Дело № 2-3151/2012 г. Решение от 28.06.2012 г. по иску Барановой А.В. к Администрации г. Омска и другим.



Дело № 2-3151/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2012 года

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н. при секретаре Ануфриевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барановой А.В. к департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска, Администрации города Омска, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения,

установил:

Баранова А.В. обратилась в суд с иском к департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска. Просит произвести срочное отселение истца в связи с тем, что дом, в котором она проживает, признан непригодным для постоянного проживания, возместить судебные расходы. В обоснование иска указано, что Баранова А.В. имеет на праве собственности комнату № <адрес> в г. Омске. Согласно заключению межведомственной комиссии г. Омска от 03 марта 2010 года указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, непригодным для дальнейшей эксплуатации. На основании указанного заключения постановлением Мэра г. Омска от 08 июня 2010 г. № 441-п указанный жилой дом признан подлежащим сносу, физический износ дома составляет 72%, дом 1946 года постройки. Согласно п. 2 указанного постановления срок расселения жильцов дома указан до 30 января 2012 года, который впоследствии продлен до 30 января 2013 года. Каких-либо мер по предоставлению жилых помещений ответчиком не принимается. При этом проживание в данном доме опасно для здоровья. В настоящее время санитарный узел в секции № 2 дома закрыт и опечатан в связи угрозой обвала потолка. Изменение срока отселения незаконно, нарушает права истца, которая находится в состоянии беременности. Просит суд обязать департамент городского хозяйства произвести срочное отселение истца из дома, возместить судебные расходы: госпошлину, на оформление доверенности 900 руб., а также услуги представителя согласно договору.

Согласно определению суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация г. Омска, департамент жилищной политики Администрации г. Омска.

В судебное заседание истец не явился, воспользовалась услугами представителя по доверенности.

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности Федорова И.С., уточнила исковые требования, просит обязать ответчиков предоставить истцу жилое помещение взамен изымаемого в порядке п. 8 ст. 32 ЖК РФ, согласно которому по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В судебном заседании представители ответчиков: Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 54-55). Представлен отзыв на иск, из которого следует, что истец является собственником жилого помещения и просит предоставить взамен указанного жилого помещения в собственность иное помещение. В данном случае правоотношения между Администрацией и истцами должны регулироваться ст. 32 ЖК РФ, согласно которой действия Администрации г. Омска в плане изъятия земельного участка, жилых помещений наступают после истечения срока, установленного в постановлении о признании дома аварийным, однако указанный срок не наступил, решения об изъятии земельного участка не принято. Предоставление жилого помещения в собственность согласно ст. 32 ЖК РФ не является обязанностью ответчика. Также указала, что истец не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В связи с чем право на предоставление помещения по договору социального найма в случае признания истца нуждающимся не утрачено. Просит отказать в иске о предоставлении жилого помещения в собственность (л.д. 47-48).

Представитель третьего лица - департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.

Согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с распоряжением Мэра г. Омска от 24 марта 2006 г. № 93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. №153) ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.

Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).

Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Судом установлено, что истец проживает в комнате <адрес> в г. Омске (л.д. 28).

Жилая площадь комнаты составляет 16,3 кв.м (л.д. 29 -копия техпаспорта).

Указанная комната принадлежит истцу согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07 сентября 2011 года, выданного на основании договора купли-продажи от 13 апреля 2010 года (л.д. 27, 38-40).

Постановлением Мэра г. Омска от 08 июня 2010 г. № 441-п указанный жилой дом признан подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений в жилых домах, в частности, в спорном доме, рекомендовано принять меры к сносу жилых домов в срок до 30 января 2012 года. Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска предоставлен срок до 30 января 2012 г. для предложения гражданам, проживающим в жилых домах, жилые помещения для расселения. Указанный срок Администрацией изменен на 30 января 2013 года постановлением Администрации г. Омска от 13 марта 2012 года № 394-п.

Указанное постановление принято, в том числе, на основании заключения межведомственной комиссии № 484 от03 марта 2010 года, согласно которому комиссия пришла к выводу о том, что техническое состояние указанного выше строения оценивается как недопустимое, при котором существует опасность для пребывания людей в данном здании; общее состояние дома (при физическом износе - 72%) оценивается как аварийное; характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, данное жилое здание 1946 года постройки, относится к категории непригодного для дальнейшей эксплуатации, аварийный и подлежит к сносу (л.д. 49-50).

В обоснование заявленных требований истец указывает, что установленный постановлением Мэра г. Омска срок для сноса и расселения граждан необоснован, проживание в доме опасно, в связи с чем на ответчика следует возложить обязанность по предоставлению жилого помещения до указанного срока, однако требование истца о возложении на ответчика обязанности представить в собственность жилое помещение удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регулируется ст. 32 ЖК РФ, которая определяет основания изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, порядок принятия решения об этом, его государственную регистрацию, сроки уведомления собственника о принятом решении, определение выкупной цены жилого помещения, основания для заключения соглашения между собственником и органом, принявшим решение об изъятии земельного участка.

В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, содержащимися в постановлении Пленума ВС №14 от 02 июля 2009 г. (п. 22), в том случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В указанном постановлении обращено внимание на то, что Жилищным кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии, применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

По смыслу указанных норм закона обязанность совершить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, а также последующий за этим выкуп жилого помещения возникает у органа, принявшим такое решение, после истечения установленного срока для сноса жилого помещения собственником.

Поскольку в постановлении Мэра г. Омска такой срок был первоначально установлен до 30 января 2012 г., а в настоящее время указанный срок продлен, основания для совершения действий, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, до истечения указанного срока, у Администрации г. Омска отсутствовали.

Из толкования положения ст. 32 ЖК РФ, в частности п. 8 ст. 32 ЖК РФ следует, что по общему правилу жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, расположенное в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежит изъятию путем выкупа. Предоставление взамен изымаемого жилого помещения иного жилого помещения возможно только по соглашению сторон, однако обязанности заключения указанного соглашения ответчик не несет; из отзыва ответчика следует, что к соглашению стороны не пришли. Исключением из общего правила является возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма собственнику, признанному малоимущим и состоящим на учете нуждающихся в жилом помещении.

Как уже было указано выше, истец на данном учете не состоит, в связи с чем указанное право им не утрачено.

В соответствии с положениями ст. ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Поскольку судом установлено, что соглашения между истцами и Администрацией г. Омска о предоставлении жилого помещения в собственность не заключалось, против заявленных требований ответчик возражал, требование истца об обязании ответчика предоставить в собственность иное благоустроенное жилое помещение удовлетворению не подлежит.

С учетом положений ст. 98 ГПК РФ заявление истца о возмещении судебных расходов в связи с отказом в иске удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения в собственность, возмещении судебных расходов Барановой А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.Н.Попова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200