Дело № 2-3000/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 июня 2012 года Центральный районный суд город Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н. при секретаре судебного заседания Ануфриевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа городу Омска в интересах Козлова В.А., Козловой М.В. к Администрации города Омска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, установил: Прокурор Центрального АО г. Омска обратился в суд с иском к Администрации г. Омска в интересах Козлова В.А. и Козловой М.В. к Администрации города Омска о признании действий незаконными и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование иска указано, что указанные лица проживают в комнате <адрес> на основании ордера. Занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания актом межведомственной комиссии от 26 декабря 2007 года № 404, Постановлением Мэра г. Омска от 29 декабря 2007 года № 992-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» дом, в котором они проживают, включен в перечень жилых домов, подлежащих сносу, установлен срок для расселения - до 30 ноября 2008 года. Согласно техническому отчету ООО «Проектный центр «Сибпроект», составленному в 2007 году общий физический износ дома составляет 69 %. Проводимая поверка показала, что капитальный ремонт дома с 2007 года не производился, техническое состояние дома с этого времени не улучшилось. До настоящего времени другое жилое помещение истцам не представлено, проживать в аварийном доме невозможно, так как дом относится к категории непригодного для дальнейшего проживания. Срок переселения граждан из указанного жилого дома неоднократно и необоснованно переносился постановлениями Мэра г. Омска. Каких-либо мер для расселения из указанного дома ответчиком не принято. Ссылаясь на ст.ст. 15, 57, 60, 85, 86 ЖК РФ, проситпризнать незаконным бездействие Администрации г. Омска по непринятию мер по сносу дома и расселению жителей указанной квартиры и обязать Администрацию г. Омска предоставить указанным лицам жилое помещение в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент жилищной политики Администрации г. Омска (л.д. 1). В судебном заседании прокурор Центрального АО г. Омска Беглярова Е.Г. поддержала пункты 2,3 иска на основаниях, изложенных в иске. Просит удовлетворить. Истцы Козлов В.А.и Козлова М.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены. В судебном заседании представитель Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска Балашова О.Н., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. Пояснила, что действительно Постановлением Мэра г. Омска от 29 декабря 2007 года № 992-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» (с изменениями) срок расселения многоквартирного дома по адресу: <адрес> продлевался. Согласно постановлению Администрации г. Омска от 18 июня 2012 года № 826-п постановление Администрации г. Омска от 13 января 2012 года № 43-п, которым срок расселения указанного дома был продлен до 31 декабря 2013 года, отменено. Факт нахождения дома в аварийном, непригодном для проживания состоянии не оспаривала. Просит в иске отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: - ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; - изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В соответствии с распоряжением Мэра г. Омска от 24 марта 2006 г. № 93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. № 153) ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. В судебном заседании установлено, что 04 апреля 2003 года Козлову В.А. выдан ордер № Серии № на жилое помещение - <адрес>, состоящей из одной комнаты площадью 14,7 кв.м (л.д. 25). Из кадастрового паспорта помещения (л.д. 26) и технического паспорта от 13 марта 2009 года на комнату <адрес> (л.д. 28) следует, что истцы занимают одну комнату площадью 14,7 кв.м. Из справки ГП Омской области «Омский Центр ТиЗ» от 19 января 2006 года следует, что в связи с проведением технической инвентаризации приведена в соответствие и упорядочена нумерация жилого строения согласно данным технического паспорта (л.д. 24). Согласно копии лицевого счета, выданной ООО «Управляющая компания «Жилищник 7» от 23 марта 2012 года (л.д. 23), в указанной выше комнате зарегистрированы по месту жительства Козлов В.А. и Козлова М.В. На основании заключения межведомственной комиссии г. Омска по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 26 декабря 2007 года № 404 (л.д. 14-15) жилой <адрес> в г. Омске признан аварийным и подлежащим сносу. Из заключения межведомственной комиссии г. Омска от 26 декабря 2007 года № 402 следует, что техническое состояние дома оценивается как недопустимое, существует явная опасность для пребывания людей в данном здании; общее состояние дома (при физическом износе 69%) оценивается как исчерпывающее нормативный срок эксплуатации, характеризующееся снижением несущей способности и эксплутационных характеристик; данное жилое здание 1956 года постройки, одноэтажный, многоквартирный шлакоблочный дом относится к категории непригодного для дальнейшей эксплуатации, целесообразно снести. На основании данного заключения Мэром г. Омска 29 декабря 2007 года издано постановление № 992-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», в котором в перечне жилых домов также указан жилой <адрес> в г. Омске, в котором проживают истцы. В первоначальной редакции указанного постановления департаменту жилищной политики Администрации города Омска было указано в срок до 30 ноября 2008 года предложить гражданам, проживающим в жилых домах, жилые помещения для расселения. В дальнейшем в данное постановление внесены изменения (12 февраля 2009 года, 30 декабря 2009 года, 13 января 2012 года), согласно которым срок расселения граждан, проживающих в указанном доме, трижды переносился; в настоящее время указанный срок продлен до 31 декабря 2013 года постановлением Мэра г. Омска от 13 января 2012 года № 43-п. Согласно постановлению Администрации г. Омска от 18 июня 2012 года № 826-п постановление Администрации г. Омска от 13 января 2012 года № 43-п, которым срок расселения указанного дома был продлен до 31 декабря 2013 года, отменено (л.д. 53). На основании критериев СП-13-102-2003 недопустимое состояние - это категория технического состояния строительных конструкций, здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания в здании людей. Акт межведомственной комиссии со ссылкой на недопустимое техническое состояние строения составлен с учетом заключения проектного центра «Сибпроект» о техническом состоянии вышеуказанного жилого дома. Недопустимое состояние дома подтверждено заключением обследования жилых домов ООО «Сибпроект» от 2007 года, согласно которому недопустимое состояние имеют следующие основные несущие конструкции указанного дома: фундамент, наружные и внутренние стены, перекрытие чердачное, крыша и кровля, что свидетельствует об опасности пребывания в доме людей (л.д. 16-22). Факт нахождения жилого <адрес> в г. Омске в непригодном для проживания состоянии ответчиками в судебном заседании не оспаривается. С учетом изложенного судом установлено, что дом № 6 <адрес> которого проживает семья истцов, является непригодным для проживания, аварийным; не соответствует требованиям нормативно-технической документации, проживание и нахождение людей в данном доме создает угрозу их жизни и здоровью, дом подлежит расселению. Ссылка представителя ответчиков на недостаточное финансирование как на основание для нарушения сроков предоставления жилых помещений является несостоятельной. На указанных выше основаниях бездействие Администрации г. Омска по непринятию мер по расселению и предоставлению жилого помещения истцам является незаконным. В силу положений ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Обязанность предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, жилых помещений лежит на органах местного самоуправления. Указанное положение также предусмотрено п. 13 ст. 20.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и ЖК РФ. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире. Частью 5 ст. 15 ЖК РФ установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Из приведённых положений закона следует, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определённого жилого помещения. Суд полагает, что предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. В силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. При этом, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию г. Омска обязанности по внеочередному предоставлению Козлову В.А. и Козловой М.В. взамен жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, <адрес> другого благоустроенного жилого помещения - не менее одной комнаты, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, жилой площадью не менее 14,7 кв.м., находящееся в черте населённого пункта город Омск. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие Администрации города Омска по непринятию мер по сносу и расселению дома <адрес> в г. Омске по отношению к жильцам комнаты <адрес> указанного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу. Обязать Администрацию города Омска предоставить во внеочередном порядке в связи со сносом дома взамен комнаты <адрес> Козлову В.А. и Козловой М.В. благоустроенное жилое помещение жилой площадью не менее 14,7 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Э.Н.Попова