оплавление изоляции в местах соединения, участки оголенных проводов. Также требует замены распределительные щиты с заменой автоматов и выключателей. В системе электроснабжения многоквартирного дома отсутствует отдельная, выделенная линия защитного заземления. Вместо системы защитного заземления с момента первоначальной эксплуатации дома используется система зануления (объединения корпуса щита этажного электрического с нулевым магистральным проводником). Таким образом, при капитальном ремонте системы электроснабжения ее монтаж должен быть выполнен с учетом новых действующих документов и требований ПЗУ на момент выполнения работ. Процент износа системы электроснабжения составил 61 %, техническое состояние элементов системы электроснабжения оценивается как аварийное, имеется угроза возникновения короткого замыкания, а также возгорания жилого дома с нанесением значительного материального ущерба. Рекомендуется выполнение работ капитального ремонта системы электроснабжения. Фактическое состояние системы канализации: в подвальной части жилого дома центральный трубопровод фекальной канализации диаметром 160 мм., чугунная труба имеет разрушения, также имеются горизонтальные выколы и трещины, на 25 % трубопровода установлены бандажи и хомуты. Замена отдельных участков, протекание на стыках трубопроводов, выпадение набивки на вертикальных стыках. Процент износа канализации составил 61%, техническое состояние элементов канализации оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома рекомендуется выполнение работ капитального ремонта канализации. По результатам обследования сделаны общие выводы о необходимости проведения капитального ремонта по следующим конструктивам: для обеспечения полноценного функционирования здания и исключения опасности повреждения общего и личного имущества необходимо произвести капитальный ремонт систем холодного и горячего водоснабжения, системы отопления с установкой автоматизированной системы учета тепла, канализования сточных вод, системы электроснабжения с заменой ВРУ, магистральных внутридомовых кабельных разводок с учетом новых нормативных требований, элементов фасада здания (замена подъездных окон), капитальный ремонт межпанельных швов, ремонт подъездов, отмосток и цоколя, капитальный ремонт крыши, с заменой надподъездных козырьков, капитальный ремонт системы водоотведения. /л.д. 15-62/. Оценив представленные истцами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что на момент передачи квартир в собственность граждан, то есть на момент возникновения долевой собственности, указанный дом еще не требовал капитального ремонта в его полном объеме, а именно, в части ремонта трубопроводов системы канализации (чугунные). Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (Р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта. Согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет (приложение № 2). При этом в Приложении № 3 к названному Положению ВСН 58-88 (р) предусмотрена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, используемая в указанном выше техническом заключении и применяемая согласно ГОСТ Р 53778-2010 года "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 марта 2010 г. N 37-ст) Из технического паспорта дома следует, что дом 1967 года постройки, капитальный ремонт дома не производился. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем исполнена не была. Согласно Конституции РФ в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8), право частной собственности охраняется законом и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1,2 ст. 35). В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Исходя из положений ст. 235 ГК РФ приватизация является основанием для прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество, и, соответственно, основанием возникновения права собственности граждан. Статьи 289, 290 ГК РФ предусматривают, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. При этом собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Данные положения также закреплены в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которыми указанные лица владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ). Объекты общего имущества многоквартирного дома указаны в ст. 36 ЖК РФ, к ним относятся: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, общее имущество дома – это комплекс недвижимого имущества, которое предназначено для обслуживания, использования и доступа к помещениям. Доля в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома следует судьбе помещения в доме. Собственники жилых помещений не могут произвести выдел в натуре и разделить общее имущество между собственниками жилых помещений, в связи с этим доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). С 1 марта 2005 года введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ. Следовательно, бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на собственниках жилых помещений дома. Учитывая указанные нормы закона, период приватизации истцами жилых помещений, суд полагает, что ссылку на положения ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует принять во внимание только во взаимосвязи с приведенными положениями названных норм права. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ, ст. 128 ЖК РСФСР и ст. 210 ГК РФ следует, что обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, и на гражданах, приватизировавших жилые помещения. Кроме этого бремя содержания должны нести не только собственники, но и юридические лица, которым помещения в доме принадлежат на ином вещном праве (хозяйственное ведение или оперативное управление). При этом несение расходов на пользование общим имуществом не связано с наличием каких-либо дополнительных условий, так как обязанность несения расходов возникает в силу закона (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ). Таким образом, часть бремени собственников жилых помещений в многоквартирном доме по содержанию дома путем своевременного проведения капитального ремонта может быть возложена и на бывших наймодателей. Для того чтобы возложить на Администрацию г. Омска обязанность по проведению требуемого капитального ремонта в полном объеме, истцы должны представить доказательства, что только на бывшем наймодателе – Администрации г. Омска лежала обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома полном объеме. Как следует из материалов дела, Администрация г. Омска не является единственным собственником жилых помещений дома. Согласно данным, предоставленным ГП Омской области «Омский центр ТиЗ», первая приватизация квартир в доме № по <адрес> была произведена в июне 1992 года, также из вышеназванного ответа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска следует, что не приватизированными в доме остались 15 квартир. Ответчиками в материалы дела не представлены доказательства возникновения у Администрации г. Омска, как бывшего наймодателя, обязанности по проведению капитального ремонта дома в полном объеме до начала приватизации жильцами помещений дома. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, (далее - Правила) предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт (подп. «з» п. 11) При этом общее имущество должно содержаться в соответствие с требованиями законодательства РФ, в том числе, о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность для жизни и здоровья граждан. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д.1" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 Правил). Таким образом, в силу приведенных норм Правил непосредственно все собственники помещений дома, а не один из собственников общего имущества, к которому относится Администрация г. Омска, обязаны осуществлять в установленном порядке капитальный ремонт общего имущества данного многоквартирного дома. С учетом года возведения здания – 1967 год, периода возникновения долевой собственности – 1992 год, приема дома в муниципальную собственность – 1998 год, параметров, указанных в Приложении № 3 к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в представленном техническом заключении путем указания «периодов минимальной продолжительности эксплуатации элементов жилого здания до капитального ремонта» и «фактического срока службы элементов жилого здания», суд приходит к выводу, что на ответчика Администрацию г. Омска необходимо возложить обязанность по капитальному ремонту в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, в данном случае превысил 30 лет. В данном случае на момент первой приватизации дома срок его эксплуатации составил 25 лет, в связи с чем, применительно к ВСН 58-88(р) не требовали капитального ремонта только трубопроводы системы канализации (чугунные), так как срок их эксплуатации до постановки на капитальный ремонт составляет 40 лет. Доказательств работ, произведенных по программе Федерального Закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» ответчиком в судебное заседание не представлено. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 13 августа 1980 г. N 424 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки перспективных и годовых планов капитального ремонта жилищного фонда" утверждена указанная Инструкция, согласно п. 1.4 которой предусмотрено, что выборочный капитальный ремонт - это ремонт отдельных элементов здания, выполняемый по всему зданию или его части (этаже, секции, группе жилых помещений). При выборочном ремонте производятся замена или восстановление одного или нескольких видов конструкций, инженерных систем и других элементов здания (кроме замены перекрытий). При производстве выборочного ремонта эксплуатация здания, как правило, не прекращается. Таким образом, с учетом представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений дома за исключением трубопроводов системы канализации (чугунные). Обязанность по проведению указанного выше выборочного капитального ремонта вышеназванного многоквартирного жилого дома по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, возложена на Администрации г. Омска, которой обязанность по производству указанного капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнена, в связи с чем, суд возлагает на Администрацию г. Омска обязанность выполнить указанный выше ремонт. При этом суд учитывает, что переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01 августа 2007 года. В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В связи с изложенным, суд считает возможным определить срок окончания проведения капитального ремонта общего имущества указанного выше многоквартирного дома, за исключением указанных выше отдельных его элементов, до 31 декабря 2013 года, считая его разумным, поскольку судом установлено фактическое неудовлетворительное состояние указанного жилого дома, имеется угроза безопасности жизни и здоровья граждан, что подтверждается указанным выше техническим заключением от 2011 года, об определении именно данного срока было заявлено истцами в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось ответчиком. При этом довод представителя ответчика Администрации г. Омска о недостаточности бюджетного финансирования не является основанием для его освобождения от возложения обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В связи с чем, с Администрации г. Омска в пользу истца Хлыстовой Т.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. /л.д. 2-3/. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № по <адрес> за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31 декабря 2013 года за исключением следующих элементов: трубопроводы системы канализации (чугунные). Взыскать с Администрации города Омска в пользу Хлыстовой Т.В, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова