Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 июня 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А., при секретаре судебного заседания Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Агафонова С.Г. о признании распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 22.03.2010 № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка» недействительным, расформировании и снятии с кадастрового учета земельного участка, у с т а н о в и л : Агафонов С.Г. обратился в суд с заявлением о признании распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 22.03.2010 № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка» недействительным, указав, что является сособственником квартиры <адрес> в г. Омске. В декабре 2011 года ему стало известно, что решением Арбитражного суда Омской области от 20.10.2011 по делу № удовлетворено заявление автономного учреждения г. Омска «Спортсервис» о признании незаконным отказа Главного управления по земельным ресурсам Омской области в предоставлении указанному автономному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, в том числе и спорного земельного участка с временным кадастровым номером №, и обязании Главного управления по земельным ресурсам Омской области предоставить земельные участки. Собственники многоквартирного дома <адрес> в г. Омске не были привлечены к участию в судебном заседании, поэтому не имели возможности обжаловать указанное решение Арбитражного суда Омской области. Поскольку Арбитражный суд Омской области решил земельный участок, входящий в состав общего имущества в многоквартирном доме, передать в постоянное (бессрочное) пользование автономному учреждению г. Омска «Спортсервис», собственники дома лишились возможности сформировать земельный участок под многоквартирным домом. Считает, что предоставление третьему лицу земельного участка, расположенного на придомовой территории, незаконным, так как на указанном земельном участке расположены объекты благоустройства, входящие в состав общего имущества, такие как спортивная площадка. Просил признать недействительным распоряжение департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 22.03.2010 № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 50 метрах восточнее относительно 5-этажного жилого дома по улице <адрес> а в Центральном административном округе г. Омска» (л.д. 2-5). В последующем Агафонов С.Г. требования уточнил, просил признать недействительным распоряжение департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 22.03.2010 № №Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 50 метрах восточнее относительно 5-этажного жилого дома по улице <адрес> в Центральном административном округе г. Омска», расформировать и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №. Агафонов С.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнительно указал, что собственники помещений в его доме в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения несут расходы на содержание спортивной площадки. Они ухаживают за спортивной площадкой. Представитель департамента имущественных отношений Администрации города Омска Унжакова И.С., действующая на основании доверенности (л.д. 49), в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 33-35). В отзыве на заявление департамент имущественных отношений Администрации города Омска указал, что какими-либо правами в настоящее время на спорный земельный участок заявитель не обладает и, соответственно, его права и законные интересы принятием оспариваемого распоряжения не нарушены. Спорный земельный участок имеет строго целевое назначение и предназначен для размещения физкультурно-оздоровительных сооружений открытого типа, а не многоквартирных домов. Территориально спортивная площадка относится к определенному жилому массиву, как совокупности многоквартирных жилых домов, а не к одному многоквартирному дому. Данное обстоятельство не позволяет включить спортивную площадку в состав общего имущества многоквартирного дома, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 36 ЖКРФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома. Оспариваемое распоряжение принято в интересах граждан (неопределенного круга лиц) и не может нарушать права заявителя и собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> в г. Омске. Представитель автономного учреждения г. Омска «Спортсервис» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 46). Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 47). Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области Исматова Н.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 48), представила письменный отзыв, полагала, что требования подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое распоряжение нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> в г. Омске. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу. Согласно п. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными полностью или частично. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления - один из предусмотренных ст. 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав. Статья 13 ГК РФ, определяющая условия его реализации, по своему предназначению направлена на обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (п. 1 ст. 1 ГК РФ) и создает - наряду с положениями других федеральных законов - необходимую правовую основу государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 45, статья 46, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации). В этой связи основанием для признания акта государственного органа и местного самоуправления недействительными (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина. Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 22.03.2010 № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 50 метрах восточнее относительно 5-этажного жилого дома по улице <адрес> в Центральном административном округе г. Омска» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером №, относящегося к категории земель населенных пунктов, и установлен вид использования земельного участка - для размещения физкультурно-оздоровительных сооружений открытого типа. Местоположение земельного участка установлено в 50 метрах восточнее относительно 5-тажного жилого дома с почтовым адресом: <адрес> (л.д. 8). В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа. Разделом 4.2.5 Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, предусмотрено развитие спортивных сооружений для массовых занятий спортом, в том числе спортивных площадок. В целях реализации Генерального плана в соответствии с пунктом 2.8 раздела III общегородской целевой программы «Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения на период до 2009 года», утвержденной решением Омского городского Совета от 10.10.2007 № 56, пунктом 1.6 долгосрочной целевой программы города Омска «Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения на 2010-2016 годы», утвержденной постановлением Администрации города Омска от 28.10.2009 № 834-п, были сформированы земельные участки для размещения физкультурно-оздоровительных сооружений открытого типа, в том числе земельный участок, схема расположения которого утверждена оспариваемым распоряжением. 20.10.2011 Арбитражным судом Омской области вынесено решение по делу № по заявлению автономного учреждения города Омска «Спортсервис» к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о признании незаконным отказа Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 21.02.2011 № и обязании совершить действие. Данным решением заявленные автономным учреждением города Омска «Спортсервис» требования автономного учреждения города Омска «Спортсервис» удовлетворены полностью. Признан незаконным отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области в предоставлении указанному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, в том числе спорного земельного участка, предназначенного для размещения физкультурно-оздоровительных сооружений открытого типа. Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В силу частей 3 и 4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона). Собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Из представленной кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером № площадью 4151 кв.м усматривается, что земельный участок под многоквартирным домом <адрес> в г. Омске учтен в государственном кадастре недвижимости, правообладателями земельного участка являются собственники жилых помещений многоквартирного дома, вид права - общая долевая собственность (л.д. 36-38). Часть 1 ст. 254 ГПК РФ, регулирующая порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, устанавливает необходимость указания, чем конкретно оспариваемый акт нарушает права и свободы лиц, обращающихся за судебной защитой. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право. Заявитель указывает на то, что собственники дома <адрес> г. Омске в результате издания распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 22.03.2010 № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 50 метрах восточнее относительно 5-этажного жилого дома по улице <адрес> в Центральном административном округе г. Омска» лишились возможности сформировать земельный участок под многоквартирным домом с включением в данный земельный участок территории спортивной площадки. В то же время заявителем не представлены доказательства того, что собственниками помещений в многоквартирном доме принималось решение о формировании земельного участка под домом с учетом площади, занимаемой спортивной площадкой, равно как и того, что он является уполномоченным представителем собственников помещений в доме по вопросам, связанным с формированием земельных участков. Не представлены и доказательства того, что при межевании земельного участка, занимаемого многоквартирным домом <адрес> в г. Омске, разрешался вопрос о включении сформированного и учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка с временным кадастровым номером №, на котором размещена спортивная площадка, в состав земельного участка под многоквартирным домом. Заключения кадастрового инженера о невозможности межевания земельного участка, на котором размещен многоквартирный жилой дом (с придомовой территорией), не имеется. Напротив, этот земельный участок прошел межевание, границы сформированы, имеется право общей долевой собственности собственников жилых помещений. Кроме того, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № расположен относительно ориентира - жилого дома <адрес> в г. Омске. Земельный участок находится примерно в 50 метрах восточнее от указанного ориентира. Территориально земельный участок с кадастровым номером № относится к определенному жилому массиву, включающему в себя совокупность многоквартирных жилых домов (<адрес> в г. Омске) (л.д. 12). Сформированный земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположена спортивная площадка, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Сведения о правообладателях земельного участка с кадастровым номером № на котором расположена спортивная площадка, на момент его формирования и кадастрового учета отсутствовали. Указанные факты никем не оспаривались в судебном заседании. В связи с вышеизложенным правовых оснований считать оспариваемое распоряжение незаконным не имеется. Ссылки заявителя на то, что собственники помещений в доме в составе платы за содержание и ремонт жилого помещение несли расходы на содержание спортивной площадки, сами по себе не свидетельствуют о незаконности оспариваемого распоряжения. Как указывалось выше территориально земельный участок с кадастровым номером № относится к определенному жилому массиву, включающему в себя совокупность многоквартирных жилых домов, а не к какому-либо одному дому. Собранные по делу доказательства позволяют суду сделать вывод о принятии департаментом имущественных отношений Администрации города Омска распоряжения от 22.03.2010 № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 50 метрах восточнее относительно 5-этажного жилого дома по улице <адрес> в Центральном административном округе г. Омска» в соответствии с законом; права и свободы Агафонова С.Г. не были нарушены и препятствия к осуществлению его прав и свобод не созданы. В силу п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом и в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В связи с отказом в удовлетворении требования о признании незаконным распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 22.03.2010 № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 50 метрах восточнее относительно 5-этажного жилого дома по улице <адрес> в Центральном административном округе г. Омска» оснований для удовлетворения требований о расформировании и снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении заявления Агафонова С.Г. о признании распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 22.03.2010 № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 50 метрах восточнее относительно 5-этажного жилого дома по улице <адрес> в Центральном административном округе г. Омска» недействительным, расформировании и снятии с кадастрового учета земельного участка недействительным, расформировании и снятии с кадастрового учета земельного участка отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.А. Вагнер